Об обязании привести изолятор временного содержания 91 отдела полиции ОМВД России по Бокситогорскому району в соответствии с нормами федерального законодательства



РЕШЕНИЕ по делу №2-584/11

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Бокситогорск       22 сентября 2011 года

Бокситогорский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Карабановой Е.В.,

при секретаре Алферьевой Н.В.,

с участием прокурора - помощника Бокситогорского городского прокурора Корзуна Г.А.,

представителя ответчика ОМВД России по Бокситогорскому району Махнова М.В.,

представителя третьего лица ГУ МВД России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области Азаренко И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бокситогорского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОМВД России по Бокситогорскому району Ленинградской области об обязании привести изолятор временного содержания 91 отдела полиции ОМВД России по Бокситогорскому району в соответствие с нормами федерального законодательства,

     установил:

Бокситогорский городской прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОМВД России по Бокситогорскому району и ГУ МВД России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области об обязании ОМВД России по Бокситогорскому району привести изолятор временного содержания 91 отделения полиции ОМВД России по Бокситогорскому району в соответствие с нормами федерального законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений - выделить в ИВС отдельное помещение и оборудовать медицинский кабинет; оборудовать камеры индивидуальными спальными местами, столами и скамейками по лимиту мест, полками для туалетных принадлежностей, вешалками для верхней одежды, средствами для радиовещания, централизованным водоснабжением, кнопками вызова дежурного, санузлами, кранами с водопроводной водой; оборудовать комнату для свиданий; оборудовать санпропускник с камерой для дезинфекции вещей; оборудовать санузел для сотрудников ИВС в помещении ИВС; оборудовать душевую кабину; оборудовать библиотеку и обеспечить выдачу книг; оборудовать комнаты для производства обыска; оборудовать комнату для хранения вещей задержанных; оборудовать помещения автоматической пожарной сигнализацией; окна и стены камер ИВС привести в соответствие с СП 12-95 МВД РФ; по наборам помещений и площадей привести ИВС в соответствие с СП 12-95 МВД РФ; по оборудованию камер ИВС привести в соответствие с п.45 Правил внутреннего распорядка ИВС подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел ( в редакции Приказов МВД РФ от 12.04.2007 №355, от 15.05.2007 №433, от 30.04.2008 №386 с изменениями, внесенными решением Верховного Суда РФ от 16.03.2009 №ГКПИ08-2382).

В обоснование заявленных требований указано, что порядок пребывания лиц в ИВС регламентируется Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 00.00.0000, Правилами внутреннего распорядка ИВС подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел ( в ред. Приказов МВД РФ от 12.04.2007 №355, от 15.05.2007 №433, от 30.04.2008 №386 с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 16.03.2009 №ГКПИ08-2382) с приложениями. Согласно ст.16 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в целях обеспечения режима в местах содержания федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, по согласованию с Генеральным прокурором РФ, утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Согласно ст.42 Правил подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом. По результатам проверок установлено, что помещения ИВС ОМВД России по Бокситогорскому району, расположенного по адресу <адрес>, не соответствуют требованиям указанных Федерального закона, Правил, а также Инструкции по проектированию объектов органов внутренних дел МВД РФ (СП-12-95 МВД РФ). В ходе проверок установлено, что изолятор временного содержания размещен в здании 91 отдела полиции ОМВД России по Бокситогорскому району, 00.00.0000 года постройки, ИВС введен в действие в 00.00.0000 году, имеет 5 камер, лимит наполнения 15 человек. В нарушение ст.45 Правил внутреннего распорядка камеры не оборудованы индивидуальными спальными местами, столами и скамейками по лимиту мест, шкафами для продуктов, полками для туалетных принадлежностей, вешалками для верхней одежды, средствами для радиовещания, централизованным водоснабжением, кнопками вызова дежурного, санузлами и кранами с водопроводной водой. Также установлено, что ИВС не имеет комнаты для свиданий, кладовой для хранения вещей содержащихся под стражей, санпропускника с дезкамерой, душевой кабины, комнаты для производства обыска, медицинского кабинета, комнаты отдыха и приема пищи, библиотеки. Прогулочный двор не предусмотрен. Окна и стены камер не соответствуют приказу МВД РФ №140дсп-06. По набору помещений и площадям ИВС не отвечает требованиям Инструкции по проектированию объектов органов внутренних дел МВД РФ (СП 12-95 МВД РФ). В нарушение Правил пожарной безопасности в РФ помещения ИВС не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации, системой оповещения в случае пожара. Указанные недостатки были выявлены в ходе комиссионного обследования 00.00.0000, в ходе повторного обследования 00.00.0000 установлено, что выявленные нарушения не устранены. Согласно п.2 ст.17 Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемые и обвиняемые имеют право на личную безопасность в местах содержания под стражей. Несоответствие помещений ИВС ОМВД России по Бокситогорскому району требованиям действующего законодательства нарушает права лиц, содержащихся под стражей, на личную безопасность.

В судебном заседании прокурор Корзун Г.А. исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель ответчика ОМВД России по Бокситогорскому району Махнов М.В. признал наличие выявленных в ходе проверок недостатков, указанных в исковом заявлении, исковые требования признал и пояснил, что в настоящее время принято решение о реконструкции ИВС 91 отдела полиции, для чего выделены денежные средства и составляется проектно-сметная документация.

Представитель третьего лица ГУ МВД России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области Азаренко И.В. исковые требования признал частично, полагал, что не все выявленные в ходе проверок нарушения требований законодательства создают угрозу безопасности лиц, содержащихся в ИВС, а также каким-либо иным способом нарушают законные права и интересы данных лиц. Пояснил также, что истцом не доказана техническая возможность приведения существующего ИВС в соответствие с требованиями законодательства.

Представитель третьего лица администрации МО «Город Пикалево» Бокситогорского муниципального района Ленинградской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен, в суд представлено заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, суд приходит к следующему:

Согласно договору безвозмездного пользования объектами нежилого фонда от 00.00.0000 отделу внутренних дел по Бокситогорскому району Ленинградской области было администрацией муниципального образования «Город Пикалево» Бокситогорского района, как собственником объектов нежилого фонда, передано в безвозмездное пользование здание по адресу <адрес>. В указанном здании оборудован изолятор временного содержания, что следует из актов комиссионного обследования ИВС 91 отдела полиции ОМВД России по Бокситогорскому району.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ (ред. от 21.04.2011) "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" настоящий Федеральный закон регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

Согласно ст.23 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ (ред. от 21.04.2011) "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место.Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин).Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры.Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.

В соответствии с п.45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД РФ от 22.11.2005 №905 (ред. от 13.09.2010) Камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере;

шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией; детскими кроватями в камерах, где содержатся женщины с детьми; тазами для гигиенических целей и стирки одежды.

В ходе проверок ИВС 91 отдела полиции ОМВД России по Бокситогорскому району от 00.00.0000 и 00.00.0000, что следует из представленных актов комиссионного обследования ИВС, установлено, что камеры не оборудованы индивидуальными спальными местами, столами и скамейками по лимиту мест, отсутствуют полки для туалетных принадлежностей, санузлы, вешалки для верхней одежды, средства для радиовещания, централизованное водоснабжение, кнопки вызова дежурного.

Таким образом, результаты проверки свидетельствуют о несоответствии ИВС 91 отдела полиции положениям указанного Федерального закона и Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.

Согласно п.9 Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, утвержденной Приказом МВД РФ N 1115, Минздрава РФ N 475 от 31.12.1999 (ред. от 24.12.2009) в течение первых суток пребывания в ИВС проводится первичный медицинский осмотр всех вновь поступивших с целью выявления лиц с подозрением на инфекционные заболевания,представляющих опасность для окружающих, и больных, нуждающихся в скорой медицинской помощи. При этом обращается особое внимание на наличие проявлений кожных, венерических, психических заболеваний, пораженность педикулезом, чесоткой. Осмотр проводится медицинским работником в медицинском кабинете. Регистрация больных и лиц, предъявляющих жалобы на состояние здоровья, осуществляется в журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС.

Указанная норма предполагает наличие медицинского кабинета в ИВС, но в ходе проверки было установлено, что медицинский кабинет в ИВС 91 отдела полиции ОМВД России по Бокситогорскому району отсутствует.

В нарушение п.11 той же Инструкции, предусматривающего, что все доставленные для содержания в ИВС лица подвергаются обязательной санитарной обработке в санпропускнике с камерной дезинфекцией вещей, результаты которой заносятся в журналрегистрации дезинфекции (дезинсекции), а также в нарушение п.47 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут, в ИВС отсутствуют санпропускник с дезкамерой и душевая кабина.

В ходе проверок также установлено, что ИВС не оборудован комнатой для свиданий, в то время как в соответствии с п. 139 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел свидания подозреваемых и обвиняемых с родственниками и иными лицами (кроме защитников) проводятся под контролем сотрудников ИВС в специально оборудованных для этих целей помещениях через разделительную перегородку, исключающую передачу каких-либо предметов, но не препятствующую переговорам и визуальному общению.

В соответствии с п.16 Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 №313 в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре. Согласно п.38 таблицы 3 "СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" помещения административного и общественного назначения, в том числе встроенные и пристроенные оборудуются автоматической установкой пожарной сигнализации. Из изложенного следует, что отсутствие автоматической установки пожарной сигнализации является нарушением указанных Правил и создает угрозу жизни и здоровью лиц, находящихся в помещениях ИВС. А в соответствии с п.42 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом.

В актах проверок также отражено, что в ИВС отсутствует библиотека и выдача литературы не осуществляется, в то время как согласно п.44 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц выдаются: издания периодической печати, приобретаемые администрацией ИВС в пределах имеющихся средств.

В соответствии с п.28 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел подозреваемые и обвиняемые при поступлении в ИВС, перед отправкой за его пределы, при водворении в карцер, а также при наличии оснований полагать, что эти лица имеют предметы или вещества, запрещенные к хранению и использованию, подвергаются личному обыску. При этом тщательно осматривается тело обыскиваемого, его одежда, обувь, а также протезы.

Согласно актам проверок выявлено, что комната для производства обыска в ИВС отсутствует, тогда как личный обыск подозреваемых или обвиняемых производится работниками ИВС одного с ними пола. При полном обыске не должны присутствовать лица противоположного пола, за исключением медицинских работников в необходимых случаях. Отсутствие комнаты для производства обыска препятствует соблюдению данного правила.

В соответствии с тем же пунктом Правил личные вещи и предметы, оставляемые подозреваемым и обвиняемым, записываются в камерную карточку. Все остальные предметы, вещества и продукты питания принимаются на хранение либо уничтожаются, о чем составляется акт, что предполагает наличие в ИВС кладовой для хранения вещей содержащихся в ИВС.

Набор помещений и площадей ИВС определен инструкцией по проектированию объектов органов внутренних дел МВД России (СП 12-95), введенным в действие протоколом МВД России от 12.02.1995 №1-95, которой в том числе предусмотрено наличие в ИВС санузла для сотрудников ИВС (таблица 17). Также в ходе проверок выявлено, что окна и стены камер не соответствуют требованиям СП 12-95.

Таким образом, представленные акты обследований свидетельствуют о том, что существующий в 91 отделе полиции ОМВД России по Бокситогорскому району Ленинградской области изолятор временного содержания не отвечает требованиям как Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ (ред. от 21.04.2011) "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", так и приказов МВД РФ, определяющих условия содержания в ИВС подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, при этом суд находит, что данные нарушения затрагивают законные права как лиц, содержащихся под стражей, так и сотрудников ИВС на создание бытовых условий, отвечающих требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, на личную безопасность, уважение чести и достоинства, в связи с чем суд находит несостоятельными доводы представителя ГУ МВД России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области о том, что не все имеющиеся недостатки нарушают права лиц, содержащихся под стражей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

        решил:

Исковые требования Бокситогорского городского прокурора удовлетворить.

Обязать ОМВД России по Бокситогорскому району Ленинградской области привести изолятор временного содержания 91 отдела полиции ОМВД России по Бокситогорскому району Ленинградской области в соответствие с нормами федерального законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений - выделить в ИВС отдельное помещение и оборудовать медицинский кабинет; оборудовать камеры индивидуальными спальными местами, столами и скамейками по лимиту мест, полками для туалетных принадлежностей, вешалками для верхней одежды, средствами для радиовещания, централизованным водоснабжением, кнопками вызова дежурного, санузлами, кранами с водопроводной водой; оборудовать комнату для свиданий; оборудовать санпропускник с камерой для дезинфекции вещей; оборудовать санузел для сотрудников ИВС в помещении ИВС; оборудовать душевую кабину; оборудовать библиотеку и обеспечить выдачу книг; оборудовать комнаты для производства обыска; оборудовать комнату для хранения вещей задержанных; оборудовать помещения автоматической пожарной сигнализацией; окна и стены камер ИВС привести в соответствие с СП 12-95 МВД РФ; по наборам помещений и площадей привести ИВС в соответствие с СП 12-95 МВД РФ; по оборудованию камер ИВС привести в соответствие с п.45 Правил внутреннего распорядка ИВС подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел ( в редакции Приказов МВД РФ от 12.04.2007 №355, от 15.05.2007 №433, от 30.04.2008 №386 с изменениями, внесенными решением Верховного Суда РФ от 16.03.2009 №ГКПИ08-2382).

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья

    Решение в окончательной форме принято 27.09.2011.