РЕШЕНИЕ по делу №2-403/12 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г.Бокситогорск 31 мая 2012 года Бокситогорский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Карабановой Е.В., при секретаре Никифорове Е.Ю., с участием представителя истца - помощника Бокситогорского городского прокурора Ленинградской области Селезнёвой Л.Л., представителя ответчика Немцевой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Бокситогорского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к МБОУ «Бокситогорская средняя общеобразовательная школа №2» и МАУ «Сервисный центр обслуживания учреждений образования» об обязании привести объект в соответствие с требованиями Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, установил: Бокситогорский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Бокситогорская средняя общеобразовательная школа №2» и МАУ «Сервисный центр обслуживания учреждений образования» об обязании привести объект в соответствие с требованиями Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок. В обоснование исковых требований указано, что согласно информации, предоставленной Бокситогорскому городскому прокурору Тихвинским отделом по энергетическому надзору Северо-Западного управления Ростехнадзора, с 00.00.0000 по 00.00.0000 была проведена внеплановая выездная проверка МБОУ «Бокситогорская средняя общеобразовательная школа №2». В результате проверки установлено, что при эксплуатации электроустановок и сетей МБОУ «Бокситогорская средняя общеобразовательная школа №2» по договору № от 00.00.0000 специализированной организацией МАУ «Сервисный центр обслуживания учреждений образования», должностным лицом - директором МАУ «Сервисный центр обслуживания учреждений образования»не обеспечивается соблюдение обязательных требований в части надежности электроснабжения энергоустановок помещений для голосования и избирательных комиссий, их безопасной эксплуатации, а именно: 1. в нарушение требований п.п.1.2.3, 1.2.7 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго РФ №6 от 13.01.2003, зарегистрированных Минюстом РФ 22.01.2003 рег.№4145 (далее ПТЭЭП), не назначен заместитель ответственного за электрохозяйство из числа руководителей и специалистов, прошедших проверку знаний и имеющих соответствующую группу по электробезопасности; 2. в нарушение п.п.1.5.20, 1.8.1, 1.8.9 ПТЭЭП отсутствует инструкция по предотвращению и ликвидации аварийных режимов с учетом специфики и структурных особенностей организации; 3. в нарушение п.2.12.12 ПТЭЭП отсутствует график (план ППР) очистки светильников, осмотра и ремонта сети освещения; 4. в нарушение п.2.2.17 ПТЭЭП отсутствует график очистки оборудования распределительных устройств от пыли и грязи; 5. в нарушение п.1.6.3 ПТЭЭП отсутствует годовой план (график) ремонтов электроустановок технологического оборудования; 6. в нарушение требований п.2.1.10 ПОТ РМ-016-2001 не оформлены письменным указанием руководителя списки работников, имеющих право отдавать распоряжения, выдавать наряды-допуски, которым даны права допускающего, ответственного руководителя, производителя работ, наблюдающего, имеющих право оперативных переговоров, выполнять оперативные переключения; 7. в нарушение п.10.7 ПОТ РМ-016-2001, п.3.5.10 ПТЭЭП не назначен работник, ответственный за поддержание исправного состояния, проведение периодических испытаний и проверок переносных и передвижных электроприемников (ручных электрических машин, переносного электроинструмента и светильников), вспомогательного оборудования к ним; 8. в нарушение п.2.7.15 ПТЭЭП отсутствуют паспорта заземляющих устройств, находящихся в эксплуатации; 9. в нарушение п.2.7.5 ПТЭЭП на лицевой стороне щита ЩО-2 сети освещения отсутствует знак безопасности. С внутренней стороны отсутствует однолинейная схема, надписи с указанием номинального тока автоматических выключателей и наименование электроприемников, соответственно через них получающих питание; 10. в нарушение требований п.2.11.13 ПТЭЭП на средствах учета электрической энергии (счетчиках) ВРУ №1, 2 не выполнена надпись, указывающая наименование присоединения, на котором производится учет электроэнергии. Согласно п.2.2.1 ПТЭЭП руководитель организации обеспечивает содержание тепловых энергоустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями настоящих Правил, требований безопасности и охраны труда, соблюдение требований промышленной и пожарной безопасности в процессе эксплуатации оборудования и сооружений, а также других нормативно-технических документов; своевременное и качественное проведение профилактических работ, ремонта, модернизации и реконструкции тепловых энергоустановок; разработку должностных и эксплуатационных инструкций для персонала; обучение персонала и проверку знаний правил эксплуатации, техники безопасности, должностных и эксплуатационных инструкций; поддержание исправного состояния, экономичную и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок; соблюдение требований нормативно-правовых актов и нормативно-технических документов, регламентирующих взаимоотношения производителей и потребителей тепловой энергии и теплоносителя; предотвращение использования технологий и методов работы, оказывающих отрицательное влияние на людей и окружающую среду; учет и анализ нарушений в работе тепловых энергоустановок, несчастных случает и принятие мер по предупреждению аварийности и травматизма; беспрепятственный доступ к энергоустановкам представителей органов государственного надзора с целью проверки их технического состояния, безопасной эксплуатации и рационального использования энергоресурсов; выполнение предписаний органов государственного надзора в установленные сроки. Согласно п.3 ч.3 ст.32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. В соответствии со ст.51 данного закона образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. В нарушение указанных норм, должностными лицами учреждения допущены нарушения правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства энергопотребляющих установок, тепловых сетей, не выполняются предусмотренные Правилами организационно-технические предупредительные мероприятия, что может привести к угрозе для жизни и здоровья обучающихся, оказать неблагоприятное воздействие на их организм вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность. Прокурор Селезнева Л.Л. в судебном заседании исковые требования уточнила и просила обязать ответчиков привести объект в соответствие с требованиями Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики РФ №6 от 13.01.2003, просила их удовлетворить. Представитель МБОУ «Бокситогорская средняя общеобразовательная школа №2» Немцева Ю.В. исковые требования не признала, пояснила, что все нарушения, выявленные в ходе проверки, были допущены МАУ «Сервисный центр обслуживания учреждений образования». Ни должностные лица МБОУ «Бокситогорская средняя общеобразовательная школа №2», ни само юридическое лицо к административной ответственности не были привлечены, предписания об устранении нарушений в адрес школы не выдавалось. Представитель МАУ «Сервисный центр обслуживания учреждений образования» в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещены, о чем имеется расписка, дело рассмотрено в отсутствие представителя в соответствии с ч.4 ст.167 ГПК РФ. Изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, суд приходит к следующему: Согласно постановлению государственного инспектора Тихвинского отдела по энергетическому надзору Северо-Западного управления Ростехнадзора по делу об административном правонарушении от 00.00.0000, вступившему в законную силу, директор МАУ «Сервисный центр обслуживания учреждений образования» Пацановский М.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.9.11 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей, объективная сторона административного правонарушения заключалась в том, что при эксплуатации электроустановок и сетей МБОУ «Бокситогорская средняя общеобразовательная школа №2» по договору № от 00.00.0000 специализированной организацией МАУ «Сервисный центр обслуживания учреждений образования», должностным лицом - директором МАУ «Сервисный центр обслуживания учреждений образования»не обеспечивается соблюдение обязательных требований в части надежности электроснабжения энергоустановок помещений для голосования и избирательных комиссий, их безопасной эксплуатации, а именно: 1. в нарушение требований п.п.1.2.3, 1.2.7 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго РФ №6 от 13.01.2003, зарегистрированных Минюстом РФ 22.01.2003 рег.№4145 (далее ПТЭЭП), не назначен заместитель ответственного за электрохозяйство из числа руководителей и специалистов, прошедших проверку знаний и имеющих соответствующую группу по электробезопасности; 2. в нарушение п.п.1.5.20, 1.8.1, 1.8.9 ПТЭЭП отсутствует инструкция по предотвращению и ликвидации аварийных режимов с учетом специфики и структурных особенностей организации; 3. в нарушение п.2.12.12 ПТЭЭП отсутствует график (план ППР) очистки светильников, осмотра и ремонта сети освещения; 4. в нарушение п.2.2.17 ПТЭЭП отсутствует график очистки оборудования распределительных устройств от пыли и грязи; 5. в нарушение п.1.6.3 ПТЭЭП отсутствует годовой план (график) ремонтов электроустановок технологического оборудования; 6. в нарушение требований п.2.1.10 ПОТ РМ-016-2001 не оформлены письменным указанием руководителя списки работников, имеющих право отдавать распоряжения, выдавать наряды-допуски, которым даны права допускающего, ответственного руководителя, производителя работ, наблюдающего, имеющих право оперативных переговоров, выполнять оперативные переключения; 7. в нарушение п.10.7 ПОТ РМ-016-2001, п.3.5.10 ПТЭЭП не назначен работник, ответственный за поддержание исправного состояния, проведение периодических испытаний и проверок переносных и передвижных электроприемников (ручных электрических машин, переносного электроинструмента и светильников), вспомогательного оборудования к ним; 8. в нарушение п.2.7.15 ПТЭЭП отсутствуют паспорта заземляющих устройств, находящихся в эксплуатации; 9. в нарушение п.2.7.5 ПТЭЭП на лицевой стороне щита ЩО-2 сети освещения отсутствует знак безопасности. С внутренней стороны отсутствует однолинейная схема, надписи с указанием номинального тока автоматических выключателей и наименование электроприемников, соответственно через них получающих питание; 10. в нарушение требований п.2.11.13 ПТЭЭП на средствах учета электрической энергии (счетчиках) ВРУ №1, 2 не выполнена надпись, указывающая наименование присоединения, на котором производится учет электроэнергии. Этим же постановлением установлено, что обязанности по содержанию электроустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатации в соответствии с требованиями правил и другими нормативно-техническими документами возложены на директора МАУ «Сервисный центр обслуживания учреждений образования». Из договора на оказание услуг по муниципальному заданию № от 00.00.0000, заключенного между ответчиками, а также приложения № к данному договору, устанавливающего перечень оказываемых услуг и работ, следует, что соблюдение указанных в исковом заявлении требований Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей возложено на МАУ «Сервисный центр обслуживания учреждений образования». Согласно п.1.1.1. правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 №6, правила имеют целью обеспечить надежную, безопасную и рациональную эксплуатацию электроустановок и содержание их в исправном состоянии. С учетом установленных обстоятельств, принимая во внимание, что несоблюдение обязательных требований Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью учеников и работников МБОУ «Бокситогорская средняя общеобразовательная школа №2», а также лиц, которые могут находиться к данном образовательном учреждении, суд находит исковые требования прокурора к МАУ «Сервисный центр обслуживания учреждений образования» обоснованными и подлежащими удовлетворению. В то же время представленными материалами факт нарушения администрацией МБОУ «Бокситогорская средняя общеобразовательная школа №2» требований указанных правил не подтверждается, сведений о результатах проверки и о привлечении юридического лица либо должностных лиц МБОУ «Бокситогорская средняя общеобразовательная школа №2» к административной ответственности за нарушение требований Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей суду не представлено. В связи с чем, исковые требования к МБОУ «Бокситогорская средняя общеобразовательная школа №2» удовлетворению не подлежат. Согласно ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. В соответствии с ч.2 ст.61.1 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина, по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, подлежит зачислению в бюджет муниципального района. Принимая во внимание, что исковые требования носят неимущественный характер, иск заявлен в пользу неограниченного круга лиц, в соответствии со ст.333.19 НК РФ государственная пошлина составляет <данные изъяты> рублей. С учетом изложенного, суд считает необходимым взыскать с МАУ «Сервисный центр обслуживания учреждений образования» в пользу бюджета Бокситогорского муниципального района Ленинградской области государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования Бокситогорского городского прокурора - удовлетворить частично. Обязать МАУ «Сервисный центр обслуживания учреждений образования» привести объект - здание МБОУ «Бокситогорская средняя общеобразовательная школа №2» в соответствие с требованиями правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 №6, путем устранения выявленных недостатков. В удовлетворении исковых требований Бокситогорского городского прокурора к администрации МБОУ «Бокситогорская средняя общеобразовательная школа №2» - отказать. Взыскать с МАУ «Сервисный центр обслуживания учреждений образования» в пользу бюджета Бокситогорского муниципального района Ленинградской области государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Бокситогорский городской суд. Судья. Решение в окончательной форме принято 05.06.2012