РЕШЕНИЕ по делу №2-127/11 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г.Бокситогорск 14 марта 2011 года Бокситогорский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Карабановой Е.В., при секретаре Никифорове Е.Ю., с участием прокурора Яблочкиной Г.А., представителя ответчика МУП «Бокситогорский автотранспорт» Фёдоровой Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бокситогорского городского прокурора к МУП «Бокситогорский автотранспорт» о запрете деятельности по обращению с отходами, установил: Истец Бокситогорский городской прокурор в соответствии со ст.45 ГПК РФ в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию «Бокситогорский автотранспорт» (далее МУП «Бокситогорский автотранспорт») о запрете на осуществление деятельности по обращению с отходами 1,2,3,4 классов опасности до получения соответствующей лицензии. В обоснование исковых требований указано, что в ходе проверки соблюдения Федерального законодательства, регулирующего деятельность по обращению с отходами производства и потребления МУП «Бокситогорский автотранспорт», установлено, что согласно контракту № от ДД.ММ.ГГГГ между ответчиком и администрацией Бокситогорского городского поселения, ответчик обязался осуществлять выполнение работ по уплотнению и содержанию мест временного складирования твердых бытовых отходов, вывозу случайного мусора, листьев и упавших деревьев с территории Бокситогорского городского поселения. Оплата указанных работ осуществляется за счет средств бюджета поселения. Согласно ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Статья 30 Федерального закона «Об охране окружающей среды» устанавливает, что отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды подлежат лицензированию, перечень этих видов деятельности устанавливается федеральными законами. В соответствии со ст.9 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», согласно ст.17 которого деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов 1- 4 классов опасности подлежит лицензированию. В тексте муниципального контракта условий, ограничивающих обращение ответчика с отходами 1-4 классов опасности не имеется, что предполагает возможность обращения ответчика с данными отходами. Ответчик не имеет лицензии на осуществление деятельности с отходами производства и потребления, а потому не может осуществлять деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, поскольку она не является безопасной для окружающей среды. В судебном заседании прокурор Яблочкина Г.А. исковые требования поддержала, пояснила, что федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов РФ №786 от 02.12.2002, отходы от жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) отнесены к 4 классу опасности. Кроме того контрактом предусмотрен вывоз случайного мусора, отходы, образующиеся в процессе жизнедеятельности населенного пункта могут относиться к различным классам опасности. Представитель ответчика Фёдорова Ю.С. исковые требования признала частично, пояснила, что МУП выполняет работу по обращению с отходами как в соответствии с контрактом, так и на основании договоров с управляющими организациями, лицензии на обращение с отходами 1-4 классов опасности у МУП не имеется, но работа по получению лицензии ведётся, полагает, что отходы, которые являются предметом деятельности ответчика, относятся к 5 классу опасности, но при этом классы опасности отходов, с которыми работает ответчик, не определены. Изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, суд приходит к следующему: В соответствии со ст.29 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" исковые требования о прекращении деятельности юридических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, рассматриваются судом или арбитражным судом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно муниципальному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между администрацией Бокситогорского городского поселения и ответчиком, последний обязался осуществить работы по уплотнению и содержанию мест временного складирования твердых бытовых отходов, вывозу случайного мусора, листьев и упавших деревьев с территории Бокситогорского городского поселения, при этом согласно п.3.2.2 контракта исполнитель обязан обеспечивать выполнение работ с соблюдением, в том числе, охраны окружающей среды. Как следует из технического задания на выполнение работ по уплотнению и содержанию мест временного складирования твердых бытовых отходов, вывозу случайного мусора, листьев и упавших деревьев с территории Бокситогорского городского поселения к предоставляемым услугам относится погрузка и транспортировка мусора послу проведения санитарной очистке города, упавших деревьев, листьев, скошенной травы; вывоз мусора после уборки урн, расположенных на территории города, уборка несанкционированных свалок по мере их образования. В соответствии со ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Деятельность по обращению с отходами регулируется Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" Из представленных документов следует, что ответчик осуществляет деятельность по обращению с отходами согласно ст.1 Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" В соответствии со ст.4.1 указанного закона отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы. В соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов РФ №786 от 02.12.2002, отходы от жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) отнесены к 4 классу опасности ( код 91100100 01 00 4). С учетом изложенного, суд находит, что отходы, обращение с которыми не исключают наличие в них отходов от жилищ несортированных, и деятельность по обращению с которыми осуществляет ответчик, относятся в 4 классу опасности. В соответствии с п.74 ст.17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности. Как следует из объяснений представителя ответчика, указанной лицензии у ответчика не имеется, что позволяет сделать вывод о том, что деятельность ответчика по обращению с отходами не является безопасной для окружающей среды. Согласно ст.56 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" при нарушении предусмотренных настоящей главой (в том числе ст.51) природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст.1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. В связи с изложенным, суд находит исковые требования, заявленные прокурором, подлежащими удовлетворению. Согласно ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. В соответствии с ч.2 ст.61.1 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина, по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, подлежит зачислению в бюджет муниципального района. В связи с изложенным и учитывая, что при подаче иска прокурор согласно пп.9 п.1 ст.333.36 НК РФ был освобожден от уплаты государственной пошлины, суд считает необходимым взыскать с ответчика государственную пошлину в доход бюджета Бокситогорского муниципального района Ленинградской области в размере <данные изъяты> рублей На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования Бокситогорского городского прокурора удовлетворить. Запретить муниципальному унитарному предприятию «Бокситогорский автотранспорт» осуществлять деятельность по обращению с отходами производства и потребления 1,2,3,4 классов опасности до получения соответствующей лицензии. Взыскать с МУП «Бокситогорский автотранспорт» в пользу бюджета Бокситогорскому муниципального района Ленинградской области государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей. Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ