о признании незаконным решения и обязании включить в стаж периодов работы



РЕШЕНИЕ по делу № 2-864/11

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Бокситогорск        2 декабря 2011 года

Бокситогорский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Карабановой Е.В.,

при секретаре Ясинском А.А.,

с участием заявителя Соловьевой Е.С.,

представителя УПФР в Бокситогорском районе Ленинградской области Шуваловой Н.А.,

рассмотрев гражданское дело по заявлению Соловьевой Е.С. к управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Бокситогорском районе Ленинградской области о признании незаконным решения и обязании включить в стаж периодов работы,

     установил:

Соловьева Е.С. обратилась в суд с заявлением, в котором оспаривала решение управления пенсионного фонда РФ в Бокситогорском районе от 2 ноября 2011 года, которым ей было отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с её работой в должности фельдшера свыше 30 лет, просила обязать УПФР в Бокситогорском районе включить в её стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периодов её нахождения на курсах повышения квалификации в 00.00.0000, в 00.00.0000 годах, а также период с 00.00.0000 по 00.00.0000, когда больница была переименована в территориальное медицинское объединение. В обоснование заявленных требований указано, что 00.00.0000 она обратилась в УПФР по Бокситогорскому району с заявлением о досрочном назначении пенсии. На момент подачи заявления медицинский стаж составлял 30 лет 17 дней. Решением УПФР по Бокситогорскому району в назначении пенсии ей было отказано в связи с отсутствием необходимого стажа, что не соответствует действительности.

В своих возражениях УПФР в Бокситогорском районе Ленинградской области просило отказать в удовлетворении заявленных Соловьевой Е.С. требований и указало, что решением УПФР в Бокситогорском районе Ленинградской области Соловьевой Е.С. было отказано в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа - не менее 30 лет лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах. Требование Соловьевой Е.С. о включении в указанный стаж периодов учебы на циклах усовершенствования «Фельдшер ОСП» с 00.00.0000 по 00.00.0000 и с 00.00.0000 по 00.00.0000 и период работы фельдшером в структурном подразделении «отделение скорой медицинской помощи» МУ Бокситогорского РТМО с 00.00.0000 по 00.00.0000 является необоснованным и противоречит Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. №516, согласно которым, в стаж на соответствующих видах работ также включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности и периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков, то есть периоды, когда отсутствует факт непосредственного выполнения функциональных обязанностей работником согласно занимаемой должности на основании трудового договора с работодателем (абз.2 п.5). Таким образом, Правилами строго очерчен круг периодов, включаемых в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наряду с работой, обусловленной выполнением трудовых обязанностей по характеру и условиям труда, соответствующим занимаемой должности, на которую принят работник. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации (цикл усовершенствования «Фельдшер ОСП» в указанных правилах не поименованы. Правилами, регулирующими пенсионные правоотношения медицинских работников, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 00.00.0000 , предусматривается включение периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в должностях и учреждениях, указанных в соответствующем Списке, при соблюдении определённых условий, закрепленных в этих правилах (п.4). Для медицинских работников это выполнение в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, установленного трудовым законодательством для соответствующих должностей, и других условий в зависимости от должности и учреждения, где протекала работа, а не какой-либо иной деятельности, когда отсутствует факт непосредственной работы. Таким образом, в вышеназванных правилах отсутствует норма о включении периодов нахождения на курсах повышения квалификации. Данные периоды циклов усовершенствования учтены в страховой стаж Соловьевой Е.С. Период работы с 00.00.0000 по 00.00.0000 может быть оценен по действующему законодательству в соответствии со Списком должностей и учреждений от 00.00.0000 и с применением Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 №2-П, в соответствии со Списком должностей и учреждений от 00.00.0000 . В соответствии с вышеуказанными списками данный период не может быть зачтен в специальный стаж, так как учреждение «Территориально-медицинское объединение», а также структурное подразделение «отделение скорой помощи» ни одним из названных списков не предусмотрены. Согласно Уставу Бокситогорского районного территориального медицинского объединения (РТМО) отделение скорой и неотложной помощи является отдельным структурным подразделением РТМО, не входящим ни в состав стационара, ни в состав поликлиники, с учетом изложенного данный период работы учтен только в страховой стаж Соловьевой Е.С.

В судебном заседании Соловьева Е.С. заявленные требования поддержала, указала, что ещё летом 00.00.0000 года она устно обратилась в УПФР в Бокситогорском районе за консультацией по поводу назначения ей пенсии, где ей сообщили, что она должна обратиться с заявлением в 00.00.0000 года.. С официальным заявлением о назначении ей досрочно пенсии по старости в связи с её работой в должности фельдшера она обратилась 00.00.0000. Принятое по её заявлению решение УПФР она считает незаконным, поскольку оно нарушает её право на досрочное назначение пенсии. Просила признать незаконным решение УПФР в Бокситогорском районе, которым ей было отказано в назначении досрочно пенсии, обязать УПФР в Бокситогорском районе включить в стаж работы, дающий право на назначении досрочной пенсии периоды с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000.

Представитель УПФР в Бокситогорском районе Ленинградской области Шувалова Н.А. возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснила, что для назначения досрочной трудовой пенсии заявителю было отказано в связи с отсутствием специального стажа - не менее 30 лет лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, данного стажа у заявителя на момент обращения не было, поскольку периоды её нахождения на циклах усовершенствования не могут быть включены в данный стаж, так как это противоречит правилам. Период с 00.00.0000 по 00.00.0000 не подлежит включению в данный стаж, поскольку с 00.00.0000 такого учреждения как Медицинское территориальное объединение в списках учреждений, работа в которых подлежит включению в специальный стаж, не стало.

Свидетель Л. показала, что каждый медицинский работник обязан пройти курсы усовершенствования квалификации 1 раз в пять лет, в связи с чем, отказаться от цикла усовершенствования Соловьева Е.С. права не имела. В течение всего периода работы со дня приема в 1983 году Соловьева Е.С. выполняла функции фельдшера в течении полной рабочей недели полный рабочий день. Отсутствие кода в графе выслуга лет в лицевом счете застрахованного лица Соловьевой Е.С. в периоды, во включении которых было отказано Соловьевой Е.С. пенсионным фондом, связано с указанием пенсионного фонда, запретившего кодировать указанные периоды - то есть время работы в ТМО и нахождение на курсах повышения квалификации.

Изучив материалы дела, доводы сторон, показания свидетеля, суд приходит к следующему:

00.00.0000 Соловьева Е.С. обратилась в УПФР в Бокситогорском районе Ленинградской области с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ». Решением УПФР в Бокситогорском районе Ленинградской области от 00.00.0000 в назначении пенсии по указанным основаниям Соловьевой Е.С. было отказано.

Согласно пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам - лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Как следует из п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ №516 от 11.07.2002г., в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Согласно п.5 указанных Правил в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Из Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 00.00.0000 следует, что при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (далее именуется - стаж работы), в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516.

Исходя из приведенных норм, основным требованием для назначения досрочной пенсии по старости заявителю является наличие необходимого стажа, её работа в учреждении здравоохранения по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, уплата страховых взносов или взносов на государственное социальное страхование. Иных ограничений ни законом, ни Постановлениями Правительства не указано.

Как следует из оспариваемого решения в специальный стаж не были включены периоды нахождения на циклах усовершенствования, а из отзыва на исковое заявление также следует, что в специальный стаж не был включен период, когда медицинское учреждение было поименовано как территориальное медицинское объединение, где отделение скорой помощи было структурным подразделением с 00.00.0000 по 00.00.0000. В решении имеется ссылка на то, что указанные периоды не включены в специальный стаж в связи с отсутствием кода выслуги лет по сведениям персонифицированного учета Соловьевой Е.С.

Согласно записей в трудовой книжке заявителя, подтверждается справками с места работы, Соловьева Е.С. с 00.00.0000 была принята на должность фельдшера отделения скорой помощи Бокситогорской центральной районной больницы, в связи с переходом здравоохранения Ленинградской области на работу в новых условиях управления, планирования и финансирования с 00.00.0000 Бокситогорская ЦРБ переименована в Бокситогорское территориальное медицинское объединение, с 00.00.0000 учреждение «Бокситогорское РТМО» переименовано в муниципальное учреждение здравоохранения «Бокситогорская центральная районная больница», где Соловьева Е.С. и работает до настоящего времени в должности фельдшера отделения скорой помощи. В период её работы в должности фельдшера отделения скорой помощи МУЗ «Бокситогорская центральная районная больница» Соловьева Е.С. согласно и на основании приказов главного врача больницы в период с 00.00.0000 по 00.00.0000 была направлена на цикл усовершенствования фельдшеров ОСП в г.Санкт-Петербург на базе ЛОКБ (приказ от 00.00.0000), а в период с 00.00.0000 по 00.00.0000 Соловьева Е.С. была направлена на цикл усовершенствования фельдшеров ОСП в г.Тихвин.(приказ от 00.00.0000). Из справки о фактических суммах заработка Соловьевой Е.С. в указанные периоды начислялась заработная плата по месту работы, следовательно, за Соловьевой Е.С. было сохранено место её работы. Как следует из ст.187 Трудового Кодекса РФ, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов (взносов на государственное социальное страхование). А принимая во внимание, что Соловьева Е.С. направлялась на поименованные циклы усовершенствования приказом руководителя учреждения здравоохранения, они были для неё обязательными и являлись составной частью её работы. Суд не может принять во внимание ссылки УПФР в Бокситогорском районе на то, что период нахождения на курсах повышения квалификации (циклы усовершенствования) не поименован в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства РФ , согласно которым в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков, поскольку нахождение заявителя на циклах усовершенствования являлось составной частью её основной деятельности по охране здоровья населения и не требует специального поименования в Правилах.

Работа Соловьевой Е.С., осуществляемая до 1 ноября 1999 года подлежала зачету в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в порядке, предусмотренном ПостановлениемПравительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, предусматривающим, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в порядке, предусмотренном Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, предусматривавших, что в специальный стаж подлежит включению работа, врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

С принятием Спискадолжностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, указанное Постановление Правительства РФ 22 сентября 1999 года N 1066 утратило силу, однако в нем также предусмотрена должность фельдшера на станции скорой медицинской помощи.

Из правовой позиции, выраженной в ОпределенииКонституционного Суда РФ от 4 марта 2004 года N 81-О, вытекает, что право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не связывается законодателем с организационно-правовой формой и наименованием организации, в которой осуществляется лечебная деятельность. Решающее значение имеет вопрос о тождественности должностей и учреждений здравоохранения, с учетом работы в которых досрочно назначается пенсия и которые предусмотрены Постановлением Правительства РФ N 781 от 29 октября 2002 года, и аналогичных должностей и учреждений (организаций), имевших ранее иные наименования, а также тождественность выполняемой работником лечебной и иной работы по охране здоровья населения, дающей право на пенсию.

С учетом позиции Конституционного Суда РФ термин "учреждение здравоохранения" должен толковаться расширительно и применяться ко всем субъектам здравоохранения, целью деятельности которых является лечебная и иная работа по охране здоровья населения. При этом из Устава Бокситогорского районного территориального медицинского объединения от 1998 года следует, что основной целью деятельности учреждения является оказание первичной, квалифицированной, скорой и неотложной помощи и основных видов специализированной медицинской помощи всем группам населения.

Поэтому право Соловьевой Е.С. на получение пенсии не может быть поставлено в зависимость от организационно-правовой формы организации, в которой ею осуществлялась лечебная деятельность в должности фельдшера.

Отсутствие в спорные периоды кода в сведениях о персонифицированном учете Соловьевой Е.С., при наличии доказательств осуществления Соловьевой Е.С. лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не может являться основанием для исключения этих периодов из специального стажа, дающего право на назначение досрочной пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Таким образом, суд находит требования Соловьевой Е.С. о признании незаконным решения УПФР в Бокситогорском районе Ленинградской области от 2 ноября 2011 года, обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку отказ основан на неверном толковании закона. При этом суд считает необходимым обязать УПФР в Бокситогорском районе включить в стаж работы Соловьевой Е.С. дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периодов с 00.00.0000 по 00.00.0000 - работа фельдшером отделения скорой помощи муниципальное учреждение здравоохранения «Бокситогорское районное территориальное медицинское объединение», с 00.00.0000 по 00.00.0000 и с 00.00.0000 по 00.00.0000 - периоды нахождения на циклах усовершенствования фельдшеров отделений скорой помощи.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд

     решил:

Заявленные Соловьевой Е.С. требования удовлетворить.

Признать решение УПФР в Бокситогорском районе от 2 ноября 2011 года №3 об отказе в назначении Соловьевой Е.С. досрочной пенсии по старости незаконным.

Обязать УПФР в Бокситогорском районе включить в стаж Соловьевой Е.С., дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периоды с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья

Решение в окончательной форме принято 07.12.2011