об обязании вне очереди предоставить по договору социального найма жилое помещение



РЕШЕНИЕ по делу №2-42/11

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Бокситогорск        7 февраля 2011 года

Бокситогорский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Карабановой Е.В.,

при секретаре Алферьевой Н.В.,

с участием прокурора Тумановой О.В.,

лица, в интересах которого заявлен иск, Журавовой С.О.,

представителя ответчика Тесленко Е.А.,

представителя третьего лица Черняковой Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бокситогорского городского прокурора к администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области об обязании предоставить жилое помещение,

     установил:

Бокситогорский городской прокурор обратился в суд с иском к администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области об обязании предоставить Журавовой С.О. по договору социального найма вне очереди жилое помещение, в обоснование исковых требований указано, что Журавова С.О. в соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ имеет право на предоставление ей жилого помещения по договору социального найма вне очереди, так как относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что отец Журавовой С.О. умер 00.00.0000, мать решением Бокситогорского городского суда от 00.00.0000. была лишена родительских прав в отношении неё. 00.00.0000 Журавова С.О. постановлением главы администрации Подборовского сельского поселения Бокситогорского муниципального района была признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, однако, до настоящего времени жилое помещение Журавовой С.О. не предоставлено. Согласно ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В отзыве на исковые требования прокурора ответчик просил отказать в их удовлетворении, ссылаясь на то, что администрацией создана комиссия по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержден её состав и положение. Постановлением администрации от 00.00.0000 утвержден порядок обеспечения жилыми помещениями данной категории лиц. Согласно п.1.2, 1.3 порядка - жилые помещения приобретаются за счет субвенций областного бюджета, жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, состоящим в соответствии с законодательством РФ и Ленинградской области, на жилищном учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления городских и сельских поселений муниципального района, без учета состава семьи, однократно, по месту жительства на территории Бокситогорского муниципального района, согласно очередности сводного муниципального списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Сводные муниципальные списки формируются сектором опеки и попечительства комитета образования администрации и ежегодно представляются в комитет общего и профессионального образования Ленинградской области до 1 февраля текущего года. Списки формируются в хронологической последовательности, в какой дети-сироты были поставлены на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений. Для включения в указанный сводный список данная категория лиц должны представить в сектор опеки и попечительства ряд документов. После принятия данного пакета документов решение о возможности предоставления жилых помещений по договорам социального найма конкретным лицам принимается комиссией. В соответствии с п.2.4 порядка сектор опеки и попечительства на основании сводных муниципальных списков детей-сирот, не имеющих закрепленного жилья, исходя из объемов бюджетных ассигнований, доведенных Комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области на текущий финансовый год, и средней рыночной стоимостью квадратного метра общей площади жилья по муниципальному образованию, в котором планируется приобретение жилья, формирует списки детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в текущем году. Комиссия Бокситогорского муниципального района по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам рассматривает заявления и приложенные к ним документы для решения вопроса о возможности обеспечения данной категории граждан жилыми помещениями, после чего принимает решение о необходимости обеспечения указанной категории граждан жилыми помещениями и утверждает списки детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В 00.00.0000 Журавовой С.О. после обучения в ГОУ НПО «Профессиональной училище » в связи с отсутствием закрепленного за нею жилья было предоставлено жилое помещение по договору социального найма по адресу <адрес>. Решением Бокситогорского городского суда от 00.00.0000 было установлено, что предоставленное Журавовой С.О. жилое помещение является ветхим, дом аварийным и непригодным для проживания и восстановил право Журавовой С.О. состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении. Постановлением главы администрации Подборовского сельского поселения от 00.00.0000 Журавова С.О. была признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Журавова С.О. на день подачи иска зачислена в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в текущем году, и значится четвертой в очереди в данном списке. Сектором опеки и попечительства направлена заявка на выделение денежных средств из областного бюджета для приобретения жилья Журавовой С.О. Как только денежные средства, выделяемые за счет субвенций областного бюджета, перечислят бюджету Бокситогорского муниципального района администрация Бокситогорского муниципального района организует работу по подбору жилого помещения Журавовой С.О. в соответствии с требованиями к качеству предоставляемого жилого помещения, установленными Жилищным кодексом РФ. В отзыве также отмечена необходимость привлечения к участию в деле Правительство Ленинградской области, поскольку дополнительные гарантии указанной категории лиц согласно ст.4 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» являются расходными обязательствами субъектов РФ.

В судебном заседании прокурор Туманова О.В. исковые требования поддержала, пояснила, что отсутствие денежных средств, выделяемых в виде субвенций из областного бюджета, не является основанием для невыполнения обязанности по предоставлению жилого помещения Журавовой С.О.

Журавова С.О. исковые требования Бокситогорского городского прокурора поддержала, пояснила, что при её помещении в детский дом, никакого жилья за ней не закрепили, по окончании обучения в ПУ-, она обратилась в органы опеки и попечительства для решения вопроса о предоставлении ей жилого помещения, в результате ей было предоставлено жилое помещение в <адрес>, которое для проживание непригодно, из-за чего она была вынуждена обратиться в прокуратуру и решением суда постановление главы администрации Подборовского сельского поселения о предоставлении ей жилого помещения было признано недействительным. Поскольку жилое помещение до настоящего времени ей не предоставлено, она обратилась за защитой своих прав в Бокситогорскую городскую прокуратуру.

Представитель ответчика Тесленко Е.А. возражал против удовлетворения исковых требований прокурора, пояснил, что администрация Бокситогорского муниципального района выполнила все возможные в отсутствие финансирования возложенные на них законом обязанности, Журавова С.О. включена в сводный список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым надлежит предоставить жилое помещение, при получении денежных средств из бюджета области жилое помещение Журавовой С.О. будет приобретено.

Представитель третьего лица - сектора опеки и попечительства комитета образования администрации Бокситогорского муниципального района Чернякова Е.М. возражала против удовлетворения исковых требований, прояснила, что Журавова С.О. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку отец умер в 00.00.0000, а мать была лишена родительских прав в 00.00.0000, за Журавовой С.О. жилье при её направлении в детский дом не было закреплено, поскольку дом, в котором она была зарегистрирована сгорел ещё в 00.00.0000. В 00.00.0000 Журавова С.О. закончила обучение в ПУ-, в тот же год ей было предоставлено жилое помещение постановлением главы администрации Подборовского сельского поселения, которое решением Бокситогорского городского суда было признано недействительным, по вступлении судебного решения в законную силу Журавова С.О. была вновь признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения и включена в сводный список лиц из числа детей-сирот, имеющих право на получение жилья и стоит четвертой в очереди из указанных лиц. 00.00.0000 в Правительство Ленинградской области была сделана заявка на выделение денег для приобретения жилья, в том числе Журововой С.О., денежные средства, выделенные на текущий год, уже освоены, на 2011 год утверждено выделение всего <данные изъяты> рублей. Таким образом, все возможные меры по обеспечению Журавовой С.О. жильем приняты. Также отметила, что заявление от лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в администрацию муниципального района о предоставлении жилого помещения принимаются уже после поступления денег, из которых приобретается жильё для предоставления конкретному лицу.

Изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, суд приходит к следующему:

Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Это же положение закреплено в ст.5 Областного закона Ленинградской области от 28.07.2005 N 65-оз "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ленинградской области", в ч.3 указанной статьи также указано, что до обеспечения жилыми помещениями органы опеки и попечительства размещают детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в арендуемых для этой цели органами опеки и попечительства жилых помещениях. Арендуемые жилые помещения должны соответствовать санитарным и техническим требованиям, быть благоустроенными применительно к условиям данного населенного пункта.

Статьей 2 Областного закона Ленинградской области от 06.06.2008 N 46-оз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Ленинградской области по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ленинградской области" определены отдельные государственные полномочия, которыми наделяются органы местного самоуправления, в том числе - по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, после пребывания в образовательном учреждении или в учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, не ниже социальных норм, установленных в Ленинградской области;

В соответствии с п.1 ч.1 ст.3 указанного областного закона при осуществлении отдельных государственных полномочий органы местного самоуправления имеют право на получение от органов государственной власти Ленинградской области материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий. Пункт 7 ч.2 данной статьи определяет, что при осуществлении отдельных государственных полномочий органы местного самоуправления обязаны осуществлять предоставление мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Как следует из представленных документов и не оспаривается сторонами, Журавова С.О., отец которой умер 00.00.0000, а мать 00.00.0000. решением Бокситогорского городского суда была лишена родительских прав, и, будучи в настоящее время совершеннолетней, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно постановлению Главы администрации Бокситогорского района от 00.00.0000 «Об определении в Анисимовский детский дом Журавовой С.О.» жилья за Журавовой С.О. не закреплено. В 00.00.0000 Журавова С.О. закончила обучение в ГОУ НПО «Профессиональное училище ». Постановлением главы администрации Подборовского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области от 00.00.0000 Журавова С.О. была признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом ей на условиях социального найма и была принята на учет.

В отношении детей-сирот п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона от 21.12.96 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" срок предоставления жилья по договору социального найма определен следующими юридическими фактами: окончание пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, прекращение опеки (попечительства), окончание службы в Вооруженных Силах РФ или возвращение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, Журавова С.О. после окончания в 00.00.0000 обучения в профессиональном училище, как не имеющая в собственности либо закрепленного за нею жилого помещения, должна была быть обеспечена органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, а значит, у ответчика, начиная с 00.00.0000, когда он был наделен отдельными государственными полномочиями в силу Областного закона Ленинградской области от 06.06.2008 N 46-оз, возникла обязанность по обеспечению Журавовой С.О. жилым помещением не ниже социальных норм, установленных в Ленинградской области. При этом, Журавова С.О. выполнила требования Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, утвержденного постановлением администрации, поскольку Журавова С.О. включена в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, что следует из отзыва ответчика.

Часть 2 ст. 57 ЖК РФ, как и другие нормы ЖК РФ, не ставит реализацию права граждан на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и тем более от включения в список внеочередников. В названной норме отсутствует указание на иной порядок предоставления жилья, т.е. на очередность лиц равной категории, что делает несостоятельными ссылки ответчика на возможность предоставления Журавовой С.О. жилого помещения в порядке очередности сводного списка.

В соответствии со ст.9 Областного закона Ленинградской области от 06.06.2008 N 46-оз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Ленинградской области по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ленинградской области" органы местного самоуправления, должностные лица местного самоуправления несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее осуществление переданных им настоящим областным законом отдельных государственных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ленинградской области в пределах выделенных на эти цели материальных и финансовых средств. При этом закон не ограничивает органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий в возможности в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования, использовать собственные финансовые и материальные ресурсы и финансовые средства, в том числе здания, сооружения, технические средства, и иные основные средства, что отражено в ст.5. Областного закона Ленинградской области от 06.06.2008 N 46-оз, в связи с чем, суд при отсутствии ходатайства сторон, не усматривает необходимости в привлечении к участию в деле Правительства Ленинградской области.

Из совокупности приведенных норм следует, что обязанность по предоставлению жилого помещения Журавовой С.О. по договору социального найма лежит на ответчике - администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области, при этом обязанность считается исполненной с момента предоставления жилья. Принимая во внимание, что жилое помещение Журавовой С.О. до настоящего времени не предоставлено, суд считает необходимым исковые требования Бокситогорского городского прокурора удовлетворить.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

     решил:

Исковые требования Бокситогорского городского прокурора удовлетворить.

Обязать администрацию Бокситогорского муниципального района Ленинградской области предоставить Журавовой С.О., 00.00.0000 года рождения, по договору социального найма вне очереди жилое помещение, площадью не ниже установленных социальных норм и соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья

Решение в окончательной форме принято 11.02.2011