об обязании провести внутрихозяйственное охотустройство



Р Е Ш Е Н И Е по делу № 2-838/11

Именем Российской Федерации

г.Бокситогорск        1 декабря 2011 года

Бокситогорский городской суд Ленинградской области в составе

председательствующего судьи Карабановой Е.В.,

при секретаре Никифорове Е.Ю.,

с участием представителя третьего лица Наумова А.Е.,

представителя ответчика Янковского В.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к некоммерческому партнерству «Охотхозяйство «Радогощинское» об обязании провести внутрихозяйственное охотустройство,

установил:

Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к некоммерческому партнерству «Охотхозяйство «Радогощинское» об обязании провести внутрихозяйственное охотустройство путем разработки и утверждения схемы использования и охраны охотничьего угодья на предоставленной территории.

В обоснование заявленных исковых требований указано, что в ходе прокурорской проверки установлено, что некоммерческое партнерство «Охотхозяйство «Радогощинское» осуществляет деятельность в сфере использования охотничьих ресурсов с нарушением действующего законодательства, а именно в отсутствие проведенного внутрихозяйственного охотустройства и, как следствие, схемы использования и охраны охотничьего угодья. Некоммерческому партнерству «Охотхозяйство «Радогощинсоке» на основании распоряжения Правительства Ленинградской области от 27.03.2007 №107-р предоставлена в пользование территория, акватории общей площадью <данные изъяты> тысяч га, расположенная в Бокситогорском районе Ленинградской области для осуществления пользования объектами животного мира. Во исполнение указанного распоряжения с некоммерческим партнерством «Охотхозяйство «Радогощинское» также заключен договор от 00.00.0000 о предоставлении в пользование на <данные изъяты> лет территории, акватории, необходимой для осуществления пользования объектами животного мира на части территории Бокситогорского района. Согласно ст.35 Федерального закона от 24.04.1995 №52-ФЗ «О животном мире» пользование животным миром осуществляется с соблюдением федеральных и региональных лимитов и нормативов, разрабатываемых в соответствии с указанным законом, иными законами и другими нормативными правовыми актами РФ, а также законами и другими нормативными правовыми актами субъектов РФ. При этом пользование животным миром осуществляется в комплексе с системой мер по охране и воспроизводству объектов животного мира, сохранению среды их обитания. Указанной нормой на пользователей объектами животного мира возложена обязанность по проведению мероприятий, направленных на обеспечение воспроизводства и охраны объектов животного мира. Согласно ст.39 Федерального закона от 24.07.2009 №209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» в целях планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляются территориальное охотустройство и внутрихозяйственное охоустройство, направленные на обеспечение осуществления физическими и юридическими лицами видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Осуществление внутрихозяйственного охотустройства в закрепленных охотничьих угодьях обеспечивается лицами, заключившими охотхозяйственные соглашения, за счет собственных средств. При этом документом внутрихозяйственного охотустройства является схема использования и охраны охотничьего угодья, в которой определяются мероприятия по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и созданию охотничьей инфраструктуры. Осуществляется внутрихозяйственное охотустройство в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом государственной власти. Указанный порядок утвержден Приказом Минприроды РФ от 23.12.2010 №559. В нарушение указанных норм федерального законодательства, а также п.4.1.4. Договора от 00.00.0000 некоммерческим партнерством «Охотхозяйство «Радогощинское» не осуществлено в установленном порядке внутрихозяйственное устройство, не разработана схема использования и охраны охотничьего угодья, что подтверждается актом проверки комитета по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Ленинградской области от 00.00.0000. Отсутствие проведенного внутрихозяйственного охотустройства и разработанной схемы использования и охраны охотничьего угодья, являющейся основным документом, определяющим мероприятия по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания на территории конкретного охотничьего угодья, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст.42 Конституции РФ, преамбулой, а также ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен, сведения о причине неявки суду не представлено, в связи с чем, в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие прокурора.

Представитель ответчика некоммерческого партнерства «Охотхозяйство «Радогощинское» в судебном заседании не возражал против удовлетворения требований прокурора, подтвердил, что внутрихозяйственное охотустройство не проведено, указал, что в настоящее время ответчиком заключен договор на разработку проекта внутрихозяйственного охотустройства.

Представитель третьего лица комитета по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Ленинградской области Наумов А.Е. исковые требования поддержал, пояснил, что ответчику в соответствии с договором предоставлены на <данные изъяты> лет угодья в Бокситогорском районе, согласно условиям договора ответчик должен был в течение <данные изъяты> лет провести внутрихозяйственное охотустройство, это требование не исполнено до настоящего времени.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, суд приходит к следующему:

предъявление Ленинградским межрайонным природоохранным прокурором, действующим в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, рассматриваемого иска предусмотрено действующим законодательством. Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии с п.7 ст.27 Федерального закона от 17.01.1992 №2.202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших. Пунктом 3 ст.35 указанного закона предусмотрено прав прокурора обратиться в суд с заявлением или вступить в дело на любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Статьей 42 Конституцией РФ предусмотрено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Указанное право человека и гражданина отнесено Конституцией РФ к основным. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина гарантирована, что отражено в ст.45 Конституции РФ. Частью 1 ст.11 Федерального закона от 10.01.2001 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В целях реализации гарантированных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации принимаются законы, обязательные для исполнения всеми без исключения лицами.

Согласно ст.35 Федерального закона от 24.04.1995 №52-ФЗ «О животном мире» пользование животным миром осуществляется с соблюдением федеральных и региональных лимитов и нормативов, разрабатываемых в соответствии с указанным законом, иными законами и другими нормативными правовыми актами РФ, а также законами и другими нормативными правовыми актами субъектов РФ. При этом пользование животным миром осуществляется в комплексе с системой мер по охране и воспроизводству объектов животного мира, сохранению среды их обитания. Указанной нормой на пользователей объектами животного мира возложена обязанность по проведению мероприятий, направленных на обеспечение воспроизводства и охраны объектов животного мира. Согласно ст.39 Федерального закона от 24.07.2009 №209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» в целях планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляются территориальное охотустройство и внутрихозяйственное охотустройство, направленные на обеспечение осуществления физическими и юридическими лицами видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Осуществление внутрихозяйственного охотустройства в закрепленных охотничьих угодьях обеспечивается лицами, заключившими охотхозяйственные соглашения, за счет собственных средств. При этом документом внутрихозяйственного охотустройства является схема использования и охраны охотничьего угодья, в которой определяются мероприятия по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и созданию охотничьей инфраструктуры. Осуществляется внутрихозяйственное охотустройство в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом государственной власти.

Как следует из приказа Минприроды РФ от 23.12.2010 №559 «Об утверждении Порядка организации внутрихозяйственного охотустройства» документом внутрихозяйственного охотустройства является схема использования и охраны охотничьего угодья, определяющая мероприятия по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и созданию охотничьей инфраструктуры.

Согласно договору от 00.00.0000 комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области на основании распоряжения Правительства Ленинградской области от 00.00.0000 -р на срок <данные изъяты> лет предоставил некоммерческому партнерству «Охотхозяйство «Радогощинское» территорию, акваторию, необходимую для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, в границах Бокситогорского муниципального района Ленинградской области общей площадью <данные изъяты> тысяч гектаров. Под территорией понимается - среда обитания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, в указанных границах, вид пользования объектами животного мира - охота. (п.1.1 и п. 2.1). В соответствии с п.4.1.4. указанного договора в течение 3 лет с момента его заключения некоммерческое партнерство «Охотхозяйство «Радогощинское» обязалось произвести в установленном порядке внутрихозяйственное охотутсройство за свой счет и провести в установленном порядке необходимые согласования проекта внутрихозяйственного устройства (л.д.).

Вместе с тем, данное обязательства некоммерческим партнерством «Охотхозяйство «Радогощинсоке» исполнены не были, что следует из акта от 00.00.0000 проверки некоммерческого партнерства «Охотхозяйства «Радогощинское» проведенной сотрудниками комитета по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Ленинградской области (л.д.). По итогам проверки ответчику было выдано предписание от 00.00.0000 (л.д.). Как следует из пояснений представителя третьего лица, не оспаривается представителем ответчика, и подтверждается представленными документами (л.д.), предписание, выданное ответчику по итогам проверки в части проведения внутрихозяйственного охотустройства до настоящего времени не выполнено.

Установленные при рассмотрении дела обстоятельства позволяют суду сделать вывод о том, что несоблюдение ответчиком требований федерального законодательства в части проведения внутрихозяйственного охотустройства, создают угрозу правам неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, в связи с чем, исковые требования Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора подлежат удовлетворению.

Согласно ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. В соответствии с ч.2 ст.61.1 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина, по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, подлежит зачислению в бюджет муниципального района. В связи с изложенным, суд считает необходимым взыскать с ответчика некоммерческого партнерства «Охотхозяйство «Радогощинское» государственную пошлину в доход бюджета Бокситогорского муниципального района Ленинградской области в размере <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

     решил:

Исковые требования Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать некоммерческое партнерство «Охотхозяйство «Радогощинское» провести внутрихозяйственное охотустройство путем разработки и утверждения схемы использования и охраны охотничьего угодья для территории площадью <данные изъяты> тысяч га, предоставленной некоммерческому партнерству «Охотхозяйство «Радогощинское» в Бокситогорском районе Ленинградской области по договору от 00.00.0000

Взыскать с некоммерческого партнерства «Охотхозяйство «Радогощинское» в пользу бюджета Бокситогорского муниципального района Ленинградской области государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме..

Судья

Решение в окончательной форме принято 02.12.2011.