Р Е Ш Е Н И Е
Именем РФ
24.01.2012г. с. Богучаны
Судья Богучанского районного суда Красноярского края, Кулакова Г.Н.,
с участием пом. прокурора Верхотуровой Т.Н.,
при секретаре Солодкой И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Богучанского района в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ ОИУ-26 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю о признании незаконными бездействие по сбросу хозяйственно-бытовых сточных вод, поступающих от общего септика на рельеф местности и в водные объекты: ручей, болото и реку Чуна,
У С Т А Н О В И Л
Прокурор Богучанского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ ОИУ-26 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю о признании незаконными бездействие по сбросу хозяйственно-бытовых сточных вод, поступающих от общего септика на рельеф местности и в водные объекты: ручей, болото и реку Чуна, мотивируя тем, что проверкой, проведенной прокуратурой Богучанского района установлены нарушения законодательства об охране здоровья граждан, об охране природы, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Богучанского района в связи с фактами заболеваемости энтеровирусной инфекцией детского населения трех поселков Богучанского района: ..., по результатам которой установлено, что на территории Богучанского района отмечается неблагополучная ситуация по энтеровирусной инфекции среди детского населения поселков .... В лечебные учреждения района поступило 43 ребенка по состоянию на 09.09.2011 года с диагнозом: серозный менингит. По состоянию на 27 сентября 2011 года на стационарном лечении в МУЗ «Богучанская ЦРБ» с диагнозом «Острый серозный менингит» находилось 3 ребенка.
В ходе проверки причин заболеваемости установлено, что сточные воды хозяйственно-бытовой деятельности ИК-42, ИК 43, КП-44 ФБУ ОИУ-26 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю без очистки и эффективного обеззараживания сбрасываются в р. Чуна, которые не являются безопасными в эпидемиологическом отношении, при попадании в рекреационные зоны населенных пунктов, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, могли способствовать возникновению массовых инфекционных заболеваний энтеровирусной инфекцией среди детей Богучанского района, не исключается возможность возникновения других массовых инфекционных заболеваний бактериальной, вирусной и паразитарной природы, что создает угрозу жизни и здоровью населения Богучанского района.
Представитель ответчика Бровко В.Ф. (доверенность от 25.11.2011г. № 89) иск прокурора не признал, пояснил, что доказательств о нарушении СП и норм СанПин действиями или бездействием ФКУ ОИУ-26 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю не имеется, согласно протоколов лабораторных исследований за период с апреля 2011г. по сентябрь 2011г. и протоколом анализа от 14.11.2011г. микробиологические показатели отвечают требованиям СанПин, кроме того, со стороны ОИУ-26 регулярно проводятся природоохранные мероприятия. В настоящее время подписан договор с Управлением Красноярской железной дороги на услуги по сливу сточных вод ОИУ-26 в систему канализации по ст. Чунояр с ежедневным вывозом стоков.
Представитель территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в Богучанском районе Соседов В.А. (доверенность от 11.08.2011г. № СК-20984) считает требования прокурора заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.
Представители Управления Росприроднадзора, Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края и администрации ... сельсовета в судебное заседание не явились, последние просят рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя ответчика Бровко В.Ф., представителя территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в Богучанском районе Соседова В.А., заключение ст.пом. прокурора Верхотурову Т.Н., поддержавшую иск прокурора и полагавшей иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
В силу требований части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает способы защиты гражданских прав, в том числе и пресечение действий, нарушающих право или создающие угрозу их нарушения, присуждение исполнения обязанностей в натуре.
В соответствии с требованиями статьи 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
Согласно акта проверки от 13 сентября 2011 года, составленном и.о. главы ... сельсовета Богучанского района, депутатами ... сельского Совета депутатов ...., начальником отдела по ГО и ЧС администрации Богучанского района ...., согласно которого выявлено наличие системы водоотведения ОИУ -26 с выходом нечистот в открытый водоем, который впоследствии впадает в реку Чуна. Протяженность вытекающих нечистот составляет около 2-х км. Вблизи системы водоотведения ОИУ -26 очистных сооружений не обнаружено.
Актом натурного осмотра при выездной проверке государственных инспекторов Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю ... и .... внутренней территории ОИУ-26 от 13 сентября 2011 года обнаружено место выхода из-под земли мутной воды с образованием пены на поверхности. Вода имеет белесый оттенок и запах характерный для хозяйственно-бытовых стоков. Выход сточных вод обнаружен на расстоянии около 30 метров от общего септика. Далее сточные воды самотеком протекают по рельефу и на расстоянии около 100 метров от места выхода впадают в природный поверхностный ручей без названия, берущий начало на расстоянии около 1500 метров от территории ИК043. От места впадения вышеуказанных в природный ручей без названия до поверхностного водного объекта – р. Чуна около 3-х км, ручей протекает по землям общего пользования и проходит искусственный пожарный водоем и три естественных болота.
Указанный факт подтверждается также актом проверки, составленном специалистом-экспертом Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю Никулиной Д.М., специалистом 1 разряда ТО Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю в Богучанском районе ... и.о. главы ... сельсовета Богучанского района, депутатом ... сельского Совета депутатов ... согласно которого на территории, прилегающей к Исправительным учреждениям: ИК-42, ИК 43, ИК-44 ФБУ ОИУ-26 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю выявлен ручей с мутной водой и запахом сероводорода, который вытекает с территории данных Учреждений, попадает в открытый водоем и впоследствии в реку Чуна.
Кроме того, данный факт подтвержден протоколом осмотра от 23 сентября 2011 года, составленном начальником Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в Богучанском районе ....в присутствии заместителя глав ... сельсовета Лагно Е.В., понятых ФИО36., из содержания которого следует, что на момент осмотра 23.09.2011 г. в 16часов 50 минут аварийный сброс сточных канализационных вод не ликвидирован. Сточные воды продолжают поступать на грунт и в ручей Глубокий, протекающий по территории ОИУ-26 и далее через болото в р. Чуна.
Согласно письма от 13.09.2011г. № 300 в адрес начальника ОИУ-26 администрация Октябрьского сельсовета указывает, что договор № 72 от 24 мая 2010 года на оказание услуг по приему и захоронению твердых промышленных отходов 4,5 класса опасности, жидких отходов и утилизацию отходов медицинской части группы «А», «В» от имени администрации ... сельсовета с ними не заключался в связи с отсутствием у администрации ... сельсовета разрешительных документов на выделение участка под полигон ТБО для организации вывоза и складирования твердых и жидких бытовых отходов. Предложено заключить договор на вывоз твердых и жидких бытовых отходов с организацией, имеющей лицензию на вывоз и утилизацию твердых и жидких бытовых отходов.
Представитель ответчика Бровко В.Ф. в судебном заседании пояснил, что сброс хозяйственно-бытовых сточных вод ОИУ-26 имеет место в период повышенной нагрузки на канализационные сети учреждений. Указанные хозяйственно-бытовые стоки отстаиваются и дезинфицируются с помощью септиков, а также с помощью естественной очистки в водоемах, размещенных на 3-х уровнях. На выпуске в водоем осуществляется ведомственный контроль микробиологических показателей.
Пояснил, что 22.12.2011г. заключен договор № 15 между филиалом ОАО «РЖД»-«Красноярская железная дорога» и ФКУ ОИУ-26 на сброс сточных вод в очистные сооружения данного предприятия железнодорожного транспорта..
Однако, согласно акта проверки, проведенной администрацией ... сельсовета 24.01.2012г., в ходе проверки выявлено наличие системы водоотведения ОИУ-26 с выходом нечистот на рельеф местности. Протяженность вытекающих нечистот составляет около 2 км, вблизи системы водоотведения ОИУ-26 очистных сооружений не обнаружено.
Согласно требованиям статей 2, 17 Основ законодательства Российской федерации об охране здоровья граждан» одним из принципов охраны здоровья граждан является принцип соблюдения прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий. Граждане Российской Федерации обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.
В соответствии с требованиями статьи 11, частей 1-3 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Сточные воды от канализационной сети ИК-42, ИК 43, ИК-44 ФБУ ОИУ-26 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю согласно федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 года №786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» классифицируются как отходы (осадки) из выгребных ям и хозяйственно-бытовые стоки.
Согласно пунктов 3.2, 3.4 СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации Г.Г. Онищенко 20 июня 2000 года.
Водные объекты питьевого, хозяйственно-бытового и рекреационного водопользования считаются загрязненными, если показатели состава и свойства воды в пунктах водопользования изменились под прямым или косвенным влиянием хозяйственной деятельности, бытового использования и стали частично или полностью непригодными для водопользования населения.
Водопользователи на основе регламентированных условий сброса сточных вод и требований к различным видам хозяйственной деятельности обязаны обеспечить разработку и реализацию водоохранных мероприятий, осуществление контроля за использованием и охраной вод, принятие мер по предотвращению и ликвидации загрязнения водных объектов, в т.ч. и вследствие залпового или аварийного сброса.
На основании требований пунктов 2.1.1, 2.3.1, 2.3.4 СП 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.
Для сбора жидких отходов в неканализованных домовладениях устраиваются дворовые помойницы, которые должны иметь водонепроницаемый выгреб и наземную часть с крышкой и решеткой для отделения твердых фракций. Для удобства очистки решетки передняя стенка помойницы должна быть съемной или открывающейся. При наличии дворовых уборных выгреб может быть общим.
Глубина выгреба зависит от уровня грунтовых вод, но не должна быть более 3 м. Не допускается наполнение выгреба нечистотами выше чем до 0,35 м от поверхности земли.
Выгреб следует очищать по мере его заполнения, но не реже одного раза в полгода.
Согласно требований статей 11, части 2 статьи 39, статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 44, статьи 55 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды; при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов.
В судебном заседании установлено, что указанные требования законодательства не исполняются ФБУ ОИУ-26 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю в п. ... Богучанского района и действия администрации данного Федерального бюджетного учреждения влекут за собой нарушение права неопределенного круга лиц – населения Богучанского района на безопасность жизни и здоровья, охрану окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологическое благополучия.
Согласно заключения Канского МО ЛАТИ в сентябре 2011г. установлено, что качество сбрасываемых сточных вод ГУФСИН ОИУ-26 не соответствует нормативам предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденных приказом Росрыболовства от 18.01.2010г. № 20. По содержанию ХПК сбрасываемые сточные воды ГУФСИН ОИУ-26, а так же качество поверхностной воды ручья в месте впадения сточных вод ГУФСИН ОИУ-26, выше и ниже впадения не соответствуют требованиям СанПиН.
Таким образом, с учетом исследованных в судебном заседании доказательств, суд приходит к выводу, что иск прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению. Доводы представителя ответчика Бровко В.Ф. о том, что согласно протоколов лабораторных исследований за период с апреля 2011г. по сентябрь 2011г. и протоколом анализа от 14.11.2011г. микробиологические показатели отвечают требованиям СанПин, кроме того, со стороны ОИУ-26 регулярно проводятся природоохранные мероприятия, судом признаны несостоятельными, опровергаются совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств и не могут быть приняты во внимание при вынесении решения.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора Богучанского района удовлетворить.
Признать бездействия ФКУ ОИУ-26 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю в пос. ... Богучанского района Красноярского края незаконными по непринятию мер по сбросу хозяйственно-бытовых сточных вод, поступающих от общего септика на рельеф местности и в водные объекты: ручей, болото и реку Чуна;
Возложить обязанность на ФКУ ОИУ-26 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю в пос. ... Богучанского района Красноярского края прекратить сброс хозяйственно-бытовых сточных вод, поступающих от общего септика на рельеф местности и в водные объекты: ручей, болото и реку Чуна;
Возложить обязанность на ФКУ ОИУ-26 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю в пос. ... Богучанского района Красноярского края организовать деятельность по очистке хозяйственно-бытовых сточных вод, поступающих от общего септика.
Взыскать с ФКУ ОИУ-26 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю госпошлину в доход государства в размере 600 руб.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его оглашения в полном объеме с подачей апелляционной жалобы через Богучанский районный суд.
Председательствующий: Г.Н. Кулакова