Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
с. Богучаны Красноярского края«28» декабря 2010 г.
Богучанский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Колпакова И.Ю.
с участием представителя истца Соседова В.А.,
при секретаре Архиповой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску начальника территориального отдела в Богучанском районе Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю – главного государственного санитарного врача по Богучанскому району к Обществу с ограниченной ответственностью «Оникс» об обязании устранения нарушений санитарного законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Начальник территориального отдела в Богучанском районе Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю – главный государственный санитарный врач по Богучанскому району обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Оникс» об обязании устранения нарушений санитарного законодательства в уточнённый дополнительным заявлением от 10 декабря 2010 г. срок до 1 марта 2011 г.
Свои требования начальник территориального отдела в Богучанском районе Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю – главный государственный санитарный врач по Богучанскому району мотивировал тем, что в ходе проведённых 4 декабря 2009 г. и 14 октября 2010 г. специалистами Роспотребнадзора проверок соблюдения санитарного законодательства в ООО «Оникс» было выявлено, что в последнем допускаются нарушения санитарного законодательства, в частности в принадлежащих ответчику на праве собственности и используемых им для осуществления предпринимательской деятельности расположенных в п. Таёжный Богучанского района соответственно <адрес> и <адрес> магазинах «Ива-1» и «Ива-3» в нарушение п.4.2 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» торговые и складские помещения магазинов не оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией, что приводит к ухудшению показателей микроклимата (температуры, влажности) указанных помещений, нарушению условий хранения производственного сырья и пищевых продуктов, в нарушение п.5.4 упомянутых правил в магазинах отсутствуют фасовочные для пищевых продуктов, что может привести к загрязнению последних при их фасовке, в результате чего создаётся непосредственная угроза здоровью людей в связи с возможным возникновением и распространением инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), в нарушение п.4.7 упомянутых правил и таблицы 2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещённому освещению жилых и общественных зданий» в торговых залах и складских помещениях магазинов уровни искусственного освещения не соответствуют гигиеническим требованиям, что приводит к ухудшению зрения и представляет угрозу для здоровья людей.
Заявлением от 23 декабря 2010 г. начальник территориального отдела в Богучанском районе Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю – главный государственный санитарный врач по Богучанскому району исковые требования уточнил, просил обязать ответчика устранить выявленные нарушения санитарного законодательства в срок до 1 июля 2011 г.
В судебном заседании представитель Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю на удовлетворении исковых требований в их уточнённом виде настаивал.
Представитель ответчика, надлежащим образом извещённого о месте и времени разбирательства дела, в суд не явился. Адресованным суду письменным заявлением руководитель ответчика директор ООО «Оникс» ФИО1 просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования признал с оговоркой возможности устранения указанных в иске нарушений санитарного законодательства к 1 июля 2011 г.
Выслушав представителя Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю, исследовав письменные доказательства, суд находит возможным принять признание иска ответчиком, а исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду …
В соответствии со ст.8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека …
В соответствии со ст.1 указанного закона среда обитания характеризуется как совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека.
По смыслу ч.1 ст.4 указанного закона обеспечение санитарно- эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии со статьей 11 указанного закона юридические лица в соответствии с осуществляемой деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно- противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; иметь в наличии официально изданные санитарные правила, методы и методики контроля факторов среды обитания; осуществлять гигиеническое обучение работников.
В соответствии с пунктом 1, абзацами первым, вторым и седьмым ст.40 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей (далее - государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей), осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами), а также иными федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами), осуществляющими функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривают:
проведение мероприятий, связанных с контролем, - проверка соблюдения изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) обязательных требований законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также обязательных требований к товарам (работам, услугам);
… обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей …
В соответствии с п.1 утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации №322 от 30 июня 2004 г. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
В соответствии с абзацем третьим ч.2 ст.1 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти вправе устанавливать правила организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) потребителям.
В соответствии с п.4.2 СП 2.3.6.1066-01 утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 23 от 7 сентября 2001 г. «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» торговые, складские, вспомогательные и санитарно-бытовые помещения оборудуются приточно-вытяжной механической вентиляцией в соответствии с требованиями действующих норм и правил.
Отверстия вентиляционных систем закрываются мелкоячеистой металлической сеткой.
… Охлаждаемые камеры для хранения овощей, фруктов, ягод и зелени должны быть оборудованы механической приточной вентиляцией, не связанной с другими системами вентиляции организаций торговли.
В системах механической приточной вентиляции рекомендуется предусматривать очистку подаваемого наружного воздуха и его подогрев в холодный период года. Забор воздуха для приточной вентиляции осуществляется в зоне наименьшего загрязнения на высоте не менее 2 м от поверхности земли.
В соответствии с п.5.4 указанных санитарно-эпидемиологических правил помещения для хранения и подготовки пищевых продуктов к продаже должны быть приближены к загрузочным и местам реализации и не должны быть проходными.
В организациях торговли необходимо предусматривать отдельные фасовочные для разных групп пищевых продуктов. Фасовочные для скоропортящихся пищевых продуктов оборудуются холодильным оборудованием для хранения продуктов.
Фасовочные помещения оборудуются двухгнездными моечными ваннами с подводкой горячей и холодной воды через смесители и раковинами для мытья рук.
В соответствии с п.4.4 указанных санитарно-эпидемиологических правил естественное и искусственное освещение во всех торговых, складских, вспомогательных и административно-хозяйственных помещениях должно соответствовать требованиям, предъявляемым к естественному и искусственному освещению.
Требования к искусственной освещённости при общем освещении, максимальным показателям дискомфорта и коэффициента пульсации освещения торговых залов, помещений для подготовки товаров к продаже магазинов определены в разделе «Магазины» в таблице № 2 «Нормируемые показатели естественного, искусственного и совмещенного освещения основных помещений общественного здания, а также сопутствующих им производственных помещений» утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 34 от 8 апреля 2003 г СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Санитарных правил и норм «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий».
В соответствии с абзацами первым и седьмым ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем: … присуждения к исполнению обязанности в натуре …
В соответствии со ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
Судом установлено, что в период с 4 декабря 2009 г. и до настоящего времени, в том числе в срок до 4 октября 2010 г., установленный во врученном 25 декабря 2009 г. ответчику предписании в находящемся на территории Богучанского района Красноярского края ООО «Оникс» допускались и допускаются нарушения санитарного законодательства, выражающиеся в отсутствии в торговых и складских помещениях принадлежащих ответчику на праве собственности и используемых им для осуществления предпринимательской деятельности расположенных в п. Таёжный Богучанского района соответственно <адрес> и <адрес> магазинов «Ива-1» и «Ива-3» приточно-вытяжной вентиляцией, отсутствии в указанных магазинах фасовочные для пищевых продуктов, непроведении ответчиком замеров уровней освещения в торговых залах и помещениях для подготовки товаров к продаже указанных магазинов.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными истцом и неоспоренными в установленном порядке ответчиком протоколами №№ 347,348 от 4 декабря 2009 г. об административных правонарушениях, постановлениями главного государственного санитарного врача по Богучанскому району №№ 137, 139 от 17 декабря 2009 г. по делам об административных правонарушениях, копиями выданного главным государственным санитарным врачом по Богучанскому району ответчику предписания № 436 от 25 декабря 2009 г., акта проверки № 109 от 18 октября 2010 г., вступивших в силу двух постановлений мирового судьи судебного участка №13 в Богучанском районе Красноярского края от 25 ноября 2010 г. о признании ООО «Оникс» виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, заверенными ответчиком копиями свидетельств о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи об ООО «Оникс», о государственной регистрации прав собственности на здания магазинов.
По смыслу упомянутых норм установленные судом нарушения ответчиком санитарных норм и правил приводят к ухудшению показателей микроклимата (температуры, влажности) используемых ответчиком для хранения и реализации неопределённому кругу покупателей-потребителей товаров торговых и складских помещений, соответственно нарушению условий хранения производственного сырья и пищевых продуктов, создают реальную угрозу загрязнения реализуемых неограниченному кругу покупателей пищевых продуктов при их фасовке, а также для ухудшения зрения неограниченного круга покупателей, и представляют непосредственную угрозу здоровью людей в связи с возможным возникновением и распространением инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), ухудшением зрения покупателей, что нарушает гарантированное ст.42 Конституции Российской Федерации право граждан на благоприятную окружающую среду.
Поэтому бездействие ответчика в части неустранения им в определённый во врученном ему 25 декабря 2009 г. предписании срок до 4 октября 2010 г. указанных нарушений санитарного законодательства суд признаёт незаконным и находит необходимым обязать ответчика устранить нарушение закона путём выполнения требований санитарного законодательства в указанный в исковом заявлении и неоспоренный ответчиком срок.
При этом, учитывая, что в результате допущенное ответчиком невыполнение норм и правил санитарного законодательства создаёт угрозу здоровью неопределённого круга посещающих магазины ответчика покупателей, начальник территориального отдела в Богучанском районе Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю – главный государственный санитарный врач по Богучанскому району был вправе обратиться в суд с указанным иском в порядке, предусмотренном ч.1 ст.46 ГПК РФ в защиту интересов неопределённого круга лиц.
При таких обстоятельствах суд принимает признание иска ответчиком, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования начальника территориального отдела в Богучанском районе Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю – главного государственного санитарного врача по Богучанскому району удовлетворить.
Признать бездействие Общества с ограниченной ответственностью «Оникс» в виде необеспечения в срок до 4 октября 2010 г. расположенных в п. Таёжный Богучанского района соответственно <адрес> и <адрес> магазинов «Ива-1» и «Ива-3» приточно-вытяжной вентиляцией торговых и складских помещений, фасовочными для пищевых продуктов, непроведения в указанный срок в торговых залах и помещениях для подготовки товаров к продаже указанных магазинов инструментальных исследований искусственной освещённости, необеспечения соответствия показателей упомянутой освещённости указанным в таблице 2 СанПиН 2.2.1/2.1.1. 1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещённому освещению жилых и общественных зданий» нормативам незаконным.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Оникс» в срок до 1 июля 2011г. оборудовать расположенные в п. Таёжный Богучанского района соответственно <адрес> и <адрес> магазины «Ива-1» и «Ива-3» приточно-вытяжной вентиляцией торговых и складских помещений, фасовочными для пищевых продуктов в соответствии с требованиями соответственно п.4.2 и п.5.4 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», провести в торговых залах и помещениях для подготовки товаров к продаже указанных магазинов инструментальные исследования искусственной освещённости и обеспечить соответствие её показателей нормативам, указанным в разделе «Магазины» в таблице № 2 «Нормируемые показатели естественного, искусственного и совмещенного освещения основных помещений общественного здания, а также сопутствующих им производственных помещений» СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий».
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Оникс» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Богучанский районный суд в течение десяти дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий:Колпаков И.Ю.