Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
с. Богучаны Красноярского края «06» апреля 2010 г.
Богучанский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Голобородько Ю.Н.
с участием прокурора Селезневой Е.А.,
при секретаре С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Богучанского района в интересах неопределённого круга лиц к индивидуальному предпринимателю И о признании незаконным бездействия в виде непроведения аттестации рабочих мест и обязании проведения такой аттестации,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Богучанского района 15 марта 2010 г. обратился в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц к индивидуальному предпринимателю И. о признании незаконным бездействия последнего в виде непроведения аттестации рабочих мест и обязании ответчика провести аттестацию всех имеющихся у него рабочих мест в срок до 1 декабря 2010 г.
Свои требования прокурор мотивировал тем, что прокуратурой Богучанского района в ходе проверки соблюдения законодательства об охране труда у ИП. И. было выявлено, что допускаются нарушения трудового законодательства, регулирующего охрану труда, в частности не проводилась аттестация рабочих мест по условиям труда, в результате чего нарушаются права неопределённого круга лиц: лиц, замещающих рабочие места в организации ответчика на безопасные условия труда.
В судебном заседании прокурор на удовлетворении исковых требований настаивал.
Ответчик И. надлежащим образом уведомленный о месте и времени судебного разбирательства в судебное заседание не явился, в телефонограмме сообщил что исковые требования прокурора признает в полном объеме просит рассмотреть дело в его отсутствие. В силу ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии ответчика И.
Выслушав прокурора, исследовав представленные ими письменные доказательства, суд находит возможным принять признание иска ответчиком, а исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
В соответствии со ст.211 Трудового кодекса Российской Федерации государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов, конструирования машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
В соответствии со ст.212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Работодатель обязан обеспечить: … проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
В соответствии с абзацем третьим п. 1 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утверждённого приказом Министерства труда и социального развития РФ № 569 от 31 августа 2007 г. аттестации по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.
В соответствии с п.4 названного Порядка результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Порядком, используются в том числе в целях:
контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты;
оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законодательством случаях, контроля и управления профессиональным риском, которые предполагают проведение анализа и оценки состояния здоровья работника в причинно-следственной связи с условиями труда, информирование о риске субъектов трудового права, контроль динамики показателей риска, а также проведение мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников;
предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;
предоставления работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами;
последующего подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников, а также внеочередных медицинских осмотров (обследований);
решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, о диагнозе профессионального заболевания;
обоснования принимаемых в установленном порядке решений о применении административного наказания в виде административного приостановления деятельности организаций, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственного оборудования, участков;
рассмотрения вопроса о приостановлении эксплуатации зданий или сооружений, машин и оборудования, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг вследствие непосредственной угрозы жизни или здоровью работников;
рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников и расследованием произошедших с ними несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации;
обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников;
включения в трудовой договор характеристики условий труда и компенсаций работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях труда;
обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
применения предусмотренных законодательством мер ответственности к лицам, виновным в нарушениях законодательства об охране труда.
В соответствии с п.5 названного Порядка сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.
Аналогичное требование по срокам проведения аттестации рабочих мест по условиям труда содержалось и в п.1.5 действовавшего до вступление в силу указанного Порядка Положения «О порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», утверждённого Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации № 12 от 14 марта 1997 г.
Судом установлено, что индивидуальный предприниматель И., предметом деятельности которого является экономическая деятельность лесозаготовки, зарегистрирован 11.06.2002 года в качестве индивидуального предпринимателя и внесен в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей 22.06.2004 года и за период его работы аттестация рабочих мест по условиям труда у него не проводилась. На момент рассмотрения дела судом у индивидуального предпринимателя И. 2 рабочих места.
Указанные обстоятельства подтверждаются выпиской из Единого государственного реестр индивидуальных предпринимателей И., Положения о нём, заключённого ответчиком договора на оказание услуг по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда и сторонами не оспаривалось.
По смыслу названного Порядка непроведение аттестации рабочих мест затрудняет или делает невозможным планирование и проведение мероприятий по охране и условиям труда, подтверждение соответствия рабочих мест государственным нормативным требованиям по охране труда, предоставление льгот и компенсаций работникам, занятым на тяжёлых работах и работах с вредными и опасными условиями труда, признание полученных работниками заболеваний профессиональными, их диагностирование, прекращение (приостановление) производственной деятельности представляющих непосредственную угрозу для жизни и (или) здоровья работников, информирование работников об условиях их труда, привлечение виновных в нарушениях законодательства об охране труда должностных лиц к ответственности, что нарушает гарантированное ч.3 ст.37 Конституции Российской Федерации право граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Поэтому бездействие ответчика в части непроведения им в установленные законодательством сроки аттестации рабочих мест по условиям труда суд признаёт незаконным и находит необходимым обязать ответчика устранить нарушение закона путём проведения такой аттестации в указанный в исковом заявлении срок.
При этом, учитывая, что в результате текучести кадров и по другим причинам на одном и том же рабочем месте в разное время могут работать разные лица, аттестация рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника на том или ином рабочем месте, проводится по условиям труда и призвана способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать, а также то, что в соответствии с ч.3 ст.353 ТК РФ на Генерального прокурора Российской Федерации и подчиненных ему прокуроров в соответствии с федеральным законом возложена обязанность по осуществлению государственного надзора за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в соответствии со ст. 210 ТК РФ обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда, профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников являются основными направлениями государственной политики в области охраны труда, прокурор Богучанского района был вправе обратиться в суд с указанным иском в порядке, предусмотренном ч.1 ст.45 ГПК РФ в защиту интересов неопределённого круга лиц.
При таких обстоятельствах суд принимает признание иска ответчиком, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Богучанского района удовлетворить.
Признать бездействие индивидуального предпринимателя И в виде непроведения аттестации рабочих мест по условиям труда незаконным.
Обязать индивидуального предпринимателя И. в срок до 1 декабря 2010 г. провести аттестацию всех имеющихся у него рабочих мест по условиям труда.
Взыскать с И. в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Богучанский районный суд в течение десяти дней со дня его вынесения.
Председательствующий: Голобородько Ю.Н.