об обязании произвести ремонт кровли и взыскании компенсации морального вреда



РЕШЕНИЕ по делу №2-577/11

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Бокситогорск        12 сентября 2011 года

Бокситогорский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Карабановой Е.В.,

при секретаре Алферьевой Н.В.,

с участием истца Иванова А.Е.,

представителя истца Ивановой Е.В.,

представителя ответчика ООО «Бокситогорская городская жилищная управляющая организация» Новожиловой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иванова А.Е. к ООО «Бокситогорская городская жилищная управляющая организация» об обязании произвести ремонт кровли и компенсации морального вреда,

установил:

Истец Иванов А.Е. обратился в суд с иском к ответчику ООО «Бокситогорская городская жилищная управляющая организация» (далее ООО «БГЖУО») об обязании произвести ремонт кровли и компенсации морального вреда.

В обосновании иска указано, что истец является собственником квартиры по адресу <адрес>, расположенной на третьем этаже. С 00.00.0000 протекает крыша над квартирой, течет не только с потолка, но и по стенам. В результате в квартире постоянно сыро, отклеиваются обои, на окрашенных поверхностях образуются вздутия. Проживание в таких условиях невыносимо, в связи с чем истец не может вселиться в квартиру. Истец неоднократно обращался к ответчику с письменными заявлениями о ремонте кровли над квартирой. Согласно сведениями из государственной жилищной инспекции протечки кровли установлены в ходе проведенной проверки и ответчику выдано предписание на устранение этих протечек. Ремонт крыши до настоящего времени не выполнен. Косметический ремонт квартиры ответчиком произвенден. Истец исправно вносит квартплату и оплачивает коммунальные услуги, полагает, что ответчик ненадлежащим образом исполняет свои обязательства в части выполнения работ, оказанию услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, текущего и капитального ремонта. Действиями ответчика истцу причинен моральный вред, оцененный в <данные изъяты> рублей, который истец просит взыскать с ответчика, а также обязать ответчика произвести ремонт кровли над квартирой.

В возражениях на исковое заявление ООО «БГЖУО» указало с исковыми требованиями не согласно по следующим основаниям - ответчик занимается эксплуатацией многоквартирного <адрес> с 00.00.0000 и надлежаще исполняет взятые на себя по договору управления обязательства. В период с 00.00.0000 по 00.00.0000 производился частичный ремонт кровли, о чем имеются акты. Готовность многоквартирных домов к отопительному сезону 2010/2011 была подтверждена справкой государственной жилищной инспекции. Кровля по мере необходимости очищалась от наледи и сосулек. Поскольку текущие ремонты не могли обеспечить надлежащее безаварийное функционирование конструкций кровли дама истца ответчиком было проведено лабораторное обследование деревянных конструкций чердачного перекрытия и элементов кровли <адрес>. В результате обследования выявлена необходимость капитального ремонта кровли, что подтверждает невозможность надлежащей эксплуатации кровли дома объемами текущего ремонта. Несмотря на принятые ответчиком меры дом не был включен в программу «Проведения капитального ремонта МКД в 2011г.» Надлежащее функционирование кровли многоквартирного дома обеспечивается в рамках текущего ремонта, что отражено в акте выполненных работ от 00.00.0000. Ответчиком также произведен косметический ремонт внутренних помещений квартиры истца, что подтверждается приемо-сдаточным актом от 00.00.0000 и актом выполненных работ от 00.00.0000. Предписание государственной жилищной инспекции об устранении протечек с чердачного помещения также было выполнено. Таким образом, ответчиком выполнены работы, вызванные обстоятельствами, которые ответчик не мог разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых не отвечает, а, значит, ответчиком в рамках договора управления выполнены требования по обеспечению благоприятных и безопасных условий проживания граждан в доме. Ответчик также ссылается на то, что истцом не представлено доказательств причинения ему морального вреда.

В судебном заседании истец Иванов А.Е. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, и дополнительно пояснил, что заливы квартиры происходят с 00.00.0000, поскольку крыша над квартирой не отремонтирована. На многочисленные обращения к ответчику ответов не было. От постоянной сырости в квартире было невозможно проживать, из-за чего он не мог пользоваться своей собственностью, по стенам появилась плесень, что создавало угрозу здоровью его и членов его семьи. В настоящее время ответчик сделал косметический ремонт квартиры, претензий по качеству которого у него нет. Моральный вред выразился в его переживаниях по поводу залива, невозможности жить в нормальных человеческих условиях, после работы он был вынужден собирать воду с пола, оправдываться перед соседями, ниже этажами, которые также были залиты, из-за постоянной сырости в квартире появилась плесень и неприятный запах, что препятствовало в проживании в квартире, из-за чего он был вынужден выехать и некоторое время не проживать в квартире. Страх перед заливами сохранился и до сих пор.

Представитель истца Иванова Е.В., исковые требования поддержала, пояснила, что полагает, что ремонт кровли не выполнен. Также указала, что муж постоянно нервничает из-за заливов, проживание в квартире было невозможным.

Представитель ответчика ООО «БГЖУО» Новожилова Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, дополнительно к представленным возражениям пояснила, что ремонт кровли над квартирой истца произведен в 00.00.0000, что подтверждается государственной жилищной инспекцией, косметический ремонт квартиры сделан, свои обязанности Управляющая организация исполнила в соответствии с требованиями закона. Доказательств причинения ответчиком морального вреда истцу не представлено.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы истца и представителя ответчика суд приходит к следующему:

Истец Иванов А.Е. проживает по адресу <адрес> и является собственником указанной квартиры, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права и справкой формы №9.

ООО «Бокситогорская городская жилищная управляющая организация» управляет данным многоквартирным домом с 00.00.0000, договор управления многоквартирным домом между ООО «БГЖУО» и Ивановым А.Е. заключен 00.00.0000.

Согласно п.1.1 данного договора ответчик в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, что также следует из положений ст.162 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с п.1.2 договора в состав общего имущества дома входят, в том числе, крыши. Собственник в соответствии с п.2.3.2 договора ежемесячно обеспечивает внесение платы за работы и услуги по управлению домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества дома, а также услуг по вывозу твердых бытовых отходов.

Как указывает истец, и не оспаривает представитель ответчика, Иванов А.Е. задолженности по оплате указанных работ и услуг перед ответчиком не имеет.

В соответствии с п.10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:

а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;

б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;

в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом;

г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;

д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам;

е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.

Согласно п.11 указанных Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества.

Из п.16 Правил следует, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.

При этом п.42 Правил предусмотрено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством РФ и договором.

Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденного постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 года № 170 (п.4.6.1.1.) установлено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода.

Актами и от 00.00.0000 и от 00.00.0000 обследования квартиры <адрес>, составленными комиссией ООО «БГЖУО» зафиксированы следы протечек в помещениях квартиры и повреждения отделки. Наличие протечек с чердака в жилые помещения дома <адрес> подтверждается и актом проверки государственной жилищной инспекции от 00.00.0000 по итогам которой в адрес ответчика было вынесено предписание об устранении протечек в срок до 00.00.0000.

В связи с вышеизложенным суд находит, что вина ответчика ООО «БГЖУО» в заливах квартиры <адрес>, как управляющей организации, обязанной обеспечивать содержание общего имущества многоквартирного дома, включая управление домом, в том числе осуществлять свою деятельность в соответствии с Жилищным кодексом РФ, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденного постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 года № 170, постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307, и иными нормативными правовыми актами РФ, регулирующими вопросы управления, содержания и текущего ремонта жилищного фонда, нашла свое подтверждение в материалах дела, из которых усматривается, что причинами выявленных повреждений и дефектов квартиры истца являются повреждения кровли, обязанность по содержанию и текущему ремонту которой, лежит в силу договора на ответчике.

Тот факт, что протечки кровли над квартирой истца были неоднократными, что подтверждается как актами, составленными ответчиком, так и заявлениями Иванова А.Е. в адрес ответчика, свидетельствует об отсутствии со стороны ООО «БГЖУО» должной степени заботливости и осмотрительности при выполнении принятых по договору обязательств по содержанию общего имущества дома.

При этом суд находит, что потребность в капитальном ремонте общего имущества, не освобождает ответчика от обязанности содержать это имущество в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.

Рассматривая требования истца об обязании произвести ремонт кровли над его квартирой, суд учитывает, что согласно акту проверки от 00.00.0000, проведенной в целях проверки исполнения предписания , установлено, что предписание выполнено, протечки с крыши <адрес> устранены. Выполнение работ по ремонту кровли подтверждается также актами выполненных работ от 00.00.0000, а также следует из ответа в адрес истца начальника государственной жилищной инспекции Ленинградской области от 00.00.0000. Указанные обстоятельства, свидетельствующие о том, что обязанность по ремонту кровли над квартирой истца ответчиком была исполнена ещё до его обращения суд с исковыми требованиями, в связи с чем, исковые требования Иванова А.Е. в этой части удовлетворению не подлежат.

Истцом также заявлены требования о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

В силу ст. 151 ГК РФ денежная компенсация морального вреда присуждается, если он причинен гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему другие нематериальные блага (их неисчерпывающий перечень приведен в ст. 150 ГК РФ: жизнь, здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства и др.); в случаях нарушения иных прав (имущественных) присуждение денежной компенсации причиненного морального вреда допустимо, только если это прямо предусмотрено федеральным Законом.

Согласно ст.15 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Принимая во внимание, что к отношениям между истцом и ответчиком по управлению общим имуществом дома применимы положения названного закона, а также учитывая, что истец в результате залива квартиры понес нравственные страдания, связанные с невозможностью проживания в квартире, необходимостью устранять последствия протечек, суд находит исковые требования Иванова А.Е. в части компенсации морального вреда подлежащими с учетом требований разумности и справедливости, предусмотренных ст.1101 ГК РФ, частичному удовлетворению в размере <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Иванова А.Е. удовлетворить частично.

Взыскать с ООО «Бокситогорская городская жилищная управляющая организация» в пользу Иванова А.Е. компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

В остальной части исковых требований Иванова А.Е. отказать.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья

    Решение в окончательной форме принято 16.09.2011