иск прокурора



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

2 февраля 2010 года с. Богучаны

Богучанский районный суд Красноярского края в составе председательствующего Людвиковского В.А.

С участием ст. помощника прокурора Богучанского района Верхотуровой Т.Н.,

При секретаре Н.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Богучанского района в порядке ст. 251 ГПК РФ к администрации Богучанского района об оспаривании нормативного правового акта,

У С Т А Н О В И Л:

В Богучанский районный суд обратился прокурор Богучанского района Красноярского края к администрации Богучанского района с заявлением, согласно которого просит признать недействующими с момента принятия пункты 4.7, 4.8 и 4.9 Положения «О порядке возмещения затрат арендаторов за проведенный капитальный ремонт арендуемых обьектов, находящихся в собственности муниципального образования Богучанский район», утвержденного постановлением администрации Богучанского района № 163-п от 02.03.2007 года. Кроме того, прокурор просит признать недействующим пункт 3 Постановления № 163-П от 02.03.2007 года.

Свои требования прокурор мотивировал следующим.

Проверкой, проведенной прокуратурой Богучанского района, установлено, что в соответствии с Положением «О порядке возмещения затрат арендаторам за проведенный капитальный ремонт арендуемых объектов, находящихся в собственности муниципального образования Богучанский район», утвержденного постановлением администрации Богучанского района от 02.03.2007г. № 163-П был проведен капитальный ремонт объектов, вызванный неотложной необходимостью в связи с аварийным состоянием объектов: в 2007 году капитальный ремонт гостиницы в с. Богучаны ул. Ленина 19, в 2008 году капитальный ремонт теплосетей и водопроводов. Согласно имеющихся актов обследования состояния здания гостиницы от 14.11.2005г., от 25.07.2007г. их техническое состояние требовало капитального ремонта.

Вместе с тем в план капитального ремонта указанные объекты не вносились, денежные средства из бюджета района на указанные цели не планировались. В решении Богучанского районного Совета депутатов от 19.12.2007 № 25- 417 (приложение № 18) «О районном бюджете на 2008 год» с внесенными изменениями решением от 26.05.2008 № 28-470 не предусмотрено денежных средств на ремонт гостиницы 000 «УК Богучанжилкомхоз».

В нарушение требований бюджетного законодательства издано постановление от 02.03.2007г. № 163-П администрации Богучанского района, которым утверждено Положение о порядке возмещения затрат арендаторов за проведенный капитальный ремонт арендуемых объектов, находящихся в собственности муниципального образования Богучанский район». Постановление противоречит требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федеральному закону от 06.10.2003. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части отсутствия указания о том, что возмещение затрат арендаторов должно утверждаться Богучанским районным Советом депутатов. Постановление № 163-п от 02.03.2007 главы района не опубликовано, в связи с чем нарушены требования статьи 47 Федерального закона № 131 -ФЗ и пункт 3 указанного постановления подлежит изменению.

В силу требований пункта 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся: принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений; утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

На основании указанных требований решением Богучанского районного Совета от 05.04.2006 № 10-130 утверждено Положение о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом Богучанского района, пункт 3.5.5 которого устанавливает, что арендная плата за пользование объектами муниципального имущества зачисляется в бюджет района.

В нарушение указанных требований бюджетного законодательства и законодательства о местном самоуправлении пункты 4.7, 4.8, 4.9 и 5.5 Положения «О порядке возмещения затрат арендаторам за проведенный капитальный ремонт арендуемых объектов, находящихся в собственности муниципального образования Богучанский район», утвержденного постановлением администрации Богучанского района от 02.03.2007г. №163-П, предусматривают возмещение затрат арендаторам за проведенный капитальный ремонт арендуемых объектов без зачисления суммы арендной платы в бюджет района и без утверждения капитального ремонта районным Советом.

Таким образом, фактически распоряжение арендной платой путем проведения зачета затрат на капитальный ремонт в счет арендной платы согласно постановления № 163-П от 02.03.2007 осуществляется минуя представительный орган муниципального образования и грубейшим образом нарушая права районного Совета депутатов и его исключительную компетенцию.

В соответствии с требованиями статей 32, 65 Устава Богучанского района к собственным доходам бюджета муниципального района относятся...доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности. Определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, порядка и условий его приватизации относится к компетенции Совета депутатов муниципального района.

В судебном заседании представитель прокурора - ст. помощник прокурора Богучанского района Верхотурова Т.Н., заявленные требования поддержала, настаивала на их удовлетворении в полном объеме.

Представитель ответчика - администрации Богучанского района, по доверенности М. (доверенность в деле) в судебном заседании требования прокурора признала в полном объеме, и пояснила, что в настоящее время проводится работа по внесению изменений в оспариваемое постановление № 163-П от 02.03.2007 года и в утвержденное данным постановлением Положение «О порядке возмещения затрат арендаторов за проведенный капитальный ремонт арендуемых объектов, находящихся в собственности муниципального образования Богучанский район» в соответствии с требованиями, изложенными прокурором в заявлении на имя суда.

Суд, выслушав представителя прокурора, представителя ответчика, оценив доводы, приведенные заявителем в обоснование своих требований, проанализировав нормы федерального законодательства, оценив доказательства, представленные сторонами, приходит к выводу о том, что требования прокурора законны, обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Статья 12 Конституции РФ предусматривает, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

В соответствии с п.10 ст.35 Федерального Закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:

-утверждение местного бюджета и отчет о его исполнении;

-определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

-контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

В соответствии со ст.42 Бюджетного кодекса Российской Федерации к доходам бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности относятся и доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного или муниципального имущества, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных.

В соответствии со ст.251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта органа местного самоуправления, которым нарушаются права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, противоречащим закону полностью или в части.

Из представленных суду материалов следует, что 02.03.2007 года Администрацией Богучанского района Красноярского края было принято Постановление № 163-П об утверждении Положения «О порядке возмещения затрат арендаторов за проведенный капитальный ремонт арендуемых объектов, находящихся в собственности муниципального образования Богучанский район». Согласно пункта 3 данного постановления оно вступает в силу со дня его подписания. Утвержденное данным постановлением положение принято с целью урегулирования порядка и условий возмещения затрат арендаторов за произведенный капитальный ремонт объектов, арендуемых по договорам аренды недвижимого имущества муниципальной собственности.

Согласно п. 4.7 оспариваемого Положения на основании дефектной ведомости начальник УМС издает приказ о разрешении проведения арендатором капитального ремонта с возмещением его затрат. В приказе должен быть указан срок, в течение которого арендатор обязан произвести капитальный ремонт объекта. Срок проведения капитального ремонта устанавливается в зависимости от объема работ и не должен превышать шести месяцев, в исключительных случаях при наличии уважительных причин срок может быть продлен в порядке, предусмотренном п.4.11 настоящего положения.

Согласно п.4.8 оспариваемого Положения в соответствии с принятым решением УМС оформляет дополнительное соглашение к договору аренды объекта о проведении арендатором капитального ремонта объекта с возмещением его затрат. В дополнительном соглашении указывается размер арендной платы, подлежащей внесению арендатором в период проведения капитального ремонта объекта, сроки проведения капитального ремонта, а также ответственность арендатора за несвоевременность и ненадлежащее качество проведения капитального ремонта. Размер арендной платы, подлежащей внесению арендатором в период, установленный для проведения капитального ремонта, определяется в соответствии с разделом 5,6 настоящего положения.

Согласно п. 4.9 оспариваемого Положения подписание УМС и арендатором дополнительного соглашения является основанием для проведения арендатором капитального ремонта арендуемого объекта.

В соответствии с ч.3 ст.52 Федерального закона № 131-ФЗ формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субьектов Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.185 Бюджетного кодекса РФ местные администрации муниципальных образований вносят на рассмотрение законодательного (представительного) органа соответственно проект решения о местном бюджете…

В судебном заседании установлено, что вышеперечисленными пунктами обжалуемого Положения в нарушение федерального законодательства установлен порядок возмещения затрат арендаторов, во владении и пользовании которых находится муниципальное имущество, без утверждения его представительным органом муниципального образования - Богучанским районным Советом депутатов.

В соответствии со ст. 47 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты вступают в силу после их официального опубликования.

В судебном заседании установлено, что обжалуемое Постановление № 163-П от 02.03.2007 года фактически являясь нормативным актом, после его принятия опубликовано нигде не было, что также является нарушением федерального законодательства, и что влечет за собой признание недействующим пункта 3 данного постановления, согласно которого «постановление вступает в силу со дня его подписания».

Таким образом, в ходе судебного заседания суд приходит к выводу о имеющих место противоречиях отдельных рассматриваемых частей Постановления № 163-П от 02.03.2007 года, а также утвержденного им Положения «о порядке возмещения затрат арендаторов за проведенный капитальный ремонт арендуемых объектов, находящихся в собственности муниципального образования Богучанский район», действующему федеральному законодательству. Данные обстоятельства подтверждаются копиями обжалуемых «постановления» и «положения», а также показаниями сторон в ходе судебного заседания.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Богучанского района удовлетворить в полном объеме.

Признать недействующими с момента принятия пункты 4.7, 4.8, 4.9 Положения «О порядке возмещения затрат арендаторов за проведенный капитальный ремонт арендуемых объектов, находящихся в собственности муниципального образования Богучанский район», утвержденного постановлением администрации Богучанского района № 163-П от 02.03.2007 года.

Признать недействующим с момент принятия пункт 3 Постановления администрации Богучанского района № 163-П от 02.03.2007 года.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Красноярский краевой суд в 10 дневный срок со дня оглашения.

Председательствующий Людвиковский В.А.