исковые требования удовлетворены частично



                                                           Р Е Ш Е Н И Е

                                               Именем Российской Федераци

05 мая 2011 года                                                                                         с. Богучаны

Богучанский районный суд Красноярского края в составе председательствующего Людвиковского В.А.

С участием ст. помощника прокурора Богучанского района Верхотуровой Т.Н.,

При секретаре Барановой Н.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Богучанского района в интересах Кошкаревой И.С. к Министерству финансов Российской Федерации и к ООО «Богучанские тепловые сети» о взыскании задолженности по предоставлению льгот,

                                                       У С Т А Н О В И Л:

В Богучанский районный суд обратился прокурор Богучанского района Красноярского края в интересах педагога-пенсионера Кошкаревой И.С. к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю и к ООО «Богучанские тепловые сети» с требованиями о взыскании с ответчиков в пользу Кошкаревой И.С. задолженности по предоставлению льгот за отопление педагогическому работнику в размерах 4020 рублей 51 копейка –с Министерства финансов РФ, и 70165 рублей 43 копейки соответственно с ООО «Богучанские тепловые сети».

Свои требования прокурор мотивировал тем, что Кошкарева И.С. является педагогом-пенсионером, работала учителем в МОУ Ангарская средняя общеобразовательная школа № 5 в период с 28.07.1952 года по 01.09.1988 год, 17.06.1981 года ей назначена пенсия по возрасту.

В соответствии с п.5 ст.55 Закона Российской Федерации «Об образовании» Кошкарева И.С. имеет право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности.

Согласно ст.1 Закона Красноярского края от 25.02.2005 года № 13-3104 п. Ангарский является сельским населанным пунктом.

В период с января 2008 года по июнь 2010 года Кошкаревой И.С. за отопление оплачено 90900,96 рубля, возмещено ей по данным УСЗН за этот же период времени 16715,02 рубля. Возмещение расходов на оплату отопления с января 2008 года по 08.03.2008 года в сумме 4020,51 рубля необходимо взыскать с Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального кзначейства по Красноярскому краю, а оставшаяся сумма в размере 70165,43 рубля подлежит взысканию с ООО «Богучанские тепловые сети».

В судебном заседании ст. помощник прокурора Богучанского района Верхотурова Т.Н. изменила исковые требования в сторону увеличения и просила взыскать с ООО «Богучанские тепловые сети задолженность по отоплению в пользу Кошкаревой И.С. в размере 70559,08 рубля. Требование о взыскании денежной суммы с Министерства финансов РФ осталось без изменений. На уточненных исковых требованиях помощник прокурора настаивала, просила удовлетворить их в полном обьеме.

Представители ответчика - ООО «Богучанские тепловые сети» и третьего лица - ООО УК «Богучанжилкомхоз» в судебное заседание не прибыли будучи надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного заседания. В состоявшихся ранее 24 марта и 14 апреля 2011 года судебных заседаниях представитель ответчика - ООО «Богучанские тепловые сети» и третьего лица – ООО УК «Богучанжилкомхоз» по доверенности ФИО1 (доверенность в деле) с требованиями прокурора не согласился в полном обьеме, пояснил, что возложение на лиц, оказывающих услуги отопления, еще и обязанности по возмещению педагогическим работникам расходов на оплату ими принятой тепловой энергии противоречит как основным началам гражданского законодательства, так и существу возмездного договора снабжения тепловой энергией. Кроме того, пояснил, что никакой задолженности у ООО «БТС» перед пенсионером-педагогом Кошкаревой И.С. нет, так как услуга по отоплению истице была предоставлена в полном обьеме, которая и была ею оплачена. Надлежащим ответчиком по делу должно быть Министерство жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, которое и должно компенсировать понесенные истицей расходы. С учетом изложенного просил в удовлетворении требований к ООО «БТС» отказать в полном обьеме.

Ответчик – Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю в судебное заседание своего представителя не направил. В суд представитель ответчика по доверенности ФИО2 (доверенность в деле) направила отзыв, согласно которого просит требования прокурора к Мингистерству финансов Российской Федерации оставить без удовлетворения. Свою позицию мотивирует тем, что обязанность по начислению и предоставлению льгот отдельным категориям граждан возложена на организации, оказывающие жилищно-коммунальные услуги населению, которые самостоятельно определяют круг лиц, имеющих право на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, поскольку именно на них возложена обязанность по начислению и сбору платы вышеназванных платежей с граждан. Правоотношения по поводу предоставления льгот и оказания услуг складываются между гражданином и данной организацией, которая является стороной по договору.

Кроме того, представитель ответчика считает, что в отношении требований истца о взыскании расходов к Министерству финансов РФ в размере 4020,51 рубля истом пропущен установленный законом срок для защиты нарушенного права, поскольку требования истца связаны с возмещением расходов, понесенных в период с января по 08 марта 2008 года, в то время, как за защитой своих прав Кошкарева И.С. обратилась лишь 1 февраля 2011 года.

Также ФИО2. просит суд судебное заседание провести в отсутствие представителя Министерства финансов РФ.

Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика Министерство жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края в судебное заседание также своего представителя не направило, будучи надлежащим образом уведомлено о времени и месте судебного заседания. В судебное заседание направлен отзыв, согласно которого предоставление мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, является обязанностью Российской Федерации, и министерство не может быть привлечено к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика. С учетом изложенного просит исключить министерство из числа третьих лиц на стороне ответчика, и рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя министерства.

Суд с учетом мнения прокурора, а также с учетом ходатайств представителей ответчиков и третьих лиц, приходит к мнению о возможности проведения судебного заседания в отсутствие представителей ответчиков и третьих лиц.

Выслушав прокурора, оценив доводы, приведенные прокурором в обоснование своих требований, изучив отзывы представителей ответчиков и третьих лиц, а также материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Согласно определению Конституционного Суда РФ от 08.02.2007 г. № 322-О-П по запросу Правительства Челябинской области о проверке конституционности положений абзаца 3 пункта 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением для специалистов, работающих и проживающих в сельской местности вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), закреплялось и в статье 59 Жилищного кодекса РСФСР, а в отношении педагогических работников сельских школ, в том числе перешедших на пенсию и имеющих стаж работы в школах сельской местности не менее 10 лет, и совместно с ними проживающих членов их семей оно специально оговорено в сохраняющих силу в настоящее время Постановлениях Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 года N 246 "О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ" (его п. 1 обязывает, исполкомы сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся предоставлять бесплатно учителям, директорам (заведующим) и заведующим учебной частью начальных и семилетних школ в сельских местностях и членам их семей квартиры с отоплением и освещением по нормам, действующим в данной местности) и от 4 мая 1971 года N 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности" (подпункт "б" его пункта 6 предусматривает сохранение права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию учителями, воспитателями, директорами (их заместителями) и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов в сельской местности и за членами их семей).

Законом Красноярского края № 4-1256 от 7.02.2008г «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности...», вступившим в законную силу 09.03.2008г. устанавливаются размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с реализацией меры социальной поддержки по предоставлению бесплатной жилплощади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках на территории Красноярского края. Порядок возмещения расходов устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти Красноярского края.

Постановлением Правительства Красноярского края от 19.06.2009г. № 318-П утвержден Порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках на территории Красноярского края. В соответствие с п. 2 указанного Порядка возмещение этих расходов производится Министерством жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края наймодателям жилых помещений, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, указанных в п. 1 ст. 1 Закона Красноярского края от 07.02.2008г. № 4- 1256 в безналичной форме, путем ежеквартального перечисления денежных средств на расчетный счет получателя средств.

Таким образом, по смыслу указанных правовых норм педагогические работники образовательных учреждений и, соответственно, вышедшие на пенсию педагогические работники, проживающие в сельской местности, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением., освобождены от платы за получение коммунальных услуг - электроснабжение и, отопление(теплоснабжение).

Как установлено в судебном заседании, ответчик – ООО «Богучанские тепловые сети» (ООО «БТС») является ресурсоснабжающей организацией и оказывает услуги по обеспечению абонентов тепловой энергией на территории Богучанского района, в связи с чем суд полагает что ООО «БТС» является надлежащим ответчиком по данному делу.

В судебном заседании также установлено, что Кошкарева И.С., в интересах которой прокурор Богучанского района обратился в суд, является педагогом-пенсионером, и в период с 28.07.1952 года по 01.09.1988 года работала учителем в МОУ Ангарская средняя общеобразовательная школа № 5.      С 17.06.1981 года Кошкаревой И.С. назначена пенсия по возрасту. В период осуществления трудовой деятельности в должности педагога и в настоящее время, будучи педагогом-пенсионером, проживала и проживает в п. Ангарский Богучанского района в квартире, принадлежащей ей в настоящее время на праве собственности по <адрес>.

Данные обстоятельства подтверждаются показаниями прокурора в судебном заседании, копией трудовой книжки Кошкаревой И.С., свидетельством о государственной регистрации права от 19 марта 2002 года.

Довод представителя ответчика – ООО «Богучанские тепловые сети» о том, что ООО «БТС» не является надлежащим ответчиком по настоящему делу по мнению суда противоречит обстоятельствам дела и не основан на нормах права.

В то же время, суд, давая оценку ходатайству представителя Министерства финансов РФ о необходимости применения срока исковой давности при рассмотрении данного гражданского дела, полагает возможным данное ходатайство удовлетворить частично, и отказать в удовлетворении заявленного прокурором требования о взыскании с Министерства финансов РФ задолженности по предоставлению льгот за отопление за январь 2008 года, в связи с тем, что сама истица обратилась за защитой своего нарушенного права в прокуратуру в феврале 2011 года и прокурор в ее интересах обратился в суд также в феврале 2011 года, что по мнению суда является основанием для рассмотрения вопроса о взыскании с Министерства финансов РФ денежной суммы потраченной истицей на оплату отопления только в феврале 2008 года. По мнению суда, в том случае, если органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили реализацию льгот, предусмотренных федеральным законодательством, правомерным является удовлетворение таких требований за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов России.

В судебном заседании установлено, что прокурором при подаче искового заявления и при уточнении исковых требований расчет сумм, подлежащих взысканию, произведен неверно, и суд в ходе судебного заседания полагает возможным самостоятельно произвести данный расчет. За основу судом приняты расчетные данные имеющиеся в сводной ведомости по квартплате и коммунальным услугам, представленной ООО УК «Богучанжилкомхоз», копии счетов-квитанций за период с 01.01.2008 года по июнь 2010 года, справки УСЗН в отношении Кошкаревой И.С. о предоставлении субсидий за период с 01.01.2008 г. по июнь 2010 года.

          Так судом установлено, что за февраль 2008 года Кошкаревой И.С. оплачено за поставленную тепловую энергию 2667 рублей 81 копейка, из которых 484 рубля истице возмещено а виде субсидии по данным УСЗН, в связи с чем итоговая сумма, подлежащая возврату за февраль 2008 года составляет 2190 рублей 69 копеек.                                                              За период с марта 2008 года по июнь 2010 года Кошкаревой И.С. проплачено за поставленную тепловую энергию 82645 рублей 66 копеек. За данный же период времени управлением социальной защиты населения в Богучанском районе Кошкаревой И.С. возмещено в виде субсидий – 15747 рублей 02 копейки. Оставшаяся сумма 66898 рублей 64 копейки – убытки понесенные пенсионером-педагогом Кошкаревой И.С. в виде неполученной льготы на бесплатное отопление.

С учетом всего вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что требование прокурора, заявленное в интересах педагога-пенсионера Кошкаревой И.С. к ООО «Богучанские тепловые сети» о взыскании денежной суммы, и рассмотренное в настоящем судебном заседании, является законным и обоснованным, и с учетом исправленных расчетных данных подлежит удовлетворению. Требование о взыскании с Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю подлежит частичному удовлетворению в связи с применением судом срока исковой давности.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика – ООО «Богучанские тепловые сети» в доход государства подлежит взысканию госпошлина, от уплаты которой истец при подаче искового заявления освобожден, исчисленной пропорционально размеру удовлетворенных требований.

Учитывая вышеизложенное, и руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

                                                         Р Е Ш И Л:

         Исковые требования прокурора Богучанского района удовлетворить частично.

         Взыскать с ООО «Богучанские тепловые сети» в пользу Кошкаревой И.С. 66898 рублей 64 копейки, и госпошлину в доход государства в размере 2207 рублей.

         Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю в пользу Кошкаревой И.С. 2190 рублей 26 копеек.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Красноярский краевой суд через Богучанский районный суд в 10 дневный срок со дня оглашения решения в полном обьеме.

Председательствующий                                              Людвиковский В.А.