Решение по делу №2-738/2011 по иску Бокситогорского городского прокурора об обязании оборудовать вход в аптеку спец. приспособлениями для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения



Р Е Ш Е Н И Е по делу № 2-738/11

Именем Российской Федерации

18 октября 2011 года                                        г.Бокситогорск

Бокситогорский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Дживага В.А.,

с участием представителя истца Бокситогорского городского прокурора - Тумановой О.В.,

представителя ответчика ООО «ФАРМАДОМ» Матвеевой Н.Б.,

представителя ответчика Администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области Сумериной И.А.,

при секретаре Авдюховой Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бокситогорского городского прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «ФАРМАДОМ» и Администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области об обязании оборудовать вход в аптеку специальными приспособлениями для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения

У С Т А Н О В И Л:

Истец Бокситогорский городской прокурор, обратился в суд с иском, в интересах неопределенного круга лиц, к ООО «ФАРМАДОМ» и Администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области об обязании оборудовать вход в аптеку специальными приспособлениями для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения.

В обоснование заявленных исковых требований Бокситогорским городским прокурором указано, что Бокситогорской городской прокуратурой в ходе проведения ДД.ММ.ГГГГ. в аптечном пункте ООО «ФАРМАДОМ», расположенным по адресу: <адрес>, проверки соблюдения федерального законодательства выявлены нарушения в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, а именно вход в аптеку ООО «ФАРМАДОМ» не обеспечен специальными приспособлениями облегчающими доступ инвалидов в здание, что является нарушением требований федерального законодательства и ущемляет гарантированные Конституцией РФ права, свободы и законные интересы граждан. Собственником помещения аптечного пункта, расположенного по адресу: <адрес> является ответчик Администрация Бокситогорского муниципального района Ленинградской области, которая сдала данное помещение в аренду ООО «ФАРМАДОМ» на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с изложенным и на основании ст.45 ГПК РФ истец Бокситогорский городской прокурор просит обязать ответчиков ООО «ФАРМАДОМ» и Администрацию Бокситогорского муниципального района Ленинградской области оборудовать вход в аптечный пункт, расположенный по адресу: <адрес> специальным приспособлением для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, в соответствии со ст.15 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В судебном заседании представитель истца Туманова О.В. заявленные исковые требования уточнила, просила иск удовлетворить, обязав ответчиков ООО «ФАРМАДОМ» и Администрацию Бокситогорского муниципального района Ленинградской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ. оборудовать вход в аптечный пункт, расположенный по адресу: <адрес>, специальным приспособлением для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, в соответствии со ст.15 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Представитель ответчика ООО «ФАРМАДОМ» Матвеева Н.Б. в судебном заседании заявленные Бокситогорским городским прокурором исковые требования не признала и пояснила, что действительно ООО «ФАРМАДОМ» на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ. у Администрации Бокситогорского муниципального района арендуется помещение используемое под аптечный пункт, вход которого изначально не был оборудован специальным приспособлением для беспрепятственного доступа инвалидов, однако в данном случае полагает, что именно на собственнике помещения лежит обязанность по оборудованию данного помещения специальным приспособлением, что прямо вытекает из действующего гражданского законодательства РФ. Со своей стороны ООО «ФАРМАДОМ» самостоятельно предприняты меры к обеспечению инвалидов беспрепятственным доступом в аптечный пункт, а именно в торговом зале размещено объявление о том, что доставка лекарственных препаратов для инвалидов может осуществляться по телефонной заявке прямо на дом к инвалиду и безвозмездно. В дополнении представитель Матвеева Н.Б. пояснила, что данное объявление размещено без предварительного согласования с обществом инвалидов, какого-либо официального заключения о невозможности оборудования входа в аптечный пункт специальным приспособлением для инвалидов у ООО «ФАРМАДОМ» не имеется.

Представитель ответчика Администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области Сумерина И.А. в судебном заседании показала, что Администрация не согласна с заявленным иском прокурора, так как полагает, что в настоящее время на территории г.Бокситогорска имеется ряд специализированных аптек, где имеются все условия для доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, а потому наличие еще одного аптечного пункта со специальным оборудованием не обязательно. В дополнении представитель Сумерина И.А. показала, что действительно Администрация Бокситогорского муниципального района сдает в аренду ООО «ФАРМАДОМ» помещение, расположенное по адресу: <адрес>, являющееся муниципальной собственностью. Вид использования - аптека. При заключении договора аренды между сторонами вопрос о том, кем и за чей счет могут осуществляться работы по установке специальных приспособлений для инвалидов не решался.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, суд находит заявленные Бокситогорским городским прокурором исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Как установлено судом, подтверждается представленными материалами и не оспаривается сторонами - в ходе проведения Бокситогорской городской прокуратурой проверки соблюдения федерального законодательства в аптечном пункте ООО «ФАРМАДОМ», расположенном по адресу: <адрес> выявлены нарушения в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, а именно вход в аптечный пункт ООО «ФАРМАДОМ» не обеспечен специальными приспособлениями облегчающими доступ инвалидов в здание.

Собственником помещения аптечного пункта, расположенного по адресу: <адрес> является ответчик Администрация Бокситогорского муниципального района, который сдал данное помещение в аренду ООО «ФАРМАДОМ» на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ.

Данные обстоятельства полностью подтверждаются представленными суду материалами, в том числе объяснениями заведующей аптечным пунктом Веселовой Т.В., а также не оспаривалось сторонами при рассмотрении настоящего дела.

В заявленных исковых требованиях Бокситогорский городской прокурор просит обязать ответчиков ООО «ФАРМАДОМ» и Администрацию Бокситогорского муниципального района Ленинградской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ. оборудовать вход в аптечный пункт, расположенный по адресу: <адрес> специальным приспособлением для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, в соответствии со ст.15 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Положениями Конституции РФ, имеющей согласно ст.15 высшую юридическую силу, прямое действие и применяющуюся на всей территории Российской Федерации, предусматривается, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст.2). Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.7). В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ст.17).

Также Конституцией РФ, её статьями 39 и 41, предусмотрено, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Указанные права и свободы человека и гражданина отнесены Конституцией РФ к основным. И согласно ст.45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

В целях обеспечения гарантированных Конституцией прав и свобод в Российской Федерации принимаются законы, обязательные для исполнения всеми без исключения лицами.

Положениями ст.15 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ (в редакции от 01.07.2011г.) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», определяющего государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, предусмотрено, что Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

В соответствии со Строительными нормами и правилами РФ «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (СНиП 35-01-2001), принятых постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001г. № 73 и разработанных в соответствии с положениями ст.15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995г. №181-ФЗ и обязательных для исполнения, доступные для маломобильных групп населения здания и сооружения это здания и сооружения, в которых реализован комплекс архитектурно-планировочных, инженерно-технических, эргономических, конструкционных и организационных мероприятий, отвечающих нормативным требованиям СНиП 35-01 по обеспечению доступности и безопасности МГН.

Согласно п.3.13 СНиП 35-01-2001 в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием. Пунктом 3.14 СНиП 35-01-2001 предусматривается, что наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. В соответствии с п.3.17 СНиП 35-01-2001 помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы, лифты или другие приспособления для перемещения инвалидов.

Также СНиП 35-01-2001 предусмотрены и требования к обустройству лестниц и пандусов, так в частности в п.3.29 указывается, что максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8%. При перепаде высот пола на путях движения 0,2м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10%. В исключительных случаях допускается предусматривать винтовые пандусы. Ширина пандуса при исключительно одностороннем движении должна быть не менее 1,0м, в остальных случаях - принимать по ширине полосы движения согласно п.3.18. Площадка на горизонтальном участке пандуса при прямом пути движения или на повороте должна быть глубиной не менее 1,5 м.

Согласно п.3.1 Отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации)
лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения»,
утвержденного приказом Министерства здравоохранения РФ от 04.03.2003г. №
80, аптечной организации следует предусмотреть возможность входа (выхода)
людям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что данные требования законодательства со стороны ответчика ООО «ФАРМАДОМ», осуществляющего фармацевтическую деятельность в аптечном пункте, расположенном по адресу: <адрес> а также со стороны ответчика Администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области, являющегося собственником вышеуказанного помещения и передавшего его по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ. ответчику ООО «ФАРМАДОМ» именно для использования под размещение аптеки, не соблюдены, а именно на момент проверки и до настоящего времени вход в аптечный пункт не оборудован должным образом специальным приспособлением для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, в соответствии со ст.15 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Выявленное нарушение ущемляет гарантированные Конституцией РФ права, свободы и законные интересы граждан, а потому заявленные Бокситогорским городским прокурором требования к ООО «ФАРМАДОМ» и Администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области об обязании оборудовать вход в аптечный пункт специальным приспособлением для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в соответствии с действующим законодательством обоснованны и подлежат удовлетворению.

При решении вопроса об удовлетворении исковых требований Бокситогорского городского прокурора сразу к двум ответчикам, то есть к ООО «ФАРМАДОМ» и Администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области, суд также исходит из того, что законодательством РФ предусмотрена обязанность по созданию надлежащих условий для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения как на аптечную организацию, осуществляющую фармацевтическую деятельность, так и на собственника объекта недвижимости, на котором в соответствии с требованиями гражданского законодательства лежит бремя содержания принадлежащего ему имущества, к тому же при настоящем рассмотрении дела установлено, что между ответчиками заключен договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ., которым не предусмотрена конкретная обязанность какой-либо стороны договора на возведение на объекте недвижимости специальных приспособлений.

Также суд находит, что испрашиваемый истцом срок для устранения нарушений - до ДД.ММ.ГГГГ. соответствует принципу разумности, направлен на скорейшее устранение нарушений прав инвалидов и других маломобильных групп населения на беспрепятственный доступ к объектам социальной
инфраструктуры.

Доводы представителя ответчика ООО «ФАРМАДОМ» Матвеевой Н.Б. и представителя ответчика Администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области Сумериной И.А. не могут быть приняты во внимание как не основанные на требованиях закона. При этом суд принимает во внимание, что вывешенное в аптечном пункте объявление о возможности обслуживания инвалидов на дому, не соответствует требованиям ст.15 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», произведено ответчиком ООО «ФАРМАДОМ» без соответствующего согласования с общественной организации инвалидов и при отсутствии надлежащего заключения о невозможности установки пандуса у входа в аптечный пункт, что прямо предусмотрено в федеральном законе. Также наличие в городе Бокситогорске ряда других аптек оборудованных специальным приспособлением для входа инвалидов не является основанием для отказа в оборудовании аптечного пункта по адресу: <адрес> специальным приспособлением для инвалидов и других маломобильных групп населения, так как это может повлечь ущемление конституционных прав граждан.

Согласно ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. В соответствии с ч.2 ст.61.1 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина, по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, подлежит зачислению в бюджет муниципального района. В связи с изложенным и учитывая, что ответчик Администрация Бокситогорского муниципального района Ленинградской области в соответствии с п.19 ст.333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, суд считает необходимым взыскать с ответчика ООО «ФАРМАДОМ» государственную пошлину в доход бюджета Бокситогорского муниципального района в размере <0 000 руб.>.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Бокситогорского городского прокурора - удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «ФАРМАДОМ» и Администрацию Бокситогорского муниципального района Ленинградской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ. оборудовать вход в аптечный пункт, расположенный по адресу: Ленинградская <адрес>, специальным приспособлением для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, в соответствии со ст.15 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «ФАРМАДОМ» в доход бюджета Бокситогорского муниципального района государственную пошлину в размере <0 000 руб.> рублей.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 дней.

Судья: подпись.

Копия верна. Судья: