Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
с. Богучаны Красноярского края «18» мая 2011 г.
Богучанский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Колпакова И.Ю.
с участием представителя истца Соседова В.А.,
представителя ответчика Ермиловой Т.А.,
при секретаре Архиповой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в Богучанском районе – главного государственного санитарного врача по Богучанскому району в интересах неопределённого круга лиц к Богучанскому муниципальному унитарному предприятию «Овод» об обязании устранения нарушений санитарного законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Начальник территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в Богучанском районе – главный государственный санитарный врач по Богучанскому району 22 апреля 2011 г. обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц к Богучанскому МУП «Овод» об обязании устранения нарушений санитарного законодательства с учётом дополнительного заявления от 28 апреля 2011 г. в срок до 15 июня 2011 г.
Свои требования истец мотивировал тем, что в ходе проведённых 11 и 16 декабря 2009 г., 14 октября 2010 г. специалистами Роспотребнадзора проверок соблюдения санитарного законодательства в БМУП «Овод» было выявлено, что в последнем допускаются нарушения санитарного законодательства, в частности в нарушение п.5 ст.15 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.3.2.11 СанПиН 2.3.4.545-96 «Производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий» для сбора и временного хранения мусора не установлены водонепроницаемые сборники с плотно закрывающимися крышками, что создаёт угрозу загрязнения почвы, размножения грызунов и насекомых, здоровью людей в связи с возникновением и распространением инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), в нарушение п.5 ст.15 упомянутого закона, п.3.4.5 СанПиН 2.3.4.545-96 источники освещения производственных цехов, складских помещений не заключены в закрытые плафоны, что создаёт угрозу попадания стекла на продукт в случае повреждения указанных источников, а следовательно, здоровью людей, в нарушение п.5 ст. 15 упомянутого закона, п. 3.13.7. СанПиН 2.3.4.545-96 не заключён договор на проведение дератизационных и дезинсекционных работ со специализированной организацией, что создаёт угрозу загрязнения сырья и готовой продукции, и следовательно здоровью людей в результате возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), в нарушение п.5 ст.15 упомянутого закона, п.3.11.12 СанПиН 2.3.4.545-96 не получено разрешение (не оформлен санитарный паспорт) на эксплуатацию транспортного средства для перевозки хлеба, что создаёт угрозу загрязнения готовой продукции и здоровью людей в результате возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), не обеспечено соответствие уровней искусственной освещённости в складском помещении и производственном цехе хлебозавода гигиеническим нормативам, установленным в таблице 2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий» (не предоставлены замеры уровней искусственной освещённости), что влечёт ухудшение зрения граждан непосредственно находящихся в складском помещении и производственном цехе хлебозавода, создаёт угрозу здоровью людей, в нарушение п.5.3 СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений» не обеспечено соответствие параметров микроклимата в складском помещении, в выпечном цехе хлебозавода гигиеническим нормативам (не предоставлены замеры параметров микроклимата), что влечёт необеспечение надлежащих условий труда в результате повышенных температуры и влажности и создаёт угрозу здоровью людей.
Определением от 18 мая 2011 г. производство по требованию о об обязании заключения договора на проведение дератизационных работ со специализированной организацией прекращено в связи с принятием судом отказа истца от иска в указанной части.
В судебном заседании представитель истца Соседов В.А., действующий на основании выданной 3 августа 2010 г. доверенности, на удовлетворении исковых требований настаивал.
Представитель ответчика Ермилова Т.А., действующая на основании выданной 18 мая 2011 г. директором организации ответчика доверенности, против удовлетворения исковых требований не возражала.
Выслушав представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду …
В соответствии со ст.8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека …
В соответствии со ст.1 указанного закона среда обитания характеризуется как совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека.
По смыслу ч.1 ст.4 указанного закона обеспечение санитарно- эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии со статьей 11 указанного закона юридические лица в соответствии с осуществляемой деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно- противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; иметь в наличии официально изданные санитарные правила, методы и методики контроля факторов среды обитания; осуществлять гигиеническое обучение работников.
В соответствии со ст.51 указанного закона главные государственные санитарные врачи наделены полномочиями предъявлять иски в суд в случае нарушения санитарного законодательства.
В соответствии с пунктом 1, абзацами первым, вторым и седьмым ст.40 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей (далее - государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей), осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами), а также иными федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами), осуществляющими функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривают:
проведение мероприятий, связанных с контролем, - проверка соблюдения изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) обязательных требований законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также обязательных требований к товарам (работам, услугам);
… обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей …
В соответствии с п.1 утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации №322 от 30 июня 2004 г. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
В соответствии с абзацем третьим ч.2 ст.1 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти вправе устанавливать правила организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) потребителям.
В соответствии с п.5 ст.15 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарные правила и проводить мероприятия по обеспечению их качества.
В соответствии с п.3.2.11 СанПиН 2.3.4.545-96 «Производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий» СанПиН 2.3.4.545-96 «Производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий» для сбора и временного хранения мусора должны быть установлены водонепроницаемые сборники с плотно закрывающимися крышками (металлические контейнеры) объемом не более двухдневного накопления отходов. Очистка мусоросборников производится не реже одного раза в два дня, с последующей обязательной обработкой и дезинфекцией раствором хлорной извести или другими разрешенными органами госсанэпиднадзора дезинфицирующими средствами.
В соответствии с п.3.4.5 указанных Правил источники освещения производственных цехов и складов должны быть заключены в специальную взрывобезопасную арматуру: люминесцентные - в зависимости от тина, лампы накаливания - в закрытые плафоны.
В соответствии с п.3.11.12 указанных Правил разрешение на эксплуатацию транспортных средств выдается на 6 месяцев. По истечении этого срока транспортные средства должны быть предъявлены для осмотра. Перевозка хлеба и хлебобулочных изделий транспортом, не отвечающим санитарным требованиям, запрещается.
В таблице 2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий» установлены нормируемые показатели естественного, искусственного и совмещенного освещения.
В соответствии с п.5.3 СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений» оптимальные параметры микроклимата на рабочих местах должны соответствовать величинам, приведенным в табл. 1, применительно к выполнению работ различных категорий в холодный и теплый периоды года.
В соответствии с абзацами первым и седьмым ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем: … присуждения к исполнению обязанности в натуре …
Судом установлено, что в период с 14 ноября 2009 г. и до настоящего времени допускались и допускаются нарушения санитарного законодательства, выражающиеся в неустановлении водонепроницаемых сборников с плотно закрывающимися крышками для сбора и временного хранения мусора, незаключении источников искусственного освещения производственных цехов, складских помещений в закрытые плафоны, неполучении разрешения (неоформлении санитарного паспорта) на эксплуатацию транспортного средства для перевозки хлеба, необеспечении соответствия уровней искусственной освещённости в складском помещении и производственном цехе хлебозавода гигиеническим нормативам, установленным в таблице 2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий» (непредоставлении замеров уровней искусственной освещённости), необеспечении соответствия параметров микроклимата в складском помещении, в выпечном цехе хлебозавода гигиеническим нормативам (непредоставлении замеров параметров микроклимата).
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными истцом и неоспоренными в установленном порядке ответчиком протоколом № 66 от 29 марта 2011 г. об административном правонарушении, копией выданного главным государственным санитарным врачом по Богучанскому району ответчику предписания № 279 от 11 ноября 2010 г., актами проверки № 117 от 11 ноября 2010 г. и № 29 от 29 марта 2011 г., вступившим в силу постановлением мирового судьи судебного участка №14 в Богучанском районе Красноярского края от 25 апреля 2011 г. о признании директора БУМП «Овод» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, копией представленного ответчиком свидетельства о государственной регистрации БУМП «Овод».
При этом суд учитывает, что ответчиком не представлены суду доказательства, подтверждающие устранение указанных в иске нарушений.
Выявленные и неустранённые ответчиком нарушения создают угрозу нарушения прав неопределённого круга лиц (как лиц, являющихся работниками организации ответчика, так и лиц, потребляющих продукцию этой организации) на благоприятную санитарно-эпидемиологическую обстановку и соответственно безопасную окружающую среду что нарушает гарантированное ст.42 Конституции Российской Федерации право граждан на благоприятную окружающую среду.
Поэтому бездействие ответчика в части неустранения им указанных нарушений санитарного законодательства суд признаёт незаконным и находит необходимым обязать ответчика устранить нарушение закона путём выполнения требований санитарного законодательства в указанный в исковом заявлении и неоспоренный ответчиком срок.
При этом, учитывая, что допущение ответчиком невыполнения норм и правил санитарного законодательства создаёт угрозу здоровью неопределённого круга лиц (как лиц, являющихся работниками организации ответчика, так и лиц, являющихся потребителями изготавливаемой организацией ответчика продукции) начальник территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в Богучанском районе – главный государственный санитарный врач по Богучанскому району был вправе обратиться в суд с указанным иском в порядке, предусмотренном ч.1 ст.46 ГПК РФ в защиту интересов неопределённого круга лиц.
Учитывая, что продолжение нарушения ответчиком санитарных правил при изготовлении и реализации хлебобулочной продукции в период до истечения срока обжалования решения либо до рассмотрения кассационных жалоб на это решение судом кассационной инстанции может повлечь возникновение и распространение инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) суд может по просьбе истца находит необходимым обратить решение суда в части обязания ответчика устранить выявленные нарушения санитарного законодательства к немедленному исполнению.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст.194-199,212 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в Богучанском районе – главного государственного санитарного врача по Богучанскому району удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Овод» в срок до 15 июня 2011г.:
Установить на территории хлебозавода в соответствии с требованиями пункта 3.2.11 СанПиН 2.3.4.545-96 водонепроницаемые сборники с плотно закрывающимися крышками (металлические контейнеры) для сбора и временного хранения мусора.
Заключить источники освещения производственных цехов хлебозавода и складских помещений в закрытые плафоны в соответствии с требованиями пункта 3.4.5 СанПиН 2.3.4.545-96.
Получить разрешение на эксплуатацию транспортного средства для перевозки хлеба в соответствии с требованиями пункта 3.11.12 СанПиН 2.3.4.545-96.
Провести замеры уровней искусственной освещённости в складском помещении и производственном цехе хлебозавода, по результатам которых привести указанные уровни в соответствие с требованиями таблицы 2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий».
Провести замеры параметров микроклимата в складском помещении, в выпечном цехе хлебозавода, по результатам которых привести указанные уровни в соответствие с требованиями пункта 5.3 СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений».
Взыскать с Богучанского унитарного муниципального предприятия «Овод» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Богучанский районный суд в течение десяти дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Решение в части удовлетворения исковых требований подлежит немедленному исполнению.
Председательствующий: Колпаков И.Ю.