РЕШЕНИЕ
Именем российской Федерации
24 ноября 2010года с.Богучаны Красноярского края
Судья Богучанского районного суда Красноярского края Чуков В.А.,
С участием истца прокурора Богучанского района Красноярского края Селезневой Е.А., истца Галкиной Е.Б.,
При секретаре Карениной А.А.,
Рассмотрел материалы гражданского дела 2-361/2010 по иску прокурора в интересах Галкиной Е.Б. к Государственному учреждению Красноярскому региональному отделению фонда социального страхования РФ в лице филиала №9 (далее ГУ КРО ФСС)
в с.Богучаны, Богучанского района Красноярского края о признании незаконным действия филиала №9,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Богучанского района обратился в суд с заявлением в интересах Галкиной Е.Б. к Государственному учреждению Красноярскому региональному отделению фонда социального страхования РФ в лице филиала №9 (далее ГУ КРО ФСС) в с.Богучаны, Богучанского района Красноярского края, указав, что Галкина Е.Б. являясь индивидуальным предпринимателем добровольно вступила с Филиалом № 9 ГУ КРО ФСС РФ в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В течение 6 месяцев, с 01.06.2009 г. по 30.11.2009 г. Галкина Е.Б. производила уплату страховых взносов на обязательное социальное страхование.
С 02.12.2009 г. по 20.04.2010 г. Галкина Е.Б. находилась в отпуске по беременности и родам.
С 17.02.2010 г. Галкина Е.Б. прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя в связи с необходимостью ухода за новорожденным ребенком.
23.03.2010 г. Галкина Е.Б. обратилась в Филиал № 9 ГУ КРО ФСС РФ с заявлением о назначении и выплате пособия по беременности и родам и единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности, однако в выплате указанных пособий ей было отказано на основании того, что на момент обращеня она утратила статус индивидуального предпринимателя.
Прокурор усматривает нарушения Филиалом №9 ГУ КРО ФСС положений ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 05.03.2003года №144, действующего Федерального Закона на тот период времени «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан» от 31.12.2002 г. № 190-ФЗ, Федеральный Закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
Просит суд -
Признать незаконным действие Филиала № 9 ГУ КРО ФСС РФ выразившееся в отказе начислить и выплатить Галкиной Е.Б. пособие по беременности и родам и единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности.
Обязать Филиал № 9 ГУ КРО ФСС РФ выплатить Галкиной Е.Б. пособие по беременности и родам и единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности.
В судебном заседании прокурор, а также Галкина Е.Б. на заявленных требованиях настаивают по выше изложенным основаниям.
Ответчик, надлежащем уведомлен о времени и месте рассмотрения дела в процесс не прибыл. Суд рассматривает дело без его участия.
В отзыве от 24.06.2010года ответчик в обоснование отказа в выплатах на заявление Галкиной Е.Б. от 23.03.2010года, ссылается на факт прекращения ею с 17.02.2010года статуса индивидуального предпринимателя, который одновременно влечет утрату статуса страхователя, в результате последний, - в соответствии с Правилами добровольной выплаты в ФСС РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 05.03.2003года №144 - не сможет вести учет произведенных выплат по обязательному страхованию, предоставлять ежеквартально отчетность в Фонд, что повлечет нарушение финансовой дисциплины.
Выслушав стороны, изучив материалы дела суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 3 части 1 редакции статьи 2 действующей до 31.12.2009года Федерального закона от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее Федеральный закон от 29.12.2006года №255-ФЗ) право на пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам имеют индивидуальные предприниматели…добровольно вступившие в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и осуществляющие за себя уплату страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2002 года N 190-ФЗ"Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан" (далее Федеральный закон №190-ФЗ от 31.12.2002г.).
Согласно ч.16 ст. 37 Федерального Закона №213 от 24.07.2009года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с принятием ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Территориальные фонды обязательного медицинского страхования» - лица, добровольно вступившие по 31 декабря 2009 года (включительно) в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, имеют право на получение пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности по страховым случаям, наступившим в 2010 году, при условии, что они уплатили страховые взносы в течение 6-ти месяцев на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом N 190-ФЗ от 31 декабря 2002 года. Правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, возникшие по 31 декабря 2009 года (включительно) в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2002 года N 190-ФЗ не прекращаются и регулируются в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ.
В соответствии с абзацем 6 ст.2 ранее действующего Федерального закона №190-ФЗ от 31 декабря 2002 года - лица, перечисленные в части третьей статьи 3 настоящего Федерального закона, приобретают право на получение пособия по обязательному социальному страхованию при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в течение шести месяцев. К таким лицам часть 3 указанного Закона относит в том числе индивидуальных предпринимателей, которые вправе добровольно вступать в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляя за себя уплату страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации по тарифу в размере 3,5 процента налоговой базы, определяемой в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации для соответствующих категорий плательщиков и в порядке, установленном частью четвертой настоящей статьи.
В Постановлении Правительства РФ от 05 марта 2003года №144 (действующим до 31.12.2009г.) «О порядке добровольной уплаты в Фонд социального страхования РФ отдельными категориями страхователей страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»,
определен порядок начисления страховых выплат - на полученные ими доходы исходя из порядка определения налоговой базы по единому социальному налогу для соответствующих категорий плательщиков, установленного главой 24 Налогового кодекса Российской Федерации,
за какой период и в каком размере - ежеквартально исходя из тарифа страховых взносов в размере 3,5 процента доходов, определяемых в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил.
условия выплат – при уплаты ими в течение 6 месяцев страховых взносов в Фонд.
Частью 2 статьи 12 Федерального закона № 255-ФЗ установлено, что пособие по беременности и родам назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам.
В соответствии с частью 3 ранее действующей редакции ст.13 Федерального закона №255-ФЗ от 29.12.2006г. застрахованным лицам, указанным в пункте 3 части 2 статьи 2 настоящего Федерального закона (индивидуальные предприниматели), а также иным категориям застрахованных лиц в случае прекращения деятельности работодателем на момент обращения застрахованного лица за пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначение и выплата указанных пособий осуществляются территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 ст. 10 и части 1 ст.11 Федерального закона №255-ФЗ от 29.12.2002г. пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине суммарно за весь период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов.
Пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100 процентов среднего заработка.
В соответствии с частью 3 ст.14 Федерального закона №255-ФЗ от 29.12.2002г. средний дневной заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в части 1 настоящей статьи, на число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата.
В соответствии с пунктом 4.2 Постановления ФСС от 09 марта 2004года №22 «Об утверждении инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования» (документ утратил силу 05.08.2010года) - выделение средств обязательного социального страхования на выплату пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством страхователям, указанным в пункте 4.1 настоящей Инструкции, осуществляется отделением (филиалом отделения) на основании следующих документов:
письменного заявления страхователя;
копий платежных поручений, подтверждающих уплату страховых взносов в Фонд на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в течение 6 месяцев, предшествующих наступлению страхового случая и до момента обращения в отделение (филиал отделения) Фонда;
отчета по страховым взносам (форма 4а-ФСС РФ) за отчетный период;
документов, являющихся основанием для назначения и выплаты пособия (листок временной нетрудоспособности;
документов, подтверждающих полученный доход (журнал учета дохода и расхода, договоры оказания услуг и др.).
Как пояснил в судебном заседании от 09.09.2010года представитель филиала №9 ГУ КРО ФСС Кузнецова В.В., Галкиной Е.Б. наряду с заявлением был представлен пакет документов при проверке которого обнаружились неточности в расчете уплаченной ею суммы страховых взносов по сравнению с полученными доходами. В частности, из полученного Галкиной Е.Б. дохода от предпринимательской деятельности не усматривался ее доход от трудовой деятельности, то есть ее заработная плата с которой платятся страховые взносы, что также явилось причиной для отказа в выплатах. Каким методом расчетов индивидуальный предприниматель должен руководствоваться, отделить свою заработную плату из полученного дохода, представитель ответчика пояснить затруднился.
В соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база индивидуального предпринимателя с которой платятся страховые взносы в ГУ КРО ФСС состоит из выплат и иных вознаграждений, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса), а также по авторским договорам.
По смыслу указанной нормы страховые выплаты производиться из заработной платы индивидуального предпринимателя, которая должна быть отграничена от дохода всей предпринимательской деятельности, но поскольку законом не указан данный механизм, а ГУ КРО ФСС не имеет прецедента по данному случаю, суд полагает, что налоговая база индивидуального предпринимателя Галкиной Е.Б., то есть ее доход от трудовой деятельности будет равен сумме в размере 100% от уплаченных взносов в размере 3,5 процента, рассчитанной по формуле:
сумма взносов уплаченная в ГУ КРО ФСС = 3,5%
Х=100%
Х-доход от трудовой деятельности
6337,56 рублей сумма уплаченных взносов Галкиной Е.Б. в ГУ КРО ФСС.
6337,56 х 100% : 3,5% = 181073,14 рублей – доход от трудовой деятельности.
Согласно материалам дела, выписки из Единого государственного реестра, Галкина Е.Б. являлась индивидуальным предпринимателем с 01.01.2004года по 17.02.2010года (л.д.42,43)
С июля по декабрь 2009года добровольно уплатила страховые взносы в общей сумме 6337,56 рублей в филиал №9 далее ГУ КРО ФСС, что подтверждается квитанциями об оплате (л.д.11-13)
02.12.2009года Галкиной Е.Б. выдан листок нетрудоспособности по беременности и родам (л.д.23)
23.03.2010года Галкина Е.Б. обратилась с заявлением в филиал №9 ГУ КРО ФСС о выплате ей пособия по беременности и родам и единовременного пособия за постановку на учет в ранние сроки беременности. Представила необходимые документы. Письмом от 23.03.2010года ей дан ответ об отказе в выплатах, по причине утраты статуса индивидуального предпринимателя (л.д.22).
В соответствии со ст.10 Федерального Закона от 19 мая 1995года №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до двенадцати недель), выплачивается в размере 300 рублей.
Довод представителя ответчика о том, что в Книге доходов и расходов, представленной Галкиной Е.Б. за второе полугодие 2009года ее доход составил 418 268 рублей (л.д.19), который не отграничен от дохода трудовой деятельности, не принят судом во внимание, поскольку Галкиной Е.Б. представлены в суд ведомости заработной платы за период с июня по декабрь 2009года из содержания которых подтвержден ее доход (заработная плата) в сумме 181073, 14 рублей.
Сумма дохода с которой уплачены взносы в 2009году - 181073,14 рублей
Сумма уплаченных взносов:
13.07.2009года – 1000руб.
09.10.2009г. – 2000руб.
11.11.2009г. – 1800руб.
01.12.2009г. – 137,56 руб.
28.12.2009г. – 1400руб.
Итого: 6337,56 рублей
Среднедневной заработок 181073,14 руб. : 183 отработанных дня = 989,47 рублей
Размер пособия: 989,47 руб. х 140 календарных дней нетрудоспособности = 138525,80 рублей.
Размер пособия на постановку на учет в ранние сроки беременности 300 руб. + 30% районный коэффициент + 50 процентов надбавка за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера = 540 рублей.
Таким образом, суд пришел к выводу, что отказ филиала №9 ГУ КРО ФСС в отношении Галкиной Е.Б. по начислению и выплате ей пособия по беременности и родам и единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, со ссылкой на утрату заявителем статуса индивидуального предпринимателя, а также не подтверждения дохода с которого платились взносы от трудовой деятельности - нельзя признать законным и обоснованным. Указанная позиция противоречит части 3 ранее действующей редакции ст.13 Федерального закона №255-ФЗ от 29.12.2006г., в соответствии с которой застрахованным лицам, указанным в пункте 3 части 2 статьи 2 настоящего Федерального закона индивидуальным предпринимателям, а также иным категориям застрахованных лиц в случае прекращения деятельности работодателем на момент обращения застрахованного лица за пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначение и выплата указанных пособий осуществляются территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации, и по второму доводу – ей представлены доказательства, подтверждающие налоговую базу с которой платились взносы.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным действие Государственного учреждения Красноярского регионального отделения фонда социального страхования РФ в лице филиала №9 (Филиал № 9 ГУ КРО ФСС РФ) в с.Богучаны, Богучанского района Красноярского края, выразившейся в отказе начислить и выплатить Галкиной Е.Б. пособие по беременности и родам и единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности.
Обязать Филиал № 9 ГУ КРО ФСС РФ выплатить Галкиной Е.Б. пособие по беременности и родам и единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности – 138 525,80 (сто тридцать восемь тысяч пятьсот двадцать пять) рублей и 540 (пятьсот сорок) рублей соответственно.
Решение сторонами может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 суток со дня изготовления в окончательной форме в Красноярский краевой суд с подачей жалобы в Богучанский районный суд.
СудьяЧуков В.А.