№2-401/2011 Решение о возложени обязанности обеспечить инвалида техническими средствами реабилитации



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Бохан Боханского района                 01 ноября 2011 года

Боханский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Николаевой Л.А., при секретаре Шадановой Н.Г., с участием представителя истца помощника прокурора Боханского района Матвеевой В.А., представителя ответчика Губановой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-401/2011 по иску прокурора Боханского района в интересах Мутина Д.И. к Управлению <данные изъяты> об обязании выдать инвалиду предусмотренные программой реабилитации инвалида технические средства реабилитации - телевизор с телетекстом, сотовый телефон с текстовым выходом, наручные вибрационные часы-будильник и пульсар, установления срока для исполнения действий,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Боханского района в интересах Мутина Д.И. обратился в суд с иском к Управлению <данные изъяты> об обязании выдать инвалиду предусмотренные программой реабилитации инвалида технические средства реабилитации - телевизор с телетекстом, сотовый телефон с текстовым выходом, наручные вибрационные часы-будильник и пульсар, установления срока для исполнения действий, указав следующее:

По результатам проведения проверки исполнения законодательств о социальной защите инвалидов, в ходе проверки доводов, содержащихся в заявлении Мутина Д.И. в деятельности органов <данные изъяты> выявлены следующие нарушения действующего законодательства.

В силу Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. от 14 июля 2008г.) государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть первая статьи 10); если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуги не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду (часть шестая статьи 11); перечень технических средств реабилитации и показания для обеспечения ими инвалидов, а также порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определяются Правительством Российской Федерации (части восьмая и пятнадцатая статьи 11.1).

Таким образом, гарантия обеспечения инвалида техническим средством реабилитации может быть реализована путем предоставления технического средства реабилитации уполномоченным органом либо путем выплаты денежной компенсации в случаях: 1) если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации не может быть предоставлено инвалиду; 2) если инвалид приобрел соответствующее средство за собственный счет.

Правительство Российской Федерации, осуществляя предоставленные ему полномочия, вправе определить механизм реализации качественно расширенных гарантий обеспечения инвалидов (ветеранов) техническими средствами реабилитации, в рамках чего с 01.01.2010 года на основании соглашения Министерства Здравоохранения и социального развития и Правительства Иркутской области полномочия по предоставлению технических средств реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации для инвалидов переданы в ведение <данные изъяты>.

В соответствии с положениями Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и иных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими средствами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008г. №240 обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Согласно ст.11 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида, разработанной на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включает в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от оплаты в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду.

Согласно статье 11.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.

Техническими средствами реабилитации инвалидов являются: специальные средства для самообслуживания; специальные средства для ухода.

Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

В соответствии с положениями Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и иных категорий граждан из числа ветеранов протезами заявление о предоставлении паспорта инвалида (ветерана) и программы реабилитации (заключения). Техническое средство (изделие), предоставленное инвалиду (ветерану) в соответствии с настоящими Правилами, передается ему бесплатно в безвозмездное пользование.

Мутин Д.И. является инвалидом, получателем технических средств реабилитации с даты выдачи индивидуальной программы реабилитации инвалида.

Согласно Индивидуальной программе реабилитации инвалида, выданной <данные изъяты> от **/**/** предусмотрено предоставление Мутину Д.И. технических средств реабилитации: телевизор с телетекстом, сотовый телефон с текстовым выходом, наручных вибрационных часов-будильника и пульсара.

В ходе проведенной прокурорской проверки установлено, что указанные технические средства реабилитации Мутину Д.И. не предоставлялись по настоящее время.

Учитывая, что с **/**/** обязательства по предоставлению технических средств реабилитации переданы <данные изъяты>, невыдача данным органом указанных средств реабилитации нарушает социальные права. В настоящее время инвалид вынужден самостоятельно приобретать положенные ему технические средства реабилитации либо обходится без них. Без технических средств инвалид не может вести нормальный, здоровый образ жизни.

Действия или бездействие государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также должностных лиц, повлекшие нарушения прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания, могут быть обжалованы в суд.

Согласно п.6 Главе I Общих положений Постановления Правительства Иркутской области от 18.09.2009г. №261/40-пп (в ред. от 18.05.2010г.) «О министерстве социального развития, опеки и попечительства Иркутской области» Министерство осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через территориальные подразделения (управления) министерства, обладающие правами юридического лица.

В данном случае <данные изъяты> осуществляет свою деятельность непосредственно через территориальное подразделение - Управление по <данные изъяты> району, обладающее правами юридического лица.

В соответствии со ст.12 ГПК РФ предусмотрен способ защиты права - присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Нарушение законодательства Российской Федерации о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов влечет за собой уголовную, гражданско-правовую и административную ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.     

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, обратившегося к нему о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав; социальной защиты, включая социальное обеспечение. Также заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором в случае, если гражданин по состоянию здоровью, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может обратиться в суд.

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Боханского района Матвеева В.А., действующая на основании доверенности, исковые требования прокурора Боханского района поддержала полностью по обстоятельствам, указанным в исковом заявлении.

Истец Мутин Д.И. иск прокурора Боханского района, поданный в его интересах, как инвалида поддержал в полном объеме, суду показал, что он является <данные изъяты>. Технические средства реабилитации: телевизор с телетекстом, сотовый телефон с текстовым выходом, наручные вибрационные часы-будильник и пульсар полагаются ему в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, выданной **/**/**, программа действует бессрочно. Однако, данные технические средства реабилитации ни разу ему не выдавались, в связи с чем он обратился в прокуратуру Боханского района с заявлением. Возможности самостоятельно приобрести технические средства реабилитации у него нет, т.к. денежных средств не хватает.

Представитель ответчика Управления <данные изъяты> Губанова В.В., действующая на основании доверенности, исковые требования прокурора Боханского района признала полностью, суду пояснила, что действительно Мутину Д.И. положены технические средства реабилитации, предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида - телевизор с телетекстом, сотовый телефон с текстовым выходом, наручные вибрационные часы-будильник и пульсар, но они не были предоставлены по причине того, что выполнение части федеральных полномочий осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, передаваемых бюджету Иркутской области в соответствии с Правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Размер субвенций определяется согласно Методике, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 30.12.2009г. №118, исходя из численности граждан в субъекте РФ, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги по санаторно-курортному лечению в соответствии с ФЗ «О государственной социальной помощи» и норматива финансовых затрат в месяц на 1 гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, утверждаемого ежегодно Министерством здравоохранения и социального развития РФ. На 2011 год норматив финансовых затрат составляет 87,75 рублей в месяц на одного получателя данного вида услуги. Методика распределения субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам РФ по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов определена, постановлением Правительства РФ от 27.12.2010г. №1137. Потребность в технических средствах реабилитации регулярно отправляется в министерство. При невозможности предоставления инвалидам средств реабилитации законодательство предусматривает приобретение инвалидами средств реабилитации с последующей компенсацией. Все инвалиды проинформированы Управлением о возмещении расходов по самостоятельно приобретенным ТСР путем выплаты компенсации.     

Заслушав стороны, исследовав представленные доказательства и оценив их каждое в отдельности и в их совокупности, суд пришел к выводу исковые требования прокурора Боханского района удовлетворить.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере защиты семьи, материнства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение.

Прокурор Боханского района обратился в суд с иском в защиту прав и интересов Мутина Д.И. являющегося инвалидом в связи с нарушением его социальных прав. Кроме того, согласно заявлению Мутина Д.И., он просит прокурора Боханского района оказать содействие в разрешении вопроса о предоставлении органами социальной защиты населения ему определенных средств реабилитации (л.д.6).

Таким образом, прокурор Боханского района правомерно обратился в суд в защиту прав и интересов Мутина Д.И., являющегося инвалидом.

Конституция Российской Федерации гласит, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 часть 2).

Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В статье 10 Федерального закона «О социальной защите инвалидов» от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ закреплено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями утвержденные постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2008г. № 240 (далее по тексту - Правила) определяют порядок обеспечениялиц, признанных инвалидами (за исключением лиц, признанных инвалидами вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), и лиц в возрасте до 18 лет, которым установлена категория "ребенок-инвалид" (далее - инвалиды), - техническими средствами реабилитации, предусмотренными федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р (далее - технические средства).

В силу п.2 Правил обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - программа реабилитации).

В соответствии с Соглашением между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Иркутской области о передаче Правительству Иркутской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009г. №2100-Р Правительство Иркутской области осуществляет следующие федеральные полномочия - предоставляет инвалидам в порядке, определяемом Правительством Иркутской области, по их личным заявлениям (лиц, представляющих их интересы) о предоставлении технических средств реабилитации, подаваемым с 1 января 2010 г. в уполномоченный орган: а) бесплатно в безвозмездное пользование технические средства реабилитации, включенные в Федеральный перечень (далее - технические средства реабилитации). Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.

В соответствии с Положением «О министерстве социального развития, опеки и попечительства Иркутской области», утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 18 сентября 2009 г. N 261/40-ПП (с изменениями от 18 ноября 2009 г.)<данные изъяты> (далее - министерство) является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, а также по управлению в области социального развития, включая социальную защиту отдельных категорий граждан и социальное обслуживание населения, опеке и попечительству, нормативному правовому регулированию, оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности на территории Иркутской области.

Согласно п.6 Положения Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через территориальные подразделения (управления) министерства, обладающие правами юридического лица.

На территории Боханского района территориальным подразделением является Управление <данные изъяты>, обладающий правами юридического лица.

Согласно положению об Управлении <данные изъяты>, утвержденного приказом Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 08.06.2009г. №531-мпр, Управление по <данные изъяты> району обладает правами юридического лица. Кроме того, согласно изменениям в положении, утвержденных приказом министра социального развития, опеки и попечительства Иркутской области К. от 18.01.2010г. №16-мпр Управление по <данные изъяты> району организует в 2010 году работу по обеспечению проживающих в Иркутской области лиц, признанных инвалидами и в в возрасте до 18 лет, которым установлена категория «ребенок-инвалид» техническими средствами реабилитации, услугами, включенными в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года №2347-р.

Следовательно, Управление <данные изъяты> является надлежащим ответчиком по делу.

Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида (далее по тексту - ИПР), выданной <данные изъяты> Мутину Д.И., **/**/** г.р., ему необходимы мероприятия медицинской реабилитации. Данная ИПР была выдана **/**/** год и действует бессрочно. Инвалидность у Мутина Д.И. <данные изъяты> и бессрочная.

Также ИПР инвалида предусматривает выдачу Мутину Д.И. следующих технических средств реабилитации: ДТС телевизор с телетекстом, сотовый телефон с текстовым выходом, наручные вибрационные часы-будильник, пульсар. Исполнителем проведения реабилитационных мероприятий с применением технических средств реабилитации является отдел социальной защиты. Срок проведения реабилитационных мероприятий с применением ТСР бессрочно.

С индивидуальной программой реабилитации и рекомендованными программой техническими средствами реабилитации Мутин Д.И. согласился, от предложенных реабилитационных мероприятий в том числе и с применением указанных в программе технических средств реабилитации не отказывался.     

В соответствии с п.3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2008 г. N 240, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства либо выплаты компенсации расходов в случае осуществления этих расходов за счет средств инвалида.

Согласно п.п.16, 18, 19 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. N 2347-р техническими средствами реабилитации являются сигнализаторы звука световые и вибрационные, телевизоры с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами, телефонные устройства с текстовым выходом. Следовательно, технические средства реабилитации - телевизор с телетекстом, сотовый телефон с текстовым выходом, наручные вибрационные часы-будильник и пульсар, назначенные индивидуальной программой реабилитации инвалида, входят в указанный Федеральный перечень.

Однако, из списка не выданных ТСР на 2010 и первое полугодие 2011г.г., представленного Управлением <данные изъяты> следует, что Мутин Д.И. не получил сигнализаторы звука вибрационные, сотовый телефон с текстовым выходом, телевизор с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами по причине отсутствия субвенций из федерального бюджета (л.д.13).

Доводы представителя ответчика о том, что инвалиды самостоятельно могут приобрести технические средства реабилитации, а затраченные средства будут компенсированы Управлением, не могут быть приняты во внимание и не являются основанием для отказа в иске, поскольку способ защиты нарушенного права выбирает сам истец, исходя из своих возможностей, в том числе и финансовых.

Также не могут быть приняты во внимание доводы представителя ответчика о том, что выполнение части федеральных полномочий, в данном случае обеспечение инвалидов техническим средствами реабилитации осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета соссылкой на Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.20107г. №1137 «О предоставлении субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов», а ответчиком регулярно направляется заявка на технические средства реабилитации инвалидам, а субвенций из федерального бюджета не поступает, поскольку отсутствие финансирования из федерального бюджета не может нарушать право инвалида на социальную защиту и реабилитацию.

В соответствии со ст.11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов» от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Таким образом, исходя из анализа приведенного выше законодательства Управление <данные изъяты> является органом государственной власти, в обязанности которого входит бесплатное, безвозмездное предоставление инвалидам технических средств реабилитации, которые определены индивидуальной программой реабилитации инвалида, являющейся обязательной для исполнения Управлением <данные изъяты>.

На основании изложенного судом установлено, что Управление <данные изъяты> не выполнило возложенной на него обязанности по выдаче технических средств реабилитации инвалиду - телевизора с телетекстом, сотового телефона с текстовым выходом, наручные вибрационные часы-будильник и пульсара, назначенные индивидуальной программой реабилитации инвалида, тем самым, нарушило его право, как инвалида на социальную защиту и реабилитацию.

Статья 12 Гражданского Кодекса РФ предусматривает такой способ защиты права, как присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Учитывая, что неисполнение Управлением <данные изъяты> обязанности перед инвалидом Мутиным Д.И. по предоставлению технических средств реабилитации, препятствует его нормальной жизнедеятельности и нарушает его право на реабилитацию, как инвалида, суд присуждает исполнить обязанность в натуре, то есть предоставить телевизор с телетекстом, сотовый телефон с текстовым выходом, наручные вибрационные часы-будильник и пульсар за весь период не предоставления.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд полагает возможным установить срок для Управления <данные изъяты> срок для обеспечения инвалида техническими средством реабилитации - телевизором с телетекстом, сотовым телефоном с текстовым выходом, наручными вибрационными часами-будильником и пульсаром до **/**/**

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление прокурора Боханского района в интересах Мутина Д.И. к Управлению <данные изъяты> об обязании выдать Мутину Д.И., предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида технические средства - телевизор с телетекстом, сотовый телефон с текстовым выходом, наручные вибрационные часы-будильник и пульсар и установления срока для исполнений действий, удовлетворить.      

Обязать Управление <данные изъяты> выдать Мутину Д.И. технические средства реабилитации, предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида телевизор с телетекстом, сотовый телефон с текстовым выходом, наручные вибрационные часы-будильник и пульсар в срок до **/**/**

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Иркутский областной суд через Боханский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья Боханского районного суда                  Л.А. Николаева