Р Е Ш Е Н И Е
Именем РФ
06.04.2011г. с. Богучаны
Судья Богучанского районного суда Красноярского края Кулакова Г.Н.,
с участием пом. прокурора Селезневой Е.А.,
При секретаре: Солодкой И.Г.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Богучанского района в интересах пенсионера Ивашковой Валентины Михайловны к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального Казначейства по Красноярскому краю, ООО «Богучанские тепловые сети», Министерству жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края о взыскании задолженности по предоставлению льгот за отопление педагогическому работнику,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Богучанского района в интересах пенсионера Ивашковой В.М. обратился в суд с иском к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю, обществу с ограниченной ответственностью «Богучанские тепловые сети»(ООО «БТС»), о взыскании задолженности по предоставлению льгот за отопление педагогическому работнику, мотивируя тем, что Ивашкова В.М. является педагогом-пенсионером, работала учителем в ... в период с 22.09.1975г. по 01.01.1995г. 13.03.1995г. ей назначена пенсия по старости, поэтому она и члены ее семьи, как педагог – пенсионер общеобразовательной школы в сельской местности, проработавшей в сельской местности более 10 лет, пользуется правом на получение бесплатной квартиры с отоплением и освещением.
В период с января 2008г. по июнь 2010г. Ивашковой В.М. за тепловую энергия оплачено 90 995,40 руб., возмещены расходы в размере 27 756,07 руб. Размер не предоставленных льгот Ивашковой В.М. составляет 63 239,33 руб., тем самым нарушено ее право на получение льгот на отопление жилого помещения.
За период до 09.03.2008г. (даты вступления в силу Закона Красноярского края от 07.02.2008г. № 4-1256) понесенные расходы Ивашковой В.М. подлежат взысканию с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет средств казны РФ, а после 09.03.2008г. понесенные расходы подлежат взысканию с организаций, предоставляющих коммунальные услуги в виде электроснабжения и отопления, являющихся получателем средств, согласно п. 1 ст. 1 Закона № 4-1256.
Возмещение расходов на оплату отопления с января 2008г. по 08.03.2008г. в сумме 4119,73 руб. следует взыскать с Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю.
Возмещение расходов на оплату отопления за период с 09.03.2008г. по июнь 2010г. необходимо взыскать с ООО «Богучанские тепловые сети» в сумме 59 119,60 руб.
Помощник прокурора Богучанского района Селезнева Е.А. в судебном заседании изменила исковые требования, просит взыскать с учетом возмещенных УСЗН супругу Ивашковой В.М. –Ивашкову В.В., субсидий на оплату отопления - с Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю – 3 151,73 руб., а с ООО «Богучанские тепловые сети» - 43 497,43 руб.
Представитель ООО «Богучанские тепловые сети» Мартышева Н.А. (доверенность от 10.03.2011г. № 5) исковые требования прокурора не признала, пояснила, что ООО «БТС» не являются лицом неосновательно обогатившимся, поэтому не может быть ответчиком по делу. Ивашковой В.М. с их стороны была предоставлена услуга – отопление, которая ею была оплачена, поэтому никакой задолженности у ООО «БТС» перед Ивашковой В.М. не имеется. Считает, что возмещение расходов, понесенных Ивашковой В.М. должно производиться Министерством жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края. ООО «БТС» оказывает услуги отопления и несение расходов на оплату тепловой энергии педагогами и возмещение этих расходов ни договором, ни законом не предусмотрено. Кроме того, Ивашкова В.М. является педагогом-пенсионером, а предоставление льготы в виде предоставления тепловой энергии бесплатно не распространяется на педагогов-пенсионеров, а только на работающих педагогов, что закреплено в Законе «Об образовании» и законодательных актах Красноярского края.
Просит в удовлетворении требований, заявленных к ООО «БТС» отказать.
Представитель ответчика Министерства финансов РФ в лице Управления в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в их отсутствие, предоставив возражения по иску, в котором просит требования истца к Министерству финансов РФ оставить без удовлетворения, так как из представленных истицей документов невозможно определить размер излишне уплаченной суммы (льготы), предъявляемой ко взысканию.
В качестве соответчика судом привлечено Министерство жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, представитель в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела был надлежаще извещен, каких либо возражений или доказательств по делу суду не представил.
Представитель привлеченного в качестве третьего лица на стороне ответчика ООО УК «Богучанжилкомхоз» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела надлежаще извещен.
Исследовав материалы дела, заслушав стороны, заключение пом. прокурора Селезневу Е.А., полагавшую иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему:
Согласно абзацу 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004 г. «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на компенсации в соответствии со ст. 160 ЖК РФ сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный этими актами до введения в действие ЖК РФ.
Согласно определению Конституционного Суда РФ от 08.02.2007 г. № 322-О-П по
запросу Правительства Челябинской области о проверке конституционности положений абзаца 3 пункта 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением для специалистов, работающих и проживающих в сельской местности вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), закреплялось и в статье 59 Жилищного кодекса РСФСР, а в отношении педагогических работников сельских школ, в том числе перешедших на пенсию и имеющих стаж работы в школах сельской местности не менее 10 лет, и совместно с ними проживающих членов их семей оно специально оговорено в сохраняющих силу в настоящее время Постановлениях Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 года N 246 "О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ" (его п. 1 обязывает, исполкомы сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся предоставлять бесплатно учителям, директорам (заведующим) и заведующим учебной частью начальных и семилетних школ в сельских местностях и членам их семей квартиры с отоплением и освещением по нормам, действующим в данной местности) и от 4 мая 1971 года N 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности" (подпункт "б" его пункта 6 предусматривает сохранение права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию учителями,
воспитателями, директорами (их заместителями) и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов в сельской местности и за членами их семей).
Указание на то, что педагогические работники образовательных учреждений (и, соответственно, вышедшие на пенсию педагогические работники, проживающие в сельской местности) пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, содержится и в абзаце третьем пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании".
В нарушение указанных требований законодательства в предоставлении услуги по предоставлению тепловой энергии бесплатно педагогу-пенсионеру Ивашковой В.М., отказано. Таким образом, нарушено право педагога-пенсионера Ивашковой В.М. на льготу по предоставлению коммунальных услуг (отопление), так как ею за период с января 2008г по июнь 2010г. включительно произведена оплата за услуги отопления в размере 46 649,16 руб. из личных средств.
Выслушав стороны, исследовав представленные материалы дела, заслушав заключение пом. прокурора Селезневой Е.А., полагавшей иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно абзацу 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004 г. «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на компенсации в соответствии со ст. 160 ЖК РФ сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный этими актами до введения в действие ЖК РФ.
Согласно определению Конституционного Суда РФ от 08.02.2007 г. № 322-О-П по
запросу Правительства Челябинской области о проверке конституционности положений абзаца 3 пункта 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением для специалистов, работающих и проживающих в сельской местности вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), закреплялось и в статье 59 Жилищного кодекса РСФСР, а в отношении педагогических работников сельских школ, в том числе перешедших на пенсию и имеющих стаж работы в школах сельской местности не менее 10 лет, и совместно с ними проживающих членов их семей оно специально оговорено в сохраняющих силу в настоящее время Постановлениях Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 года N 246 "О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ" (его п. 1 обязывает, исполкомы сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся предоставлять бесплатно учителям, директорам (заведующим) и заведующим учебной частью начальных и семилетних школ в сельских местностях и членам их семей квартиры с отоплением и освещением по нормам, действующим в данной местности) и от 4 мая 1971 года N 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности" (подпункт "б" его пункта 6 предусматривает сохранение права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию учителями,
воспитателями, директорами (их заместителями) и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов в сельской местности и за членами их семей).
В соответствии с Разъяснением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам № 5/12-22 от 28.05.1985г «О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа» право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением сохраняется за работниками просвещения и другими специалистами народного образования, перешедшими на пенсию и ранее работавшими в сельской местности … директорами, заместителями директоров, учителями и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов…
Право на указанные льготы сохраняется за перечисленными работниками…., если общий стаж работы в сельских общеобразовательных школах … составляет не менее 10 лет…
В силу ст.1 Закона Красноярского края № 4-1256 от 7.02.2008г «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности…», вступившим в законную силу 09.03.2008г. п.2 Порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах. . на территории Красноярского края» возмещение расходов, связанных с предоставлением меры социальной поддержки по предоставлению бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам производится юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги отопления(теплоснабжения) и электроснабжения.. Порядок возмещения расходов устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти Красноярского края.
Постановлением Правительства Красноярского края от 19.06.2009г. № 318-П утвержден Порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках на территории Красноярского края. В соответствие с п. 2 указанного Порядка возмещение этих расходов производится Министерством жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края наймодателям жилых помещений, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, указанных в п. 1 ст. 1 Закона Красноярского края от 07.02.2008г. № 4-1256 в безналичной форме, путем ежеквартального перечисления денежных средств на расчетный счет получателя средств.
Согласно ст.ст. 84, 85 Бюджетного кодекса РФ предоставление указанных льгот педагогическим работникам, проживающим в сельской местности отнесено к расходным обязательствам Российской Федерации. Если органы государственной власти РФ не обеспечили реализацию льгот, предусмотрев федеральным законодательством, удовлетворение таких требований подлежит за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.
Приказом Минфина России от 12.02.1998г. № 26 на Управления Федерального казначейства Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ по республикам, краям и областям, автономным областям, округам и г. Санкт-Петербурга возложены организация и ведение в судах работы по выступлению от имени казны РФ на основании доверенности, выданной Министерством финансов РФ каждому Управлению Федерального казначейства.
Таким образом, по делам о взыскании денежных средств за счет казны РФ от ее имени должно выступать Министерство финансов РФ в лице Главного успавления федерального казначейства.
Таким образом, по смыслу указанных норм Законов педагогические работники образовательных учреждений(и, соответственно, вышедшие на пенсию педагогические работники, проживающие в сельской местности), пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением., освобождены от платы за получение коммунальных услуг- электроснабжение и, отопление(теплоснабжение).
Как установлено в судебном заседании, ООО «БТС» является ресурсоснабжающей организацией и оказывает услуги по обеспечению тепловой энергией абонентов, заключивших договора теплоснабжения и горячего водоснабжения.
На основании изложенного суд полагает, что ООО «БТС» является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
Также, в судебном заседании установлено, что Ивашкова В.М. работала с 1975г. по 1995г. учителем начальных классов в ... в п. ..., проживает в квартире по адресу ..., принадлежащей ей на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 07.08.2009г. Пенсионного возраста достигла, работая в указанной школе на педагогической работе.
Данные обстоятельства подтверждаются копией трудовой книжки на имя Ивашковой В.М., справкой ... от 08.02.2011г., справкой Управления Пенсионного фонда РФ в Богучанском районе, справкой Федеральной регистрационной службы, выпиской из похозяйственной книги, справкой администрации ... сельсовета, справкой Богучанского ОУФМС.
В соответствии с Законом Красноярского края № 13-3104 от 25.02.2005г (в ред. От 13.10.2005г, 29.01.2009г) п. Чунояр является сельским населенным пунктом.
На основании изложенного, суд полагает, что Ивашкова В.М. является педагогическим работником, вышедшим на пенсию, имеет общий стаж работы в сельской общеобразовательной школе более 10 лет, проживает в сельской местности, в принадлежащей ей на праве собственности квартире и имеет право на получение меры социальной поддержки в виде предоставления услуги по обеспечению тепловой энергией бесплатно.
Довод представителя ответчиков Мартышевой Н.А. о том, что ООО «БТС» надлежащим ответчиком не является, а ответственность по возмещению расходов по оплате коммунальных услуг несет Министерство ЖКХ в Красноярском крае, суд находит не состоятельным, противоречащим фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании, и не могут быть приняты судом при вынесении решения.
В судебном заседании установлено, подтверждено документально, что за период январь-декабрь 2008г., январь-декабрь 2009г. и январь-июнь 2010г. Ивашковой оплачено 87 663,10 руб., возмещено Ивашковой В.М. и Ивашкову В.В. Управлением социальной защиты населения Богучанского района 41 013,94 руб., убытки понесенных расходов в виде неполученных льгот на уплату за отопление жилого помещения Ивашковой В.М. составляют за указанный период в размере 46 649,16 руб. (87 663,10 руб. – 41 013,94 руб.), из них 3 151,73 руб. уплачено Ивашковой в январе- феврале 2008г. (1106,10 + 2045,63).
Рассматривая вопрос о надлежащем ответчике, суд, с учетом изложенного считает, что надлежащим ответчиком до 09.03.2008г. является Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю, с которого подлежит удовлетворению иск в размере 3151,73 руб., а за период с 09.03.2008г. по июнь 2010г. наждлежащим ответчиком является организация несущая расходы с предоставлением льгот, коим является ООО « Богучанские тепловые сети», с которого подлежат взысканию убытки, понесенные Ивашковой В.М. за указанный период в размере 43 497,43 руб.
Министерство ЖКХ Красноярского края надлежащим ответчиком являться не может и поэтому требования к нему удовлетворению не подлежат.
Кроме того, ответчиками не представлено доказательств, с достоверностью подтверждающих не возможность предоставления педагогам, вышедшим на пенсию, мер социальной поддержки в виде предоставления услуги по обеспечению тепловой энергией бесплатно.
Оценив исследованные доказательства в совокупности, суд полагает, что требования прокурором Богучанского района заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.
В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход государства подлежит взысканию госпошлина, от уплаты которой истец при подаче искового заявления освобожден, исчисленной пропорционально размеру удовлетворенных требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Богучанского района удовлетворить.
Взыскать в пользу Ивашковой Валентины Михайловны:
- с Министерства финансов РФ в лице Управления Казначейства по Красноярскому краю – 3 151,73 руб. и госпошлину в доход государства в размере 246,07руб.;
- с ООО «Богучанские тепловые сети» - 43 497,43 руб. и госпошлину в доход государства в размере 1 504, 92 руб.
В иске к Министерству жилищно - коммунального хозяйства Красноярского края, отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней со дня его провозглашения с подачей жалобы через Богучанский районный суд.
Председательствующий: Г.Н. Кулакова