Р Е Ш Е Н И Е по делу № 2-314/11 Именем Российской Федерации 11 июля 2011 года г.Бокситогорск Бокситогорский городской суд Ленинградской области в составе: председательствующего судьи Дживага В.А., с участием представителя истца Бокситогорского городского прокурора - Гусевой Э.А., представителя ответчика ООО «Альрамин» Преображенского В.Д., представителя Администрации Ефимовского городского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области Степанова А.В., при секретаре: Мухиной Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бокситогорского городского прокурора, в интересах Российской Федерации, к ООО «Альрамин» о запрете складирования отходов потребления и защиты земель от захламления отходами производства У С Т А Н О В И Л: Истец Бокситогорский городской прокурор, обратился в суд с иском, в интересах Российской Федерации, к ООО «Альрамин» о запрете складирования отходов потребления и защиты земель от захламления отходами производства. В обоснование заявленных исковых требований Бокситогорским городским прокурором указано, что Бокситогорской прокуратурой в ходе осуществления надзорной деятельности ДД.ММ.ГГГГ. было установлено, что на территории Ефимовского городского поселения Бокситогорского муниципального района имеется несанкционированная свалка отходов, расположенная на территории земельного участка общей площадью 1800 кв.м, арендатором которого согласно договора аренды заключенного с администрацией Ефимовского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ является ООО «Альрамин». На территории земельного участка складируются трубы для прокладки газопровода. В результате чистки территории вдоль забора территории, принадлежащей индивидуальному предпринимателю Бирюкову Ю.М. складированы отходы: древесные бревна, древесная кора, отработанные покрышки. Площадь свалки 40м*2м=80кв.м, высота свалки 0,5 м, объем отходов составляет 40куб.м. Собственником данных отходов является ООО «Альрамин». Согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено договором или законом. В соответствии со ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации; сброс отходов производства и потребления на почву, в недра запрещается. К видам негативного воздействия на окружающую среду в соответствии со ст.16 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», относятся в том числе: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления. В соответствии со ст.11 федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны в том числе: соблюдать экологические, санитарные и иные установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека. В соответствии с п.2 ст.39 федерального закона от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством. Согласно ст.22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В нарушение п.2.1 Правил содержания и обеспечения санитарного состояния территорий городских, сельских и других поселений Ленинградской области, утвержденных Постановлением Правительства Ленинградской области № 27 от 23.07.1998 на территории ООО «Альрамин» места временного хранения отходов не организованы, не оборудованы, осуществляется сброс отходов на почву, что является несоблюдением экологических требований сооружений и иных объектов. Не установлены контейнеры для вывоза мусора. Таким образом, дальнейшее складирование отходов потребления, в том числе опасных, на территории земельного участка, на котором размещена несанкционированная свалка отходов - древесных отходов и автопокрышек, приводит к загрязнению окружающей среды, то есть поступлению в окружающую среду веществ и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду и может привести к негативному изменению окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшему за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов. В связи с изложенным истец просит обязать ответчика ООО «Альрамин» ликвидировать свалку отходов, обязать ООО «Альрамин» установить на арендуемом земельном участке контейнеры для сбора мусора в соответствии с действующим законодательством. В судебном заседании представитель истца Гусева Э.А. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить и обязать ответчика ООО «Альрамин» ликвидировать свалку отходов, обязать ООО «Альрамин» установить на арендуемом земельном участке контейнеры для сбора мусора в соответствии с действующим законодательством. Представитель ответчика ООО «Альрамин» Преображенский В.Д., судебном заседании заявленные Бокситогорским городским прокурором исковые требования признал частично и пояснил, что ООО «Альрамин» не имеет отношения к свалке отходов, на которую в своем иске ссылается Бокситогорский городской прокурор, так как захламленная территория не находится в аренде ООО «Альрамин», кроме того согласно договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ. арендуемая ООО «Альрамин» территория предоставляется для организации выгрузки твердого топлива (каменного угля) и складирование древесины на ней не предполагается. ООО «Альрамин» в настоящее время не ведет деятельности, связанной с заготовкой, перевозкой, либо переработкой древесины. Вместе с тем, действительно на территории ООО «Альрамин» отсутствуют контейнеры для сбора мусора, данное нарушение будет устранено в ближайшее время. Представитель Администрации Ефимовского городского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области Степанов А.В. в судебном заседании показал, что полагает заявленные прокурором исковые требования подлежащими частичному удовлетворению, так как обнаруженная свалка не находится на территории арендуемой ООО «Альрамин», данный земельный участок в настоящее время свободен от аренды. Свидетели гр."А.". (сотрудник ОУФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Бокситогорском районе) и гр."М." (главный специалист ТО Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в Бокситогорском районе) в судебном заседании показали, что принимали участие в комплексной проверке по соблюдению экологического законодательства в вопросах обращения с отходами со стороны юридических лиц и предпринимателей на территории Ефимовского городского поселения проводимой Бокситогорской городской прокуратурой. В связи с данной проверкой они выезжали в <адрес>, где вдоль забора обнаружена несанкционированная свалка отходов деревообработки и использованные покрышки, общая площадь свалки примерно 40 куб.м. Вместе с тем свидетели гр"А." и гр."М.". не знают кому принадлежит выявленная свалка отходов и на чьей территории она находится. Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, показания свидетелей, суд находит заявленные Бокситогорским городским прокурором исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям: Как установлено судом, подтверждается представленными материалами и не оспаривается сторонами - ДД.ММ.ГГГГ в ходе осуществления Бокситогорской городской прокуратурой надзорной деятельности, на территории Ефимовского городского поселения Бокситогорского муниципального района выявлена несанкционированная свалка отходов, расположенная в <адрес>, вдоль забора территории, принадлежащей индивидуальному предпринимателю Бирюкову Ю.М., в виде древесных бревен, древесной коры, отработанных покрышек. Площадь свалки 40м*2м=80кв.м, высота свалки 0,5 м, объем отходов составляет 40куб.м. Также выявлено, что на земельном участке, арендуемом ООО «Альрамин» отсутствуют контейнеры для сбора мусора, установленные в соответствии с действующим законодательством. Данные обстоятельства полностью подтверждаются составленным по результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ. Актом осмотра территории, а также не оспаривалось сторонами при рассмотрении настоящего дела. В заявленных исковых требованиях Бокситогорский городской прокурор просит обязать ответчика ООО «Альрамин» ликвидировать выявленную свалку отходов, в обоснование указывая, что данные отходы принадлежат именно ответчику ООО «Альрамин». В соответствии со ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации; сброс отходов производства и потребления на почву, в недра запрещается. В соответствии со ст.4.1 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы. К видам негативного воздействия на окружающую среду в соответствии со ст.16 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», относятся в том числе: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления. В соответствии со ст.11 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно- технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления. В соответствии с п.2 ст.39 Федерального закона от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством. Согласно ст.22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. С учетом вышеуказанных требований законодательства РФ выявленная в ходе проверки свалка отходов в <адрес> является несанкционированной и подлежит ликвидации, так как приводит к загрязнению окружающей среды, и в дальнейшем может привести к негативному изменению окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшему за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов. Согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено договором или законом. В соответствии с Межгосударственным стандартом ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» от 28.12.2001г. № 607-ст., собственником отходов являются юридические лица, производящие отходы. Если это лицо не установлено, собственником отходов являются юридические лица, ответственные за территорию, на которой находятся отходы. Анализ требований федерального законодательства РФ, представленных сторонами документов, позволяет сделать вывод о том, что ликвидация выявленной в п.Ефимовский несанкционированной свалки относится к компетенции лица (юридического лица, индивидуального предпринимателя, физического лица) являющегося либо собственником отходов, либо ответственным за территорию, на которой находятся отходы. При этом как установлено судом из представленных сторонами доказательств, выявленная свалка отходов, расположенная в <адрес>, вдоль забора территории, принадлежащей индивидуальному предпринимателю Бирюкову Ю.М., в виде древесных бревен, древесной коры, отработанных покрышек, площадью 40м*2м=80кв.м, высотой свалки 0,5 м, объемом отходов 40 куб.м. не расположена на территории арендуемой ответчиком ООО «Альрамин». Так из представленных самим истцом - Акта осмотра территории и фотографий к нему, следует, что свалка отходов обнаружена непосредственно у забора по границе земельного участка ИП Бирюкова Ю.М., ширина свалки 2 м. А согласно договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ. заключенного между Администрацией Ефимовского городского поселения и ООО «Альрамин», дополнительного соглашения № к данному договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ. и приложенных к ним экспликацией земельного участка, имеющего в настоящее время площадь 3000 кв.м. следует, что земельный участок, предоставленный в аренду ООО «Альрамин» не имеет соприкосновения с земельным участком ИП Бирюкова Ю.М. и проходит от его границы на расстоянии более 5м., данное обстоятельство также подтверждено и представителем Ефимовского городского поселения Степановым А.В., указавшим, что действительно выявленная свалка отходов не находится на территории ООО «Альрамин». Также суд находит, что при рассмотрении дела истцом не представлены доказательства и того обстоятельства, что собственником выявленных отходов является именно ответчик ООО «Альрамин», так как допрошенные в судебном заседании по инициативе истца свидетели гр."А.". и гр."М.". указали, что не знают кому принадлежат обнаруженные в ходе проверки отходы, в составленном по результатам осмотра территории Акте, также доказательств принадлежности отходов ответчику не имеется. Какими-либо другими доказательствами принадлежность отходов ответчику не установлена. С учетом установленных судом обстоятельств и учитывая, что истцом в соответствии со ст.56 ГПК РФ суду не представлены доказательства того, что именно ответчик ООО «Альрамин», является собственником отходов и ответственным за территорию, на которой находятся данные отходы, суд находит необходимым отказать Бокситогорскому городскому прокурору в удовлетворении заявленных им требований к ООО «Альрамин» об обязании ликвидировать выявленную свалку отходов. При подаче иска Бокситогорским городским прокурором также заявлены требования к ответчику ООО «Альрамин» об обязании установить на арендуемом земельном участке контейнеры для сбора мусора в соответствии с действующим законодательством. Согласно ст.22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с Правилами содержания и обеспечения санитарного состояния территорий городских, сельских и других поселений Ленинградской области, утвержденных Постановлением Правительства Ленинградской области № 27 от 23.07.1998г. объектами санитарной очистки и уборки являются территории домовладений, уличные и микрорайонные проезды, парки, скверы, площади, места общественного пользования и отдыха, объекты культурно-бытового назначения, территории предприятий, учреждений, организаций и места уличной торговли (п.1.2 Правил). Система санитарной очистки и уборки территорий городских и сельских поселений должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и утилизацию бытовых и производственных отходов, уличного мусора и смета, скапливающегося на территории поселения (п.1.11 Правил). Руководители учреждений по эксплуатации зданий, коменданты, председатели жилищно-строительных кооперативов и управляющие домами, владельцы объектов торговли, общественного питания независимо от форм собственности, должностные лица учреждений, предприятий, организаций, объединений в соответствии с Правилами внешнего благоустройства городов, поселков и сельских населенных пунктов Ленинградской области, утвержденными постановлением Правительства Ленинградской области от 21 сентября 1995 года N 370, обязаны организовывать и контролировать на закрепленной территории: очистку территории от мусора, снега, льда и вывоз мусора и нечистот в специально отведенные места (п.1.13.2 Правил). На территориях домовладений, объектов культурно-бытового, производственного и другого назначения для размещения контейнеров должны выделяться специальные площадки, которые должны быть заасфальтированы, освещены, иметь устройство для стока воды, удобны для подъезда транспорта и подхода жителей. Размещение мест сбора, хранения отходов, контейнеров, площадок для контейнеров определяется органами архитектуры и градостроительства в соответствии с требованиями СНиП 2.07.01-89, пункт 2.13. Расстояние от площадок до жилых домов, детских, спортивных площадок, мест отдыха должно быть не менее 20 метров, расстояние от площадки до наиболее удаленного входа в здание - не более 100 метров (п.2.1 Правил). Количество устанавливаемых контейнеров определяется расчетами накопления отходов в соответствии с нормативами, утвержденными органами местного самоуправления (п.2.2 Правил). В ходе судебного разбирательства было установлено, что данные требования законодательства со стороны ответчика не соблюдены, а именно ООО «Альрамин» на арендуемой территории не в полном объеме разработаны меры по очистке территории от мусора и вывозу мусора и нечистот в специально отведенные места, так как в ходе проведенной проверки выявлено отсутствие контейнеров для сбора мусора, выявленное нарушение создает реальную угрозу загрязнения окружающей среды и может привести к негативному изменению окружающей среды в результате ее загрязнения. А потому заявленные Бокситогорским городским прокурором требования к ООО «Альрамин» об обязании установить на арендуемом земельном участке контейнеры для сбора мусора в соответствии с действующим законодательством обоснованным и подлежат удовлетворению. Согласно ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. В соответствии с ч.2 ст.61.1 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина, по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, подлежит зачислению в бюджет муниципального района. В связи с изложенным суд считает необходимым взыскать с ответчика ООО «Альрамин» государственную пошлину в доход бюджета Бокситогорского муниципального района в размере <данные изъяты> На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Исковые требования Бокситогорского городского прокурора - удовлетворить частично. Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Альрамин» установить на арендуемом земельном участке контейнеры для сбора мусора в соответствии с действующим законодательством. В остальной части иска Бокситогорскому городскому прокурору - отказать. Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Альрамин» в доход бюджета Бокситогорского муниципального района государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей. Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 дней. Судья: подпись. Копия верна. Судья: