о признании незаконным бездействия в сфере обеспечения пожарной безопасности и об обязании привести объект в соответствие с требованиями пожарной безопасности путем устранения выявленных недостатков



РЕШЕНИЕ по делу №2-582/11

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Бокситогорск        13 сентября 2011 года

Бокситогорский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Карабановой Е.В.,

при секретаре Алферьевой Н.В.,

с участием прокурора Корзуна Г.А.,

представителя ответчика Жебко В.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бокситогорского городского прокурора в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Детская юношеская спортивная школа города Пикалево» о признании незаконным бездействия в сфере обеспечения пожарной безопасности и об обязании привести объект в соответствие с требованиями пожарной безопасности путем устранения выявленных недостатков,

установил:

Бокситогорский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Детская юношеская спортивная школа города Пикалево» (далее МОУ ДОД «ДЮСШ города Пикалево») о признании незаконным бездействия в сфере обеспечения пожарной безопасности и об обязании привести объект в соответствие с требованиями пожарной безопасности путем устранения выявленных недостатков.

В обоснование исковых требований указано, что в ходе осуществления Бокситогорской городской прокуратурой надзорной деятельности в сфере соблюдения требований противопожарного законодательства установлено, что помещения МОУ ДОД «ДЮСШ города Пикалево» не оборудован системой АУПС, системой СОУЭ; на путях эвакуации и в помещении спортивного зала для отделки стен допущено применение горючих материалов; заполнение проемов в противопожарных преградах помещений разного функционального назначения не соответствует требованиям нормативных документов; в здании установлены перегородки из горючих материалов (тренерская на втором этаже, мастерская в подвальном помещении); не заключен договор со специализированной организацией, имеющей соответствующую лицензию МЧС РФ на обслуживание системы внутреннего противопожарного водопровода; допущена эксплуатация поврежденных розеток, электрические выключатели закреплены на горючем основании (подвал); монтаж и эксплуатация электрических сетей осуществляется не в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике - электропроводка проходит по горючим конструкциям (тренерская, мастерская и складское помещение в подвале); первичные средства пожаротушения (огнетушители) установлены на высоте более 1,5 м (буфет и спортивный зал); допущена эксплуатация светильников со снятыми колпаками рассеивателями, предусмотренными конструкциями(подвал); в подвальном помещении устроены мастерские и складские помещения, вход в которые не изолирован от общих лестничных клеток. Указанные недостатки были выявлены в ходе проверки 00.00.0000 при проверке зданий и помещений МОУ ДОД «ДЮСШ города Пикалево», расположенных в <адрес>, сотрудником ОНД Бокситогорского района В соответствии со ст.37 Закона РФ «О пожарной безопасности» руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах. Изложенное свидетельствует об отсутствии активной работы в целях приведения учреждения в соответствие с нормами пожарной безопасности, направленной на сохранность муниципального имущества, а также защиту жизни и здоровья граждан.

В судебном заседании прокурор Корзун Г.А. исковые требования поддержал, пояснил, что указанные недостатки были выявлены в ходе проверки 00.00.0000 при проверке зданий и помещений МОУ ДОД «ДЮСШ города Пикалево», расположенных в <адрес>, сотрудником ОНД Бокситогорского района.

Представитель ответчика Жебко В.И. заявленные требования признал частично, пояснил, что указанные прокурором нарушения правил пожарной безопасности имели место на день проверки, допущены они в силу недостаточного финансирования учреждения, отметил, что часть нарушения устранены - исправлены розетки, перевешены огнетушители, на светильниках установлены колпаки, договор на обслуживание системы противопожарного водопровода был заключен.

Суд, изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, приходит к следующему:

как следует из положений Закона РФ «О пожарной безопасности» №69-ФЗ от 21.12.1994г. - пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, согласно ст.37 указанного закона руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Согласно правил пожарной безопасности (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ №313 от 18.06.2003г., они устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

В соответствии с п.3 ППБ 01-03 наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

Пунктом 16 указанных правил установлено, что в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.

В соответствии с нормами пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03)", утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 №315 здания общественного назначения оборудуются автоматическими установками пожарной сигнализации (таблица 1).

Типы СОУЭ (системы оповещения и управления эвакуацией) и перечень зданий, подлежащих оснащению этими системами, установлены нормами пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03)", утвержденными приказом МЧС РФ от 20.06.2003 №323.

Согласно п.53 ППБ 01-03 при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости).

В соответствии с п.60 ППБ 01-03 при эксплуатации действующих электроустановок запрещается: пользоваться поврежденными розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями; обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;

Согласно п.57 ППБ 01-03 проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике.

Пунктом 40 ППБ 01-03 установлено, что в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается: устраивать склады горючих материалов и мастерские, размещать иные хозяйственные помещения в подвалах и цокольных этажах, если вход в них не изолирован от общих лестничных клеток;

Как видно из представленных суду доказательств 00.00.0000 имущественный комплекс МОУ ДОД «ДЮСШ города Пикалево», расположенный по адресу - <адрес>, был подвергнут проверке, в ходе которой инспектором ОНД Бокситогорского района УНД ГУ МЧС России по Ленинградской области были выявлены нарушения требования правил пожарной безопасности, указанные в исковом заявлении, что подтверждается актом проверки от 00.00.0000 и предписанием от 00.00.0000. Учитывая изложенное суд находит, что ответчиком, не устранившим выявленные нарушения требований пожарной безопасности, допущено бездействие, которое противоречит требованиям закона, и, принимая во внимание, что обеспечение пожарной безопасности граждан при получении ими услуг МОУ ДОД «ДЮСШ города Пикалево» лежит на учреждении в силу Закона и Правил, суд считает возможным удовлетворить заявленные прокурором требования. При этом суд находит, что ответчиком уже на момент проверки был заключен договор со специализированной организацией, имеющей соответствующую лицензию МЧС РФ на обслуживание системы внутреннего противопожарного водопровода, что подтверждается представленным суду договором от 00.00.0000, из чего следует, что из перечня мероприятий, которые ответчик обязан осуществить данный пункт должен быть исключен.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой был освобожден истец, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты пошлины, в связи с чем суд считает необходимым взыскать с ответчика государственную пошлину в пользу бюджета Бокситогорского муниципального района Ленинградской области в сумме <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Бокситогорского городского прокурора удовлетворить.

Признать бездействие муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская юношеская спортивная школа города Пикалево» в сфере обеспечения пожарной безопасности незаконным.

Обязать муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская юношеская спортивная школа города Пикалево» привести объект в соответствие с требованиями пожарной безопасности путем устранения выявленных недостатков - оборудовать помещения автоматической установкой пожарной сигнализации (АУПС), системой оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ), на путях эвакуации для отделки стен использовать материал со степенью пожароопасности в пределах допустимых норм, привести заполнение проемов в противопожарных преградах помещений разного функционального назначения в соответствие с требованиями нормативных документов; демонтировать в здании перегородки из горючих материалов (тренерская на втором этаже, мастерская в подвальном помещении); устранить повреждения розеток, электрические выключатели закрепить на негорючем основании (подвал); монтаж и эксплуатация электрических сетей осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике (тренерская, мастерская и складское помещение в подвале); первичные средства пожаротушения (огнетушители) установить на высоте менее 1,5 м (буфет и спортивный зал); не допускать эксплуатацию светильников со снятыми колпаками рассеивателями, предусмотренными конструкциями(подвал); в подвальном помещении устроены мастерские и складские помещения, вход в которые изолировать от общих лестничных клеток.

Взыскать с муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская юношеская спортивная школа города Пикалево» в пользу бюджета Бокситогорского муниципального района Ленинградской области государственную пошлины в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья. Подпись.

Копия верна. Судья

    Решение в окончательной форме принято 16.09.2011