Р Е Ш Е Н И Е по делу № 2-398/2012 Именем Российской Федерации 08 июня 2012 года г.Бокситогорск Бокситогорский городской суд Ленинградской области в составе: председательствующего судьи Пименовой А.Г., с участием заявителя - заместителя Бокситогорского городского прокурора Ленинградской области Яблочкиной Г.А., представителя совета депутатов Бокситогорского муниципального района Комиссарова Р.Ю. при секретаре Королевой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Бокситогорского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к совету депутатов Бокситогорского муниципального района <адрес> о признании недействительным п. 2 статьи 34 Устава Бокситогорского муниципального района <адрес> У С Т А Н О В И Л: Бокситогорский городской прокурор обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к совету депутатов Бокситогорского муниципального района <адрес> о признании недействительным п. 2 статьи 34 Устава Бокситогорского муниципального района <адрес>, принятого решением совета депутатов Бокситогорского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № (с изменениями, внесенными решениями Совета депутатов Бокситогорского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №) в части наделения депутатов правом устанавливать сроки рассмотрения обращения и получения ответа на него и обязать совет депутатов внести соответствующие изменения в указанный пункт Устава, исключив из него коррупциогенные факторы. В обоснование заявления указано, что Бокситогорской городской прокуратурой по результатам проведения правового анализа положений Устава Бокситогорского муниципального района <адрес> установлено, что решением совета депутатов Бокситогорского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № принят Устав Бокситогорского муниципального района <адрес>, зарегистрированный Управлением Министерства юстиции РФ по Санкт-Петербургу и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Решением совета депутатов Бокситогорского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № в Устав были внесены изменения. ДД.ММ.ГГГГ Бокситогорским городским прокурором был принесен протест на п. 2 ст. 34 Устава в связи с тем, что данным пунктом закреплено право депутата муниципального образования Бокситогорский муниципальный район <адрес> при обращении в органы местного самоуправления самостоятельно устанавливать срок, по окончании которого депутату должен быть предоставлен ответ о результатах рассмотрения данного обращения. Решением совета депутатов Бокситогорского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в удовлетворении требований прокурора было отказано, чем нарушаются права работников, осуществляющих трудовую деятельность в органах местного самоуправления БМР, на рассмотрение обращений, поступивших им на рассмотрение в сроки, установленные федеральным законодательством. В соответствии с п. 1 и 2 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение. В действующем законодательстве отсутствуют какие-либо нормы, предусматривающие иной порядок обращения депутатов муниципальных образований, чем предусмотрен вышеуказанным законом. В связи с чем предоставление депутату Уставом муниципального образования полномочий, явно выходящих за пределы полномочий депутата, предусмотренных действующим федеральным законодательством и законодательством <адрес> по мнению прокурору недопустимо. Ссылки главы Бокситогорского муниципального района в обоснование принятого решения о том, что положения ФЗ № не распространяются на порядок рассмотрения обращений депутатов муниципального образования, а также о том, что ст. 34 Устава муниципального образования закреплены гарантии депутатов при осуществлении ими полномочий депутата прокурор полагает несостоятельными, поскольку ч. 5.1 ст. 40 Федерального закона РФ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрено определение гарантий осуществления полномочий депутата уставами муниципальных образований с учетом требований, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ. Таким образом прокурор полагает, что п. 2 ст. 34 Устава подлежит изменению. Кроме того прокурор ссылается на то, что согласно п. 2,3 ст. 3 Федерального закона РФ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одними из основных принципов противодействия коррупции являются законность, публичность, открытость деятельности государственных органов и местного самоуправления. В соответствии со ст. 1 ФЗ от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым созданию условия для проявления коррупции. А потому Бокситогорский городской прокурор просит признать недействительным п. 2 статьи 34 Устава Бокситогорского муниципального района <адрес>, принятого решением совета депутатов Бокситогорского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № (с изменениями, внесенными решениями Совета депутатов Бокситогорского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №) в части наделения депутатов правом устанавливать сроки рассмотрения обращения и получения ответа на него и обязать совет депутатов внести соответствующие изменения в указанный пункт Устава. В судебном заседании заместитель Бокситогорского городского прокурора Яблочкина Г.А. заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить. Представитель совета депутатов Бокситогорского муниципального района <адрес> Комиссаров Р.Ю. в судебном заседании просил отказать прокурору в удовлетворении заявления, показал суду, что Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» не регулирует статус депутатов и сроки рассмотрения депутатских запросов и обращений, а определяет лишь порядок рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан. В соответствии с ч. 5.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В силу этого советом депутатов Бокситогорского муниципального района в Уставе закреплены права депутатов совета депутатов, в том числе на обращение в советы депутатов, в администрации и к главам муниципальных образований, расположенных на территории Бокситогорского муниципального района, и получение ответа в указанные в обращении сроки, но не позднее одного месяца с даты обращения, при этом только по вопросам, находящимся в ведении муниципального района. Статус депутата органа местного самоуправления не регламентирован ни на федеральном, ни на областном уровне, следовательно, должен был найти свое отражение на местном уровне, что и предусмотрел Устав Бокситогорского муниципального района. Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, суд находит заявленные Бокситогорским городским прокурором требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. В соответствии с ч. 1 ст. 34 вышеуказанного закона структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В соответствии со ст. 2 вышеуказанного закона - депутат - член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения. В соответствии с п.п. 1 с. 10 ст. 35 вышеуказанного закона в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся: принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений. Решением совета депутатов Бокситогорского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № был принят Устав муниципального образования Бокситогорский муниципальный район <адрес>, зарегистрированный Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу и <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. Решением совета депутатов Бокситогорского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № в Устав были внесены изменения. В соответствии с п. 2 ст. 34 Устава, оспариваемого прокурором, депутат совета депутатов Бокситогорского муниципального района имеет право: обращаться с запросами к руководителям расположенных на территории муниципального района государственных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций, предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций по вопросам, находящимся в ведении муниципального района; на обращение в органы местного самоуправления и получение ответа в указанные в обращении сроки, но не позднее одного месяца с даты обращения;на обеспечение документами, принятыми советом депутатов. Депутатский запрос является элементом реализации части 1 статьи 32 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Прокурор полагает, что данное положение Устава, устанавливающее право депутата на получение ответа из органов местного самоуправления в указанные в обращении сроки, но не позднее одного месяца с даты обращения, является коррупциогенным, не соответствует требованиям законодательства, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ Бокситогорским городским прокурором был принесен протест на п. 2 ст. 34 Устава Бокситогорского муниципального района, однако решением совета депутатов Бокситогорского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № в удовлетворении требований прокурора было отказано. В соответствии с ч. 1, 5.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий. Гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Суд не может согласиться с доводами прокурора о том, что Федеральным законом N 59-фз от 2 мая 2006 г. "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (ред. от 27.07.2010) регулируется осуществление полномочий депутата в части получения ответа в указанные в обращении в органы местного самоуправления сроки, но не позднее одного месяца с даты обращения, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", на который ссылается прокурор в обоснование заявленных требований, настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, таким образом Федеральный закон N 59-фз от 2 мая 2006 г. "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" предметом регулирования имеет иные отношения и его положения не могут быть применены к рассматриваемому по настоящему делу спору. Срок рассмотрения депутатского обращения нормами федерального закона не урегулирован, установлен в пределах полномочий, совет депутатов Бокситогорского муниципального района при принятии Устава муниципального образования Бокситогорский муниципальный район вправе был разрешить вопрос о сроке рассмотрения обращений депутата совета депутатов Бокситогорского муниципального района. Ссылки прокурора на п. 2,3 ст. 3 ФЗ РФ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» не могут быть положены в основу иного решения суда, поскольку содержат общие принципы противодействия коррупции и не относятся к предмету рассматриваемого спора. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: В удовлетворении заявления Бокситогорского городского прокурора о признании недействительным пункт 2 статьи 34 Устава Бокситогорского муниципального района <адрес> в части наделения депутатов правом устанавливать сроки рассмотрения обращения и получения ответа на него - отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Ленинградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Бокситогорский городской суд. Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ. Судья: