Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
с. Богучаны Красноярского края «16» февраля 2010 г.
Богучанский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Колпакова И.Ю.,
с участием прокурора Верхотуровой Т.Н.,
заявителя Л. и его представителя Р.,
представителя избирательной комиссии Ч.,
при секретаре А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Л. о признании незаконным решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Б. Совета депутатов об отказе в регистрации кандидатом в депутаты,
У С Т А Н О В И Л:
Л. 11 февраля 2010 г. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Б. районного Совета депутатов по одномандатному избирательному округу от 3 февраля 2010 г. об отказе в регистрации его кандидатом в депутаты указанного Совета.
Заявление мотивировал тем, что лично присутствуя при сборе подписей указанных в представленных им в избирательную комиссию подписных листах избирателей, уверен в достоверности содержащихся в подписных листах подписей, о проведении избирательной комиссией проверки подписей избирателей в представленных им подписных листах его в нарушение закона никто не известил.
В судебном заседании заявитель и его представитель на удовлетворении заявления настаивали.
Представитель избирательной комиссии Ч., действующая на основании выданной 12 февраля 2010 г. председателем окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Б. районного Совета депутатов доверенности и решения указанной комиссии № 10 от того же числа, заявленное требование не признала и пояснила, что избирательной комиссией решение об отказе Л. в его регистрации кандидатом в депутаты Б. районного Совета депутатов было принято на законных основаниях в связи с выявлением при проверке представленных им в избирательную комиссию подписных листов недействительности всех 32 содержащихся в них подписей избирателей в связи с отсутствием в подписных листах указания выбираемого органа местного самоуправления, сведений о том, что Л. осуществляет полномочия депутата Б. районного Совета депутатов на непостоянной основе, недействительности четырёх из представленных подписей избирателей в связи с указанием в подписных листах не соответствующих действительности сведений о месте жительства и (или) датах рождения поставивших эти подписи избирателей, недостоверностью четырёх из представленных подписей избирателей в связи с их выполнением от имени разных лиц одним лицом.
Представитель привлечённого к участию в деле Б. районного Совета депутатов, надлежащим образом извещённого о месте и времени рассмотрения заявления Л., в суд не явился, адресованным суду заявлением просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав заявителя, его представителя, представителя избирательной комиссии, её председателя, признавшую, что к моменту вызова Л. в избирательную комиссию для участия в проверке представленных им документов решение об отказе в его регистрации уже было принято, о чём Л. был по его явке немедленно извещён, допросив свидетелей Б., подтвердившую пояснения председателя избирательной комиссии, К., показавшую, что она зарегистрирована по указанному в подписном листе адресу, и Ш., показавшего, что категорично утверждать об изготовлении исследованных им в ходе графологической проверки подписей в представленных заявителем подписных листах одним лицом не может в связи с недостаточностью выявленных признаков, для категоричного вывода ему для исследования были необходимы образцы подписей избирателей, поэтому им по результатам проверки указанных подписных листов дано только вероятностное заключение, исследовав письменные доказательства, выслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении заявления Л. отказать, суд находит заявление неподлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с пп.«д» п.24 ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основаниями отказа в регистрации кандидата являются недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
Аналогичная норма приведена в п.12 ст.29 Закона Красноярского края «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае».
В соответствии с п.44 ст.2 упомянутого Федерального закона недействительная подпись - подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей, участников референдума и (или) оформления подписного листа.
В соответствии с абзацами первым, третьим, восьмым и одиннадцатым пункта 10 статьи 29 упомянутого Закона Красноярского края недействительными подписями считаются:
- подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа внутренних дел Российской Федерации либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи;
- подписи избирателей, внесенные в подписной лист до дня, следующего за днем уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидата …;
- все подписи в подписном листе, изготовленном с нарушением требований, установленных приложениями 1, 2 и 3 к настоящему Закону.
В соответствии с п.2 ст.33 упомянутого Федерального закона и п.2 ст.23 упомянутого Закона Красноярского края соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные соответственно Федеральным законом, иным законом и Законом Красноярского края после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности … Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
В соответствии с п.1 ст.28 упомянутого закона Красноярского края подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата …
В соответствии с п.п.2, 3 той же статьи подписные листы изготавливаются по форме, установленной в приложениях 1, 2 и 3 к настоящему Закону. В каждом подписном листе указываются выбираемый орган местного самоуправления, избирательный округ, фамилия, имя, отчество, дата рождения, основное место работы или службы кандидата и занимаемая им должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий, если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе - сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа) …
Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата …
Приложением 1 к упомянутому Закону Красноярского края установлена форма подписного листа для сбору подписей лиц в поддержку выдвижения кандидатом в депутаты от избирательного объединения, самовыдвижения кандидатом в депутаты, а также требования к указанию в нём данных, в том числе наименования муниципального образования и представительного органа муниципального образования, в случае, если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, - сведения об этом с указанием наименования представительного органа.
Судом установлено, что 31 января 2010 г. заявитель Л. обратился в окружную избирательную комиссию по назначенным на 14 марта 2010 г. выборам депутатов Б. районного Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № 8, на территории которого зарегистрировано 2797 избирателей, с заявлением о выдвижении его в кандидаты в депутаты Богучанского районного Совета по указанному округу в порядке самовыдвижения без приложения к нему необходимых для признания избирательной комиссии уведомлённой о выдвижении Л. кандидатом в депутаты копии паспорта, диплома об образовании, копии трудовой книжки и справки Богучанского районного Совета о том, что Л. осуществляет полномочия депутата указанного Совета на непостоянной основе. Указанные документы Л. представил в избирательную комиссию 1 февраля 2010 г. В тот же день им были представлены в избирательную комиссию 9 подписных листов, содержащих 32 подписи в поддержку выдвижения его кандидатом в депутаты муниципального образования Богучанский район по указанному округу, в которых не были указаны наименование представительного органа местного самоуправлении, кандидатом в депутаты которого Л. был намерен зарегистрироваться, соответствующие фактическим обстоятельствам сведения о том, что Л. осуществляет полномочия депутата Б. районного Совета депутатов на непостоянной основе. Кроме того, в представленных заявителем в избирательную комиссию подписных листах были указаны не соответствующие действительности сведения об адресах мест жительства поставивших в указанных листах подписи избирателей К. (вместо улицы Молодёжная указана улица 40 лет Победы), К. (вместо улицы Новая д.5, кв.78 указана улица Новая д.7, кв.57), о годах рождения избирателей К. (вместо 1949 г. - 1960 г.) и П. (вместо 1961 г. - 1967 г.). Решением избирательной комиссии № 5 от 3 февраля 2010 г. Л. было отказано в регистрации его кандидатом в депутаты Б. районного Совета в том числе в связи с признанием всех представленных им в подписных листах подписей в поддержку выдвижения его кандидатом в депутаты недействительными.
Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями сторон, исследованными судом подлинниками решения Б. районного Совета № 41-659 «Об утверждении схемы избирательных участков по выборам Богучанского районного совета депутатов» с приложенной к нему указанной схемой, решением избирательной комиссии муниципального образования Б. район «О формировании окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Б. районного Совета депутатов по одномандатным избирательным округам», заявлением Л. в избирательную комиссию от 31 января 2010г., списками представленных заявителем в указанную комиссию документов 31 января и 1 февраля 2010 г., справкой председателя Б. районного Совета депутатов об исполнении Л. с 17 апреля 2005 года обязанностей депутата указанного Совета на непостоянной основе, протоколом об итогах сбора подписей от 1 февраля 2010 г. и приложенными к нему подписными листами, ведомостью проверки подписных листов, итоговым протоколом проверки подписных листов, справкой начальника ОУФМС России в Б. районе, справкой главы Т. сельсовета, упомянутым решением избирательной комиссии № 5 от 3 февраля 2010 г. и по существу участвующим в деле лицами не оспаривались.
Таким образом, все представленные в избирательную комиссию заявителем подписи в поддержку выдвижения его кандидатом в депутаты Б. районного Совета депутатов являются недействительными в связи с тем, что все они в нарушение п.1 ст.28, абз.8 п.10 ст.29 упомянутого Закона Красноярского края с учётом определения п.2 ст.33 упомянутого Федерального закона и п.2 ст.23 упомянутого Закона Красноярского края момента уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидата как дня поступления в неё заявления в письменной форме лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности вместе с копией паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копиями документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом, были собраны и внесены в подписные листы до дня, следующего за днём уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидата Л., в нарушение п.2 ст.28, абз.11 п.10 ст.29 упомянутого Закона Красноярского края содержатся в представленных в избирательную комиссию заявителем подписных листах, изготовленных без указания в последних наименования представительного органа местного самоуправления, кандидатом в депутаты которого Л. был намерен зарегистрироваться, сведений о том, что Л. осуществляет полномочия депутата Б. районного Совета депутатов на непостоянной основе, в нарушение п.3 ст.28 и абз.3 п.10 ст.29 упомянутого Закона Красноярского края представленные Л. в избирательную комиссию подписные листы содержат не соответствующие действительности сведения об адресах мест жительства и (или) годах их рождения внесших своиподписи в поддержку выдвижения заявителя трёх избирателей. Недействительность всех содержащихся в представленных заявителем подписных листах подписей в поддержку выдвижения его кандидатом в депутаты является безусловным основанием к отказу в регистрации его кандидатом в депутаты избирательной комиссией, в связи с чем оснований к отмене оспариваемого решения избирательной комиссии суд не усматривает.
Доводы заявителя о том, что Законом Красноярского края не предусмотрено обязательное указание в подписных листах наименования представительного органа местного самоуправления, кандидатом в депутаты которого выдвигается лицо, сведений об осуществлении этим лицом полномочия депутата на непостоянной основе с указанием наименования соответствующего представительного органа, как основанные на неправильном толковании норм материального права судом приняты быть не могут.
Доводы заявителя о том, что он не изготавливал подписные листы, также не могут быть прияты судом, поскольку по смыслу закона ответственность за правильное изготовление подписных листов, включающее внесение в них всех предусмотренных законом сведений, лежит на лице, выдвигающемся для регистрации его кандидатом в депутаты.
Доводы заявителя о неизвещении его избирательной комиссией о месте и времени проведения проверки представленных им в указанную комиссию документов, соответствующие установленным судом фактическим обстоятельствам, правового значения для разрешения спора не имеют, поскольку даже в случае его извещения о выявленных нарушениях заявитель не мог устранить их ни внесением изменений в представленные им подписные листы в силу установленного п.1-1 ст.38 упомянутого Федерального закона прямого запрета такого внесения, ни представлением избирательной комиссии новых подписных листов в связи с истечением 1 февраля 2010 г. в 18 часов установленного п.2 ст.29 упомянутого Закона Красноярского края срока для передачи документов на регистрацию в избирательную комиссию, установление которого с учётом установленной п.1 ст.28 того же Закона даты возможного начала сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата и уведомления заявителем избирательной комиссии о намерении баллотироваться кандидатом в депутаты Б. районного Совета депутатов только 1 февраля 2010 г. в принципе исключало для Л. возможность выполнения им требований избирательного законодательства.
Судом возникшие с учётом показаний допрошенного в судебном заседании эксперта, неизвещения заявителя избирательной комиссией о месте и времени проведения проверки подписных листов сомнения в выводах избирательной комиссии о наличии оснований для признания четырёх подписей избирателей недостоверными в связи с их изготовлением одним лицом толкуются в пользу заявителя. Вместе с тем с учётом других установленных судом оснований для отказа заявителю в регистрации кандидатом в депутаты данное обстоятельство основанием к удовлетворению заявления служить не может.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления о признании незаконным решения № 5 окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Б. районного Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № 8 от 3 февраля 2010 г. об отказе Л. в регистрации его кандидатом в депутаты Б. районного Совета депутатов по указанному округу Л. отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Богучанский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: Колпаков И.Ю.