Р Е Ш Е Н И Е по делу № 2-704/11 Именем Российской Федерации 13 октября 2011 года г.Бокситогорск Бокситогорский городской суд Ленинградской области в составе: председательствующего судьи Дживага В.А., с участием представителя истца Бокситогорского городского прокурора - Тумановой О.В., при секретаре Авдюховой Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бокситогорского городского прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Ритм» об обязании оборудовать вход в аптеку специальными приспособлениями для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения У С Т А Н О В И Л: Истец Бокситогорский городской прокурор, обратился в суд с иском, в интересах неопределенного круга лиц, к ООО «Ритм» об обязании оборудовать вход в аптеку специальными приспособлениями для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения. В обоснование заявленных исковых требований Бокситогорским городским прокурором указано, что Бокситогорской городской прокуратурой в ходе проведения ДД.ММ.ГГГГ. в аптеке ООО «Ритм», расположенной по адресу: <адрес>, проверки соблюдения федерального законодательства выявлены нарушения в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, а именно вход в аптеку ООО «Ритм» не обеспечен специальными приспособлениями облегчающими доступ инвалидов в здание, что является нарушением требований федерального законодательства и ущемляет гарантированные Конституцией РФ права, свободы и законные интересы граждан. В связи с изложенным и на основании ст.45 ГПК РФ истец Бокситогорский городской прокурор просит обязать ответчика ООО «Ритм» оборудовать вход в аптеку, расположенную по адресу: <адрес> специальным приспособлением для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, в соответствии со ст.15 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В судебном заседании представитель истца Туманова О.В. заявленные исковые требования уточнила, просила иск удовлетворить, обязав ответчика ООО «Ритм» в срок до ДД.ММ.ГГГГ. оборудовать вход в аптеку, расположенную по адресу: <адрес> специальным приспособлением для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, в соответствии со ст.15 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Представитель ответчика ООО «Ритм» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем имеется расписка. Возражений по заявленным требованиям не представлено. Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителя истца Тумановой О.В., суд находит заявленные Бокситогорским городским прокурором исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: Как установлено судом, подтверждается представленными материалами и не оспаривается сторонами - в ходе проведения Бокситогорской городской прокуратурой проверки соблюдения федерального законодательства в аптеке ООО «Ритм», расположенной по адресу: <адрес> выявлены нарушения в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, а именно вход в аптеку ООО «Ритм» не обеспечен специальными приспособлениями облегчающими доступ инвалидов в здание. Данные обстоятельства полностью подтверждаются представленными суду материалами, в том числе объяснениями генерального директора ООО «Ритм» Петровой Т.Б. от ДД.ММ.ГГГГ., доказательств обратному в нарушение требований ст.56 ГПК РФ со стороны ответчика ООО «Ритм» не представлено. В заявленных исковых требованиях Бокситогорский городской прокурор просит обязать ответчика ООО «Ритм» в срок до ДД.ММ.ГГГГ. оборудовать вход в аптеку, расположенную по адресу: <адрес> специальным приспособлением для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, в соответствии со ст.15 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Положениями Конституции РФ, имеющей согласно ст.15 высшую юридическую силу, прямое действие и применяющуюся на всей территории Российской Федерации, предусматривается, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст.2). Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.7). В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ст.17). Также Конституцией РФ, её статьями 39 и 41, предусмотрено, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Указанные права и свободы человека и гражданина отнесены Конституцией РФ к основным. И согласно ст.45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. В целях обеспечения гарантированных Конституцией прав и свобод в Российской Федерации принимаются законы, обязательные для исполнения всеми без исключения лицами. Положениями ст.15 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ (в редакции от 01.07.2011г.) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», определяющего государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, предусмотрено, что Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. В соответствии со Строительными нормами и правилами РФ «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (СНиП 35-01-2001), принятых постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001г. № 73 и разработанных в соответствии с положениями ст.15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995г. №181-ФЗ и обязательных для исполнения, доступные для маломобильных групп населения здания и сооружения это здания и сооружения, в которых реализован комплекс архитектурно-планировочных, инженерно-технических, эргономических, конструкционных и организационных мероприятий, отвечающих нормативным требованиям СНиП 35-01 по обеспечению доступности и безопасности МГН. Согласно п.3.13 СНиП 35-01-2001 в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием. Пунктом 3.14 СНиП 35-01-2001 предусматривается, что наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. В соответствии с п.3.17 СНиП 35-01-2001 помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы, лифты или другие приспособления для перемещения инвалидов. Также СНиП 35-01-2001 предусмотрены и требования к обустройству лестниц и пандусов, так в частности в п.3.29 указывается, что максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8%. При перепаде высот пола на путях движения 0,2м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10%. В исключительных случаях допускается предусматривать винтовые пандусы. Ширина пандуса при исключительно одностороннем движении должна быть не менее 1,0м, в остальных случаях - принимать по ширине полосы движения согласно п.3.18. Площадка на горизонтальном участке пандуса при прямом пути движения или на повороте должна быть глубиной не менее 1,5 м. Согласно п.3.1 Отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) В ходе судебного разбирательства было установлено, что данные требования законодательства со стороны ответчика ООО «Ритм», осуществляющего фармацевтическую деятельность в аптеке, расположенной по адресу: <адрес> не соблюдены, а именно на момент проверки и до настоящего времени вход в аптеку не оборудован должным образом специальным приспособлением для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, в соответствии со ст.15 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Выявленное нарушение ущемляет гарантированные Конституцией РФ права, свободы и законные интересы граждан, а потому заявленные Бокситогорским городским прокурором требования к ООО «Ритм» об обязании оборудовать вход в аптеку специальным приспособлением для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в соответствии с действующим законодательством обоснованны и подлежат удовлетворению. Также суд находит, что испрашиваемый истцом срок для устранения нарушений - до ДД.ММ.ГГГГ. соответствует принципу разумности, направлен на скорейшее устранение нарушений прав инвалидов и других маломобильных групп населения на беспрепятственный доступ к объектам социальной Согласно ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. В соответствии с ч.2 ст.61.1 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина, по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, подлежит зачислению в бюджет муниципального района. В связи с изложенным суд считает необходимым взыскать с ответчика ООО «Ритм» государственную пошлину в доход бюджета Бокситогорского муниципального района в размере <0000 руб. 00 коп.>. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Исковые требования Бокситогорского городского прокурора - удовлетворить. Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Ритм» в срок до <0000 руб. 00 коп.>. оборудовать вход в аптеку, расположенную по адресу: <адрес> специальным приспособлением для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, в соответствии со ст.15 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Ритм» в доход бюджета Бокситогорского муниципального района государственную пошлину в размере <0000 руб. 00 коп.>. Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 дней. Судья: подпись. Копия верна. Судья:
лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения»,
утвержденного приказом Министерства здравоохранения РФ от 04.03.2003г. №
80, аптечной организации следует предусмотреть возможность входа (выхода)
людям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
инфраструктуры.