требования прокурора удовлетворены



Р Е Ш Е Н И Е

Именем РФ

с. Богучаны13.12.2010г.

Судья Богучанского районного суда Красноярского края, Кулакова Г.Н.,

с участием зам. прокурора Кузнецовой К.А.,

при секретаре Солодкой И.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Богучанского района к в интересах неопределенного круга лиц к администрации Богучанского района о признании бездействия по созданию ЕДДС муниципального образования Богучанского района незаконными и возложении обязанности создания ЕДДС муниципального образования Богучанского района,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Богучанского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском о признании незаконным бездействие администрации Богучанского района по непринятию мер, направленных на защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в части несоздания единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования Богучанского района (ЕДДС), возложение обязанности создания ЕДДС муниципального образования Богучанский район, мотивируя тем, что проверкой, проведенной прокуратурой района установлено, что администрацией Богучанского района нарушаются требования законодательства в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в части создания единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований (ЕДДС), тем самым нарушены права неопределенного круга лиц- населения Богучанского района на защиту его и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Представители ответчика администрации Богучанского района Монахова Е.И.(доверенность от 29.10.2010г.), Каверзин С.М. (доверенность от 08.12.2010г.) с исковыми требованиями не согласны, пояснили, что на основании Постановления администрации Богучанского района от 29.03.2004г. «О преобразовании единой системы оперативно диспетчерского управления Богучанского района» с 29.03.2004г. на территории Богучанского района действует ЕДДС на базе телефонного номера «01», которая является органом повседневного управления и полностью обеспечивает потребности населения. В Богучанском районе имеются специальные службы, обеспечивающие оперативную помощь населению по телефонным номерам «01»- служба пожарной охраны; «02» - служба милиции; «03» - служба скорой медицинской помощи, вызов через оператора сотовой связи на номер «112», которые выполняют свои функции. Переход ЕДДС на номер «112» будет осуществляться в плановом порядке при наличии финансовых средств. Считают, что отсутствие ЕДДС в Богучанском районе не нарушает права, свободы и интересы населения, предусмотренные Конституцией РФ, бездействие администрации в этой части отсутствует, поэтому просят в удовлетворении иска прокурору отказать.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей ответчика Монахову Е.И. и Каверзина С.М., заключение зам. прокуролра Кузнецову К.А., поддержавшую требования, заявленные прокурором, суд приходит к следующему:

Согласно ст. 45 ч. 1 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

В силу требований ст. 27 ч. 4 ФЗ «О Прокуратуре РФ» прокурор в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

В соответствии с п. 7 ст. 15 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района отнесены: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.

Согласно ст. 11 ФЗ от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществлять в установленном порядке сбор и обмен информацией в данной области.

Согласно п. 11 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидаций чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2003г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» органами повседневного управления единой системы являются на муниципальном уровне – единые дежурно- диспетчерские службы муниципальных образований.

На основании п. 10 постановления Совета администрации Красноярского края от 15.04.2004г. № 92-п «О территориальной подсистеме единой государственной системы повседневного управления единой системы являются на муниципальном уровне единые дежурно- диспетчерские службы муниципальных образований.

Согласно требований постановления Правительства РФ от 31.12.2004г. № 894 «Об утверждении Перечня экстренных оперативных служб, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи пользователю услугами связи и о назначении единого номера вызова экстренных оперативных служб», утвержден на всей территории Российской Федерации единый номер «112» вызова экстренных оперативных служб.

Согласно ст. 17,18 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Представители ответчика в судебном заседании пояснили, что они не оспаривают факт необходимости создания ЕДДС муниципального образования Богучанского района, но для ее создания требуются денежные средства, которых в Богучанском районе не имеется. Действующая ЕДДС, созданная на базе ОФПС-19 в состоянии обеспечить принятие мер в случае возникновения чрезвычайной ситуации на территории района и обеспечивает сбор необходимой информации ежедневно. Считают, что в настоящее время отсутствует механизм создания ЕДДС на уровне муниципальных образований.

Согласно письма главного управления министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю от 05.06.2009г. № 19-3-4608 об организации работ по созданию ЕДДС муниципального образования в адрес главы муниципального образования направлены разработанные МЧС России методические рекомендации по созданию ЕДДС в муниципальных образованиях. Указано, что данный вопрос находится на контроле в МЧС России, предложено в срок до 31.12.2009г. организовать работу по созданию ЕДДС муниципального образования с учетом методических рекомендаций.

Согласно Решения Правительства Красноярского края комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 23.09.2009г. № 19 п. 1 главам муниципальных образований до 10.10.2009г. представить в КЧС и ПБ края через Нлавное управление МЧС России по Красноярскому краю расчеты денежных средств на создание, развитие и содержание ЕДДС;…

В течение 2010г. принять меры по созданию ЕДДС муниципальных образований. Для выполнения мероприятий предусмотреть в расходных частях бюджетов муниципальных образований на 2010г. средства на создание, содержание и развитие ЕДДС муниципальных образований.

Согласно письма Министерства финансов Красноярского края от16.10.2009г. № 12-36/3683 о создании единых диспетчерских служб муниципального образования разъяснено, что расходы, связанные с созданием и содержанием единых дежурно-диспетчерских служб в муниципальных образованиях, относятся к расходным полномочиям органов местного самоуправления.

Министерством финансов края предложено рассмотреть вопрос о создании и содержании в муниципальных образованиях ЕДДС в 2010году исходя из собственных доходных источников.

Согласно письма заместителя Губернатора края заместителя председателя Правительства края в адрес главы Богучанского района поступило письмо с требованием в течение июня 2010г. провести заседание КЧС и ОПБ муниципального образования по вопросу создания штатной ЕДДС; разработать план создания ЕДДС муниципального образования с указанием конкретных мероприятий, сроков их выполнения и определением конкретных должностных лиц. Планом должно быть предусмотрено создание муниципальной ЕДДС в полном объеме не позднее 01 октября 2010г.

До 30 июня 2010г. принять в муниципальном образовании нормативный акт (постановление, распоряжение) о создании штатной ЕДДС.

Однако, ответчиком суду не представлено данных по принятию мер во исполнение указанного решения и требования Правительства Красноярского края, а так же других предложенных рекомендаций, тем самым подтверждается бездействие ответчика в части создания штатной ЕДДС муниципального образования.

Доводы ответчика о том, что на территории Богучанского района действует единая дежурно-диспетчерская служба на базе телефона «01» нельзя признать обоснованными, так как согласно Постановления администрации Богучанского района от 29.03.2004г. № 290-п «О преобразовании единой системы оперативно-диспетчерского управления Богучанского района» был утвержден состав предприятий, организаций и учреждений оперативно-дежурных и дежурно-диспетчерских служб, входящих в единую систему оперативно-диспетчерского управления Богучанского района, было утверждено положение о дежурной службе администрации Богучанского района. С 01.04.2004г. вся информация о возникновении или факте чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а так же других чрезвычайных происшествиях сообщать на номер службы спасения «01» или 2-10-73- единой дежурно-диспетчерской службы управления по делам ГОЧС при администрации Богучанского района, являются несостоятельными, так как фактически выполнение функции ЕДДС района возложено на службу пожарной охраны ОФПС-19 МЧС России по Красноярскому краю, которая не входит в структуру органов местного самоуправления Богучанского района.

Согласно Положения о территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Красноярского края ( в ред. Постановлений Совета администрации края от 09.08.2005г. № 192-п, от 18.04.2006г. № 85-п, от 26.09.2006г. № 298-п) п. 9 – постоянно действующими органами управления территориальной подсистемы являются: на муниципальном уровне – органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при органах местного самоуправления.

В п. 10 указанного Положения указано, что органами повседневного управления территориальной подсистемы являются:… единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований…, создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ.

В судебном заседании установлено, что во исполнение указанных постановлений Правительства РФ на территории Российской Федерации проводится организация работ по созданию ЕДДС муниципального образования, однако единая дежурно-диспетчерская служба на территории Богучанского района не создана, тем самым нарушены права и интересы населения Богучанского района на защиту от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Доводы ответчика о том, что единая дежурно-диспетчерская служба в Богучанском районе существует и функционирует на базе телефонного номера «01» являются необоснованными, так как единая дежурно-диспетчерская служба, согласно ФЗ от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» - ЕДДС муниципального образования- это специально уполномоченный орган на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обязан осуществлять в установленном порядке сбор и обмен информацией в данной области на территории муниципального образования Богучанский район.

Служба пожарной охраны ОФПС-19 МЧС России по Красноярскому краю телефон «01» образована на базе МЧС России по Красноярскому краю и не является отделом муниципального образования Богучанского района, имеет свои цели и задачи.

Доводы ответчика о том, что создание ЕДДС муниципального образования затрудняется в связи с отсутствием бюджетных денежных средств признаны несостоятельными, так как отсутствие финансовой возможности не лишает органы местного самоуправления решать вопросы местного значения, отнесенных к их компетенции федеральным законодательством, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию ими полномочий с их финансовыми возможностями, что является правовой позицией Верховного суда РФ, указанной в определениях от 15.10.2008г. № 32-Впр08-8, № 32-Впр08-13, № 32-Впр-08-9 от 27.04.2009г. № 16-Впр-09-6.

Таким образом, суд считает, что требования прокурором заявлены обоснованно, бездействие администрации Богучанского района нарушает требования указанного законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, поэтому требования прокурора подлежат удовлетворению, поскольку создавшиеся обстоятельства нарушают законные права и интересы неопределенного круга лиц – населения Богучанского района.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Требования прокурора Богучанского района удовлетворить.

Признать незаконными бездействие администрации Богучанского района, выразившееся в части несоздания ЕДДС муниципального образования Богучанского района.

Обязать администрацию Богучанского района создать ЕДДС муниципального образования Богучанского района в срок до 01.01.2012г.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней со дня его оглашения с подачей кассационной жалобы через Богучанский районный суд.

Председательствующий:подписьГ.Н. Кулакова