Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 марта 2011 годас. Богучаны
Богучанский районный суд Красноярского края в составе председательствующего Голобородько Ю.Н., с участием помощника прокурора Богучанского района Верхотуровой Т.Н., представителя ЗАО «Краслесинвест» Хисматуллиной Л.Г., действующей на основании доверенности №76/11 от 25.03.2011 года, при секретаре Леготкиной М.Я.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Богучанского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ЗАО «Краслесинвест» о признании незаконным бездействия по не составлению проекта освоения лесов на арендуемом лесном участке и об обязании разработать проект освоения лесов на арендуемом лесном участке,
У С Т А Н О В И Л:
В Богучанский районный суд обратился прокурор Богучанского района Красноярского края в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ЗАО «Краслесинвест» со следующими требованиями:
1. Признать бездействие лесозаготовителя - ЗАО «Краслесинвест»по не составлению проекта освоения лесов на арендуемом лесном участке.
2. Обязать ЗАО «Краслесинвест»разработать проект освоения лесов на арендуемом лесном участке КГБУ «Богучанское лесничество» Богучанского района Красноярского края, предоставленный на основании договора аренды № 1 от 07 апреля 2008 года между Агентством лесной отрасли Красноярского края и ЗАО «Краслесинвест», номер учетной записи в государственном лесном реестре № 24-24-06/001/2008-538 от 02.07.2008, предназначен для заготовки древесины сроком на 49 лет, установив срок для исполнения требований - 01.12.2011г.
Свои требования прокурор мотивировал тем, что проведенной прокуратурой Богучанского района проверкой, выполнения требований лесного законодательства арендаторами лесных участков, установлено что ЗАО «Краслесинвест» на основании договора аренды лесных участков № 1 от 07 апреля 2008 года осуществляет заготовку древесины на лесных участках, в том числе и на территории КГУ «Богучанское лесничество» сроком на 49 лет с целью создания в Богучанском районе Красноярского края лесоперерабатывающего комплекса.
ЗАО «Краслесинвест» осуществляет лесопользование в отсутствие проекта освоения лесов, что прямо противоречит требованиям ст.ст. 88, 89 Лесного кодекса Российской Федерации, так как разработанный ранее проект освоения лесов на указанном лесном участке получил отрицательное экспертное заключение по проекту освоения лесов № 2465 от 13.11.2008 г., регистрационный № 107.
Без утвержденного проекта освоения лесов не определены вид и объем разрешенного использования лесов, мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов, мероприятия по созданию лесной инфраструктуры, противопожарные мероприятия. Нарушение ответчиком указанных требований федерального законодательства ведет к нарушению интересов Российской Федерации как собственника лесного участка, используемого с нарушением лесного и природоохранного законодательства.
Нарушения в сфере лесного законодательства и незаконные действия лесопользователя подвергают опасности стабильность окружающей среды и природно- ресурсный потенциал, а также гарантированное статьей 42 Конституции Российской Федерации право каждого на благоприятную окружающую среду (пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 05.11.1998г. № 14).
Нарушение интересов Российской Федерации влечет за собой нарушение интересов неопределенного круга лиц, проживающих на территории государства. В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается выполнением требований природоохранного законодательства.
В судебном заседании помощник прокурора Богучанского района Верхотурова Т.Н., на удовлетворении исковых требований настаивала, дала суду пояснения соответствующие доводам искового заявления.
Представитель ответчика Хисматуллина Л.Г., в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме, пояснив что несмотря на то что в соответствии с договором №1 от 07.04.2008 года ЗАО «Краслесинвест» обязано разработать и предоставить Агентству лесной отрасли проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы, в договоре не указаны сроки предоставления данного проекта, следовательно в данной части со стороны ответчика небыли нарушены условия договора, а кроме того ЗАО «Краслесинвест» не преступил к использованию данного лесного участка. Так же ЗАО «Краслесинвест» 11.06.2010 года заключен договор с ОАО « ВостсибНИИгипрозем» на выполненииработ в том числе и на разработку проекта освоения лесов, срок предоставления проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы 01.08.2011 года. А кроме того существуют объективные причины, по которым проект освоения лесов на сегодняшний день не разработан в отношении КГУ «Богучанское лесничество», так кие как первоначальный проект освоения лесов был подготовлен, но в отношении него было выдано отрицательное экспертное заключение, а так же приказом Минсельхоза от 08.02.2010 года № 32 изменен порядок разработки и составления проекта освоения лесов.
Третье лицо на стороне истца – Агентство лесной отрасли Красноярского края. надлежащим образом уведомленное о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направило. Суд с учетом мнения прокурора и представителя ответчика приходит к мнению о возможном рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица.
Суд, выслушав прокурора, представителя ответчика, оценив доводы, приведенные прокурором в обоснование своих требований, изучив материалы дела, приходит к выводу о том, что требования прокурора законны, обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям :
В соответствии со ст.8 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные участки в составе земельного фонда находятся в федеральной собственности. Право предоставления земельных участков в пределах земель лесного фонда в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в силу ст.83 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст.12 Лесного кодекса Российской Федерации освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности.
Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.
На основании ч.1 ст.88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со ст.12 настоящего Кодекса.
На основании ст.89 Лесного кодекса Российской Федерации проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу ч. 1 ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В силу п. 3 приказа Министерства природных ресурсов РФ от 08.02.2010г. №32 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 21 Лесного кодекса Российской Федерации, - также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
В соответствии с ч. 3 статьи 51 и ч.3 ст. 53 Лесного кодекса РФ. невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны и защиты лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или права безвозмездного срочного пользования лесным участком. Меры пожарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.
Согласно пункта 2 Приказа МПР РФ от 16 июля 2007 г. № 184 «Об утверждении Правил заготовки древесины» заготовка древесины осуществляется гражданами и юридическими лицами на основании договоров аренды в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), а также проектом освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду.
В судебном заседании установлено, между Агентством лесной отрасли администрации Красноярского края и ЗАО «Краслесинвест», заключен договор (л.д. 9-16) аренды лесных участков № 1 от 07 апреля 2008 года, номер учетной записи в государственном лесном реестре № 24-24-06/001/2008-538 от 02.07.2008, в соответствии с которым ЗАО «Краслесинвест» обязуется принять во временное пользование сроком на 49 лет лесной участок находящийся в государственной собственности, расположенный в КГБУ «Богучанское лесничество» Богучанского района Красноярского края, для заготовки древесины с целью создания в Богучанском районе Красноярского края лесоперерабатывающего комплекса по производству беленой хвойной крафт-целлюлозы - 850 тысяч тонн в год; пиломатериалы хвойных пород - 700 тысяч кб.м в год; МДФ - 250 тысяч кб.м в год; крафт-лайнер - 500 тонн в год.
Таким образом, поскольку ЗАО «Краслесинвест» является лицом которому лесной участок предоставлен в аренду, обязанность по составляют проект освоения лесов лежит на ЗАО «Краслесинвест».
Так же в судебном заседании установлено, что в нарушении Лесного кодекса РФ, приказа Министерства природных ресурсов РФ от 08.02.2010г. №32 и п.13 под п. «г» вышеназванного договора, ЗАО «Краслесинвест» ведет свою деятельность на данном лесном участке, в отсутствии утвержденного проекта освоения лесов, тем самым не может быть определен вид и объем разрешенного использования лесов, не выполняются мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов, а так же не выполняются мероприятия по созданию лесной инфраструктуры, что может привести к возникновению пожаров то есть чрезвычайными ситуациями и может нанести значительный урон окружающей среде.
Суд находит необоснованным довод представителя ответчика о том, что ЗАО «Краслесинвест» не нарушило условий договора и требований лесного законодательства, в связи с тем что в договоре не указаны сроки предоставления проекта освоения лесов, так как Агентство лесной отрасли администрации Красноярского края, в соответствии с актом приема-передачи лесных участков (л.д. 31), приложение № 7 к договору аренды, номер учетной записи в государственном лесном реестре № 24-023-2007-11-3309-101, в 2008 году передало в аренду ЗАО «Краслесинвест» лесной участок КГУ «Богучанское лесничество», на площади 22 800 га, ЗАО «Краслесинвест» в свою очередь приняв данный лесной участок, нарушая допустимые и разумные сроки, в течении длительного периода времени более 2 лет, не составило проект освоения лесов.
Доводы представителя ответчика, о том что со стороны ЗАО «Краслесинвест» не было бездействия в части не составления проекта освоения лесов, в виду того что ранее представленный ими проект освоения лесов получил отрицательное экспертное заключение, а так же что в настоящее время им заключен новый договор на разработку проекта освоения лесов в срок до 01.08.2011 года, суд находит не состоятельными так как по мимо того обстоятельство что проекта освоения лесов переданных в аренду ЗАО «Краслесинвест», в настоящий момент не существует, кроме того в период с 13.11.2008 года, то есть с момента выдачи отрицательного экспертного заключения по проекту освоения лесов до 11.06.2010 года момента заключения договора с ОАО « ВостсибНИИгипрозем» на выполненииработ в том числе и на разработку проекта освоения лесов, прошло более полутора лет, что свидетельствует о том, что ЗАО «Краслесинвест» бездействовало части составления проекта освоения лесов.
Нарушение ЗАО «Краслесинвест» указанных требований федерального законодательства ведет к нарушению интересов РФ, как собственника лесного участка, используемого с нарушением лесного и природоохранного законодательства иподвергает опасности стабильность окружающей среды и природно-ресурсный потенциал.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, а доводы ответчика об отказе в удовлетворении заявленных требований признаются судом несостоятельными и противоречащими закону.
Руководствуясь ст. 194- 198, 254 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л:
Признать бездействие ЗАО «Краслесинвест» по не составлению проекта освоения лесов на лесной участок, предоставленный в аренду на основании договора аренды № 1 от 07 апреля 2008 года между Агентством лесной отрасли Красноярского края и ЗАО «Краслесинвест», номер учетной записи в государственном лесном реестре № 24-24-06/001/2008-538 от 02.07.2008 - незаконным.
Обязать ЗАО «Краслесинвест» разработать проект освоения лесов на лесной участок расположенный в КГБУ «Богучанское лесничество» Богучанского района Красноярского края, предоставленный на основании договора аренды № 1 от 07 апреля 2008 года между Агентством лесной отрасли Красноярского края и ЗАО «Краслесинвест», номер учетной записи в государственном лесном реестре № 24-24-06/001/2008-538 от 02.07.2008, предназначенный для заготовки древесины сроком на 49 лет, установив срок для исполнения требований - 01.12.2011года.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Красноярский краевой суд, через Богучанский районный суд, в 10 дневный срок со дня оглашения решения в полном объеме.
СудьяЮ.Н. Голобородько