ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 5-92/2011 по делу об административном правонарушении 30 августа 2011 года г. Бокситогорск Судья Бокситогорского городского суда Ленинградской области Пименова Арина Геннадиевна, рассмотрев поступившее из Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Управление Росздравнадзора по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области) дело об административном правонарушении в отношении юридического лица - Муниципального образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Бокситогорский детский дом» - юридический адрес: <адрес>, иные сведения о юридическом лице: <данные изъяты> в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ УСТАНОВИЛ: На основании приказа №.03 от "дата" руководителя Управления Росздравнадзора по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области в период с "дата" по "дата" проведена плановая выездная проверка соблюдения обязательных требований при осуществлении медицинской деятельности, соблюдения требований государственных стандартов социального обслуживания населения, контроля за порядком проведения диспансеризации детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в МОУ «Бокситогорский детский дом». Из протокола об административном правонарушении № от "дата" усматривается, что в ходе проверки выявлено, что МОУ «Бокситогорский детский дом» на "дата" осуществляет медицинскую деятельность без специального разрешения (лицензии), а именно следующие виды работ и услуг выполняемых: 1) при осуществлении доврачебной медицинской помощи по: сестринскому делу в педиатрии; 2) при осуществлении амбулаторно-поликлинической помощи, в том числе при осуществлении первичной медико-санитарной помощи по педиатрии, что, по мнению Управления Росздравнадзора является нарушением п. 96 ст. 17 ФЗ от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также приказа Министерства здравоохранения и социального развития от 10.05.2007 № 323 «Об утверждении порядка организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи», за что предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Таким образом, МОУ «Бокситогорский детский дом» вменено в вину совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Представитель Управления Росздравнадзора в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствии. Представитель МОУ «Бокситогорский детский дом» гр. Б. в судебном заседании вину в совершении административного правонарушения не признала и показала суду, что основной уставной деятельностью учреждения является образовательная деятельность, у образовательного учреждения отсутствует обязанность организации медицинской деятельности, а потому получение образовательным учреждением лицензии на осуществление медицинской деятельности не представляется возможным, деятельность, осуществляемая медицинскими работниками МОУ «Бокситогорский детский дом» в рамках Устава и Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не подлежит лицензированию. Виды деятельности, поименованные в протоколе об административном правонарушении, медицинскими работниками МОУ «Бокситогорский детский дом» не осуществляются, все медицинские назначения проводятся медицинскими работниками МУЗ «Бокситогорская центральная районная больница», состоящая в штате МОУ «Бокситогорский детский дом» по совместительству врач гр. А. является врачом-педиатром МУЗ «Бокситогорская центральная районная больница», во время диспансеризации входящая в состав врачебной бригады. Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителя МОУ «Бокситогорский детский дом» гр. Б. прихожу к следующему: В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" определяет понятие лицензии как специального разрешения на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданного лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю (абзац второй статьи 2), то есть рассматривает лицензию как средство ограничения прав субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности. Статья 4 названного Федерального закона к лицензируемым видам деятельности относит виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Тем самым данное положение реализует названную конституционную норму, закрепляющую цели, для достижения которых права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом. В статье 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", предусматривающей перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, под пунктом 96 указан такой вид деятельности, подлежащей лицензированию, как медицинская деятельность. Лицензирование медицинской деятельности согласно статье 15 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1 осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с положениями пункта 4статьи 51 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266 "Об образовании" предусмотрена обязанность образовательного учреждения предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников. Таким образом, данная статья возлагает обязанность по медицинскому обслуживанию обучающихся и воспитанников образовательного учреждения на органы здравоохранения. В соответствии с Законом «Об образовании» образовательные учреждения всех типов обязаны только предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников. Согласно СанПиН 2.4.2.1178-02 все общеобразовательные учреждения должны укомплектовываться квалифицированными кадрами средних медицинских работников, врачей-педиатров. Согласно пункту 7 статьи 51 Закона Российской Федерации "Об образовании" ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. В соответствии с п. 32 Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 N 676 (ред. от 10.03.2009) медицинское обслуживание воспитанников обеспечивается штатным или специально закрепленным за учреждением органом здравоохранения медицинским персоналом. В основные обязанности медицинских работников учреждения входят: наблюдение за состоянием здоровья, физическим и нервно-психическим развитием воспитанников, оказание медицинской помощи; организация и проведение два раза в год углубленных медицинских осмотров, профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий, оценка их эффективности; медицинский контроль за выполнением санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима; осуществление контроля за качеством питания, соблюдением рационального режима учебной и внеучебной деятельности воспитанников, обеспечением санитарно-гигиенических требований в процессе трудового обучения; профессиональные рекомендациивоспитанникам с учетом состояния их здоровья; работа с воспитанниками по гигиеническому воспитанию, пропаганда санитарно-просветительских знаний. Эти же обязанности медицинских работников также поименованы в п. 5.10 Устава МОУ «Бокситогорский детский дом», иных обязанностей медицинские работники МОУ «Бокситогорский детский дом» не имеют и не выполняют, медицинские услуги образовательное учреждение не оказывает. Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N 30 (ред. от 24.09.2010) утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности, согласно п. 4 которого медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с Перечнем работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.04.2008 N 241), в который вышеуказанные основные обязанности медицинских работников образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не входят. Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что в МОУ «Бокситогорский детский дом» согласно штатному расписанию медицинское обслуживание в учреждении осуществляется 4 специалистами, квалификация которых соответствует требованиям нормативной документации, все медицинские назначения проводятся медицинскими работниками МУЗ «Бокситогорская центральная районная больница», состоящая в штате МОУ «Бокситогорский детский дом» врач гр. А. (по совместительству) является врачом-педиатром МУЗ «Бокситогорская центральная районная больница», во время диспансеризации входящая в состав врачебной бригады. С учетом вышеизложенных норм права, оценив в совокупности собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд находит, что осуществляемое образовательным учреждением медицинское обслуживание воспитанников в пределах полномочий, предусмотренных п. 32 Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 N 676, и п. 5.10 Устава МОУ «Бокситогорский детский дом», не требует специального государственного разрешения (лицензии) по виду работ (услуг), то есть не подлежит лицензированию, осуществление работ и услуг, поименованных в протоколе об административном правонарушении, а именно: осуществление медицинской деятельности: 1) при осуществлении доврачебной медицинской помощи по: сестринскому делу в педиатрии; 2) при осуществлении амбулаторно-поликлинической помощи, в том числе а) при осуществлении первичной медико-санитарной помощи по: педиатрии, в полномочия МОУ «Бокситогорский детский дом» не входят и ими не осуществляются. При таких обстоятельствах нахожу, что в действиях МОУ «Бокситогорский детский дом» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), в связи с чем производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п.п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ. На основании изложенного, руководствуясь ст.29.9 КоАП РФ, постановил: Прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица Муниципального образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Бокситогорский детский дом» в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ. Постановление может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Судья: