РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 января 2011года с.Богучаны Красноярского края
Судья Богучанского районного суда Красноярского края Чуков В.А.,
С участием истца ст.пом.прокурора Богучанского района Верхотуровой Т.Н.,
Представителя ответчика по доверенности от администрации Богучанского района Красноярского края Монаховой Е.И.,
При секретаре Карениной А.А.,
Рассмотрел материалы гражданского дела №2-8/2011 по иску прокурора Богучанского района Красноярского края к администрации Богучанского района Красноярского края о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Богучанского района Красноярского края обратился в суд с иском к администрации Богучанского района Красноярского края, указав, что мост через реку Иркинеева на 48км. автомобильной дороги «п.Ангарский - п.Беляки» находится в аварийном состоянии, это подтверждается актом обследования от 13.08.2009г. Данный участок автодороги расположен на территории администрации Богучанского района, однако последняя не осуществляет дорожную деятельность по содержанию, ремонту, поддержанию в надлежащем состоянии искусственного сооружения - моста через реку Иркинеева, это ставит под угрозу жизнь, здоровье и имущество граждан, являющихся пользователями указанной дороги, нарушает права неопределенного круга лиц - населения Богучанского района. Ответчиком нарушены требования пункта 5 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 34 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Прокурор просит суд признать бездействие администрации Богучанского района по неосуществлению деятельности по ремонту и содержанию в надлежащем состоянии искусственного сооружения - моста через реку Иркинеева на 48 км автомобильной дороги общего пользования «Ангарский-Беляки» на территории Богучанского района Красноярского края- незаконным.
Обязать администрацию Богучанского района осуществить мероприятия по ремонту и содержанию в надлежащем состоянии искусственного сооружения - моста через реку Иркинеева на 48 км автомобильной дороги общего пользования «Ангарский - Беляки» на территории Богучанского района Красноярского края.
24.01.2011года прокурор уточнил исковые требования. Просит суд признать незаконным бездействие администрации Богучанского района по неосуществлению деятельности по ремонту и содержанию моста через реку Иркинеева. Обязать ответчика осуществить мероприятия по определению соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик сооружения на автомобильной дороге моста через реку Иркинеева, требованиям технических регламентов в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти
– провести оценку технического состояния данного моста;
-произвести капитальный ремонт и реконструкцию моста через реку Иркинеева на 48 км автомобильной дороги общего пользования «Богучаны- Беляки» на территории Богучанского района Красноярского края.
В судебном заседании прокурор на заявленных требованиях настаивает по выше изложенным основаниям.
Представитель ответчика Монахова Е.И. исковые требования не признала. В письменном возражении пояснила, что не оспаривают факт принадлежности данного участка автодороги к муниципальной собственности, однако из-за отсутствия в бюджете района денежных средств на реконструкцию, либо строительство нового моста, а это около 150 млн.руб., данный вопрос решить невозможно. Ответчик предпринимает все меры для безопасного проезда транспорта и пассажиров по мосту через реку Иркинеева. С этой целью при подъезде к нему установлены дорожные знаки об ограничении движения транспорта массой более 10тонн, скорости движения не более 30 км.ч. и другие ограничения. Ответчиком направлялись письма в Министерство транспорта и связи Красноярского края, Полномочному представителю губернатора Красноярского края, в Управление автомобильных дорог Красноярского края, депутату Законодательного Собрания Красноярского края с вопросом выделения финансирования в сумме 150 млн.рублей. В настоящее время в целях беспрепятственного проезда через реку Иркинеева, администрация Богучанского района заключила соглашение с ОАО «Восточносибирская нефтегазовая компания» по устройству и содержанию ледовой переправы на данном участке в зимнее время и понтонной переправы в летний период времени.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу требований статьи 34 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон №257-ФЗ) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местного бюджета.
В соответствии с пунктом 5 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон №131-ФЗ) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится к вопросам местного значения муниципального района.
Как установлено в судебном заседании автомобильная дорога «пос.Ангарский-пос.Беляки» с подъездом к деревне Бедоба и находящийся на 48км. мост через реку Иркинеева расположены на территории Богучанского района. По данному маршруту идет сообщение от райцентра с.Богучаны до пос.Ангарский и далее до поселков Беляки, Бедоба (303 чел.), также по данному участку проезжают машины доставляющее грузы на нефтяные и газовые месторождения Эвенкии. В силу указанных обстоятельств, суд пришел к выводу о социальной значимости дороги в целом и в частности участка с расположением на нем искусственного сооружения – моста через р.Иркинеева.
По данным Росеестра от 29.09.2009года, указанная автомобильная дорога не числиться в муниципальной собственности района, однако в силу п.3ч.1, ч.11 ст. 5 Федерального закона №257-ФЗ, автодорога имеет статус общего пользования местного значения муниципального района, с чем согласен представитель ответчика.
Согласно актов обследования от 10 и 13 августа 2009года и от 11.02.2010г. в составе комиссии: тех.инспектора Богучанского МРО КГУ «КрУДор», специалиста отдела жизни и обеспечения администрации района, зам.директора БМУП районного АТП, директора ГП БФ «Край ДЭО», гос.инспектора ОГИБДД сделан вывод о том, что мост через реку Иркинеева находится в предаварийном (от 10.08.2009г. и 11.02.2010г. аварийном) состоянии – частичный износ проезжей части; провисание ферм, а также прогиб в поперечном направлении (дефект критический); разрушение опор в местах ледорезной части; крен верхней части опор в поперечном направлении; гниение деревянных конструкций моста. Администрации района необходимо срочно решать вопрос о реконструкции моста с доведением грузоподъемности до нормативных нагрузок (А11;НК-80). В настоящее время нагрузка ограничена до 10 тонн (л.д.20,16). Серьезность разрушений конструкций моста наглядно представлены на фото.
Федеральный закон №257-ФЗ дает понятие:
пункт 6) дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог;
пункт 9) реконструкция автомобильной дороги - комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги;
пункт 10) капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги;
Анализируя вышеуказанные пункты (6,9,10) суд пришел к выводу о неравнозначности смысла и содержания понятий, таких как реконструкция и капитальный ремонт.
В рассматриваемом предмете спора, согласно акта обследования моста от 13.08.2009г., комиссией предложено подвергнуть мост реконструкции, основанием для которой явилось его частичное разрушение и малая тоннажная пропускная способность (до 10 тонн), после реконструкции грузоподъемность моста должна быть доведена до нормативных (А11;НК-80). Поскольку, как указывалось выше, автодорога «Ангарский-Беляки» по данным Росеестра не числиться в собственности, то нет и каких-либо документальных данных о сроке эксплуатации и строительстве на ней искусственного сооружения. Со слов представителя ответчика мост ориентировочно построен в 1973году (37 лет), при изучении фото моста, суд соглашается, что его постройка была произведена более чем несколько десятилетий назад, поскольку изготовлен полностью из деревянных конструкций, которые разрушились. О реконструкции моста настаивает Министерство транспорта Красноярского края в письме главе администрации Белякинского сельсовета – «В связи с потерей несущей способности, работы по ремонту мостового перехода не целесообразны и не эффективны, так как выявленные дефекты возможно устранить только в процессе работ по реконструкции или строительству.» Суд также пришел к выводу, что капитальный ремонт не изменит и не решит поставленные задачи - не изменяться параметры сооружения, класс и категория моста, он не будет соответствовать современным эксплуатационным данным.
В соответствии с частью 1 ст. 16 Федерального закона №257-ФЗ проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Глава 6 Градостроительного кодекса определяет архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, для чего необходимо (ст.47) провести инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, (ст.48) архитектурно-строительное проектирование, (ст.49) государственную экспертизу проектной документации, (ст. 51) выдать разрешение на строительство.
Довод представителя ответчика о невозможности произвести реконструкцию моста по причине отсутствия денежных средств в размере 150 млн.рублей, не приняты судом во внимание, поскольку как установлено в судебном заседании администрация Богучанского района только в августе 2009года проявило инициативу и направило первое письмо в Министерство транспорта и связи Красноярского края, а все последующие - Полномочному представителю губернатора Красноярского края, в Управление автомобильных дорог Красноярского края, депутату Законодательного Собрания Красноярского края – в 2010году, в то время когда проблема по данному сооружению поднималась еще в 2006году главой администрации Белякинского сельсовета. Суд пришел к выводу, что по причине несвоевременного обращения к государственному заказчику - в министерство транспорта Красноярского края, данный объект не включен с список и не профинансирован по долгосрочной целевой программе «Дороги Красноярья» на 2009-2011г.г., утвержденной Правительством Красноярского края от 3 февраля 2009 г. N 53-п.
Довод представителя ответчика о том, что им предприняты все возможные меры с целью безопасного движения по мосту, а для беспрепятственного круглогодичного проезда заключено соглашение с ОАО «Восточносибирская нефтегазовая компания», которая обязуется в зимний период обеспечить ледовую переправу, в летний – понтонную, не могут быть расценены судом как действия направленные на реконструкцию, поскольку указанные мероприятия не относятся к таковым по сути и содержанию.
Суд не находит оснований для удовлетворения требований прокурора – провести оценку технического состояния данного моста, поскольку данная процедура в соответствии с частью 4 ст.17 Федерального закона №257-ФЗ относиться и предшествует проведению капитального ремонта, который, как установлено судом по масштабам изменений и преобразований объекта не сравним с реконструкцией сооружения и уступает последнему по всем параметрам. В этой связи заявленное требование прокурора о проведении капитального ремонта моста (наряду с заявленным требованием о реконструкции) является излишним.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Богучанского района Красноярского края к администрации Богучанского района Красноярского края удовлетворить частично.
Признать бездействие администрации Богучанского района Красноярского края по не проведению реконструкции моста через реку Иркинеева на 48км. автомобильной дороге «п.Ангарский – п.Беляки» общего пользования местного значения муниципального района - незаконным.
Обязать администрацию Богучанского района Красноярского края устранить выявленные нарушения - осуществить реконструкцию моста через реку Иркинеева на 48км. автомобильной дороге «п.Ангарский – п.Беляки» общего пользования местного значения муниципального района в срок до 01.10.2011года.
Исковые требования прокурора Богучанского района Красноярского края:
– провести оценку технического состояния и капитальный ремонт моста через реку Иркинеева на 48 км автомобильной дороге «Ангарский - Беляки», оставить без удовлетворения.
Решение сторонами может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 суток со дня изготовления его в окончательной форме в Красноярский краевой суд с подачей жалобы в Богучанский районный суд.
СудьяЧуков В.А.