об обязании привести объект в соответствие с требованиями правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок



РЕШЕНИЕ по делу №2-403/12

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Бокситогорск        31 мая 2012 года

Бокситогорский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Карабановой Е.В.,

при секретаре Никифорове Е.Ю.,

с участием представителя истца - помощника Бокситогорского городского прокурора Ленинградской области Селезнёвой Л.Л.,

представителя ответчика Немцевой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Бокситогорского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к МБОУ «Бокситогорская средняя общеобразовательная школа №2» и МАУ «Сервисный центр обслуживания учреждений образования» об обязании привести объект в соответствие с требованиями Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок,

установил:

Бокситогорский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Бокситогорская средняя общеобразовательная школа №2» и МАУ «Сервисный центр обслуживания учреждений образования» об обязании привести объект в соответствие с требованиями Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок.

В обоснование исковых требований указано, что согласно информации, предоставленной Бокситогорскому городскому прокурору Тихвинским отделом по энергетическому надзору Северо-Западного управления Ростехнадзора, с 00.00.0000 по 00.00.0000 была проведена внеплановая выездная проверка МБОУ «Бокситогорская средняя общеобразовательная школа №2». В результате проверки установлено, что при эксплуатации электроустановок и сетей МБОУ «Бокситогорская средняя общеобразовательная школа №2» по договору от 00.00.0000 специализированной организацией МАУ «Сервисный центр обслуживания учреждений образования», должностным лицом - директором МАУ «Сервисный центр обслуживания учреждений образования»не обеспечивается соблюдение обязательных требований в части надежности электроснабжения энергоустановок помещений для голосования и избирательных комиссий, их безопасной эксплуатации, а именно:

1. в нарушение требований п.п.1.2.3, 1.2.7 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго РФ №6 от 13.01.2003, зарегистрированных Минюстом РФ 22.01.2003 рег.№4145 (далее ПТЭЭП), не назначен заместитель ответственного за электрохозяйство из числа руководителей и специалистов, прошедших проверку знаний и имеющих соответствующую группу по электробезопасности;

2. в нарушение п.п.1.5.20, 1.8.1, 1.8.9 ПТЭЭП отсутствует инструкция по предотвращению и ликвидации аварийных режимов с учетом специфики и структурных особенностей организации;

3. в нарушение п.2.12.12 ПТЭЭП отсутствует график (план ППР) очистки светильников, осмотра и ремонта сети освещения;

4. в нарушение п.2.2.17 ПТЭЭП отсутствует график очистки оборудования распределительных устройств от пыли и грязи;

5. в нарушение п.1.6.3 ПТЭЭП отсутствует годовой план (график) ремонтов электроустановок технологического оборудования;

6. в нарушение требований п.2.1.10 ПОТ РМ-016-2001 не оформлены письменным указанием руководителя списки работников, имеющих право отдавать распоряжения, выдавать наряды-допуски, которым даны права допускающего, ответственного руководителя, производителя работ, наблюдающего, имеющих право оперативных переговоров, выполнять оперативные переключения;

7. в нарушение п.10.7 ПОТ РМ-016-2001, п.3.5.10 ПТЭЭП не назначен работник, ответственный за поддержание исправного состояния, проведение периодических испытаний и проверок переносных и передвижных электроприемников (ручных электрических машин, переносного электроинструмента и светильников), вспомогательного оборудования к ним;

8. в нарушение п.2.7.15 ПТЭЭП отсутствуют паспорта заземляющих устройств, находящихся в эксплуатации;

9. в нарушение п.2.7.5 ПТЭЭП на лицевой стороне щита ЩО-2 сети освещения отсутствует знак безопасности. С внутренней стороны отсутствует однолинейная схема, надписи с указанием номинального тока автоматических выключателей и наименование электроприемников, соответственно через них получающих питание;

10. в нарушение требований п.2.11.13 ПТЭЭП на средствах учета электрической энергии (счетчиках) ВРУ №1, 2 не выполнена надпись, указывающая наименование присоединения, на котором производится учет электроэнергии.

Согласно п.2.2.1 ПТЭЭП руководитель организации обеспечивает

содержание тепловых энергоустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями настоящих Правил, требований безопасности и охраны труда, соблюдение требований промышленной и пожарной безопасности в процессе эксплуатации оборудования и сооружений, а также других нормативно-технических документов;

своевременное и качественное проведение профилактических работ, ремонта, модернизации и реконструкции тепловых энергоустановок;

разработку должностных и эксплуатационных инструкций для персонала;

обучение персонала и проверку знаний правил эксплуатации, техники безопасности, должностных и эксплуатационных инструкций;

поддержание исправного состояния, экономичную и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок;

соблюдение требований нормативно-правовых актов и нормативно-технических документов, регламентирующих взаимоотношения производителей и потребителей тепловой энергии и теплоносителя;

предотвращение использования технологий и методов работы, оказывающих отрицательное влияние на людей и окружающую среду;

учет и анализ нарушений в работе тепловых энергоустановок, несчастных случает и принятие мер по предупреждению аварийности и травматизма;

беспрепятственный доступ к энергоустановкам представителей органов государственного надзора с целью проверки их технического состояния, безопасной эксплуатации и рационального использования энергоресурсов;

выполнение предписаний органов государственного надзора в установленные сроки.

Согласно п.3 ч.3 ст.32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. В соответствии со ст.51 данного закона образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. В нарушение указанных норм, должностными лицами учреждения допущены нарушения правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства энергопотребляющих установок, тепловых сетей, не выполняются предусмотренные Правилами организационно-технические предупредительные мероприятия, что может привести к угрозе для жизни и здоровья обучающихся, оказать неблагоприятное воздействие на их организм вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность.

Прокурор Селезнева Л.Л. в судебном заседании исковые требования уточнила и просила обязать ответчиков привести объект в соответствие с требованиями Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики РФ №6 от 13.01.2003, просила их удовлетворить.

Представитель МБОУ «Бокситогорская средняя общеобразовательная школа №2» Немцева Ю.В. исковые требования не признала, пояснила, что все нарушения, выявленные в ходе проверки, были допущены МАУ «Сервисный центр обслуживания учреждений образования». Ни должностные лица МБОУ «Бокситогорская средняя общеобразовательная школа №2», ни само юридическое лицо к административной ответственности не были привлечены, предписания об устранении нарушений в адрес школы не выдавалось.

Представитель МАУ «Сервисный центр обслуживания учреждений образования» в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещены, о чем имеется расписка, дело рассмотрено в отсутствие представителя в соответствии с ч.4 ст.167 ГПК РФ.

Изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, суд приходит к следующему:

Согласно постановлению государственного инспектора Тихвинского отдела по энергетическому надзору Северо-Западного управления Ростехнадзора по делу об административном правонарушении от 00.00.0000, вступившему в законную силу, директор МАУ «Сервисный центр обслуживания учреждений образования» Пацановский М.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.9.11 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей, объективная сторона административного правонарушения заключалась в том, что при эксплуатации электроустановок и сетей МБОУ «Бокситогорская средняя общеобразовательная школа №2» по договору от 00.00.0000 специализированной организацией МАУ «Сервисный центр обслуживания учреждений образования», должностным лицом - директором МАУ «Сервисный центр обслуживания учреждений образования»не обеспечивается соблюдение обязательных требований в части надежности электроснабжения энергоустановок помещений для голосования и избирательных комиссий, их безопасной эксплуатации, а именно:

1. в нарушение требований п.п.1.2.3, 1.2.7 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго РФ №6 от 13.01.2003, зарегистрированных Минюстом РФ 22.01.2003 рег.№4145 (далее ПТЭЭП), не назначен заместитель ответственного за электрохозяйство из числа руководителей и специалистов, прошедших проверку знаний и имеющих соответствующую группу по электробезопасности;

2. в нарушение п.п.1.5.20, 1.8.1, 1.8.9 ПТЭЭП отсутствует инструкция по предотвращению и ликвидации аварийных режимов с учетом специфики и структурных особенностей организации;

3. в нарушение п.2.12.12 ПТЭЭП отсутствует график (план ППР) очистки светильников, осмотра и ремонта сети освещения;

4. в нарушение п.2.2.17 ПТЭЭП отсутствует график очистки оборудования распределительных устройств от пыли и грязи;

5. в нарушение п.1.6.3 ПТЭЭП отсутствует годовой план (график) ремонтов электроустановок технологического оборудования;

6. в нарушение требований п.2.1.10 ПОТ РМ-016-2001 не оформлены письменным указанием руководителя списки работников, имеющих право отдавать распоряжения, выдавать наряды-допуски, которым даны права допускающего, ответственного руководителя, производителя работ, наблюдающего, имеющих право оперативных переговоров, выполнять оперативные переключения;

7. в нарушение п.10.7 ПОТ РМ-016-2001, п.3.5.10 ПТЭЭП не назначен работник, ответственный за поддержание исправного состояния, проведение периодических испытаний и проверок переносных и передвижных электроприемников (ручных электрических машин, переносного электроинструмента и светильников), вспомогательного оборудования к ним;

8. в нарушение п.2.7.15 ПТЭЭП отсутствуют паспорта заземляющих устройств, находящихся в эксплуатации;

9. в нарушение п.2.7.5 ПТЭЭП на лицевой стороне щита ЩО-2 сети освещения отсутствует знак безопасности. С внутренней стороны отсутствует однолинейная схема, надписи с указанием номинального тока автоматических выключателей и наименование электроприемников, соответственно через них получающих питание;

10. в нарушение требований п.2.11.13 ПТЭЭП на средствах учета электрической энергии (счетчиках) ВРУ №1, 2 не выполнена надпись, указывающая наименование присоединения, на котором производится учет электроэнергии.

Этим же постановлением установлено, что обязанности по содержанию электроустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатации в соответствии с требованиями правил и другими нормативно-техническими документами возложены на директора МАУ «Сервисный центр обслуживания учреждений образования».

Из договора на оказание услуг по муниципальному заданию от 00.00.0000, заключенного между ответчиками, а также приложения к данному договору, устанавливающего перечень оказываемых услуг и работ, следует, что соблюдение указанных в исковом заявлении требований Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей возложено на МАУ «Сервисный центр обслуживания учреждений образования».

Согласно п.1.1.1. правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 №6, правила имеют целью обеспечить надежную, безопасную и рациональную эксплуатацию электроустановок и содержание их в исправном состоянии.

С учетом установленных обстоятельств, принимая во внимание, что несоблюдение обязательных требований Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью учеников и работников МБОУ «Бокситогорская средняя общеобразовательная школа №2», а также лиц, которые могут находиться к данном образовательном учреждении, суд находит исковые требования прокурора к МАУ «Сервисный центр обслуживания учреждений образования» обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В то же время представленными материалами факт нарушения администрацией МБОУ «Бокситогорская средняя общеобразовательная школа №2» требований указанных правил не подтверждается, сведений о результатах проверки и о привлечении юридического лица либо должностных лиц МБОУ «Бокситогорская средняя общеобразовательная школа №2» к административной ответственности за нарушение требований Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей суду не представлено. В связи с чем, исковые требования к МБОУ «Бокситогорская средняя общеобразовательная школа №2» удовлетворению не подлежат.

Согласно ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. В соответствии с ч.2 ст.61.1 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина, по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, подлежит зачислению в бюджет муниципального района. Принимая во внимание, что исковые требования носят неимущественный характер, иск заявлен в пользу неограниченного круга лиц, в соответствии со ст.333.19 НК РФ государственная пошлина составляет <данные изъяты> рублей. С учетом изложенного, суд считает необходимым взыскать с МАУ «Сервисный центр обслуживания учреждений образования» в пользу бюджета Бокситогорского муниципального района Ленинградской области государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

     решил:

Исковые требования Бокситогорского городского прокурора - удовлетворить частично.

Обязать МАУ «Сервисный центр обслуживания учреждений образования» привести объект - здание МБОУ «Бокситогорская средняя общеобразовательная школа №2» в соответствие с требованиями правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 №6, путем устранения выявленных недостатков.

В удовлетворении исковых требований Бокситогорского городского прокурора к администрации МБОУ «Бокситогорская средняя общеобразовательная школа №2» - отказать.

Взыскать с МАУ «Сервисный центр обслуживания учреждений образования» в пользу бюджета Бокситогорского муниципального района Ленинградской области государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Бокситогорский городской суд.

Судья.

    Решение в окончательной форме принято 05.06.2012