Р Е Ш Е Н И Е
Именем РФ
31.05.2012г. с. Богучаны
Судья Богучанского районного суда Красноярского края, Кулакова Г.Н.,
с участием зам. прокурора Кузнецовой К.А.,
при секретаре Солодкой И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Богучанского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Таежнинского сельсовета о признании незаконным бездействие по исполнению требований Правил пожарной безопасности на территории муниципального образования; возложении обязанности на администрацию Таежнинского сельсовета устранить нарушение требований пожарной безопасности,
У С Т А Н О В И Л
Прокурор Богучанского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Таежнинского сельсовета о признании незаконным бездействие по исполнению требований Правил пожарной безопасности на территории муниципального образования; возложении обязанности на администрацию Таежнинского сельсовета устранить нарушение требований пожарной безопасности, мотивируя тем, что прокуратурой Богучанского района проведена проверка исполнения требований пожарной безопасности органами местного самоуправления в Богучанском районе.
В период с 09 июня по 11 июня 2010 года ОНД по Богучанскому району ГУ МЧС г.о Красноярскому краю проведена проверка на объектах Таежнинского сельсовета по исполнению предписания № 226/1/64-36 от 19 октября 2019 года об устранении нарушений требований Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03), утвержденных Приказом № 313 от 18.06.2003г. МЧС России.
Так, по результатам проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 19.10.2009 года, изложенными в указанном предписании, актом № 125 от 11.06.2010 года установлено, что в данном учреждении с массовым пребыванием людей необходимо было в срок до 27 мая 2010 года устранить 6 нарушений пунктов Правил пожарной безопасности, норм пожарной безопасности, из которых к моменту проверки в порядке контроля за исполнением указанного предписания, проведенной 11 июня 2010 года, не устранено 4 нарушения требований пожарной безопасности:
-на территории муниципального образования в д. Карабула не выполнены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года к естественному водоисточнику д. Карабула на реке Карабула, что является нарушением требований пункта 94 ППБ 01-03, утвержденных Приказом № 313 от 18.06.2003г. МЧС России.
-на территории п. Таежный не выполнено необходимое количество пожарных гидрантов, тем самым не обеспечено пожаротушение любых объектов населенного пункта, что является нарушением требований пунктов 3, 89 ППБ 01-03, утвержденных Приказом № 313 от 18.06.2003г. МЧС России, а также требований пункта 8.6 СП 8.13130.2009. «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности (утверждены Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 № 178)».
-по направлению движения к водоисточникам не установлено соответствующих указателей, указывающих расстояние до водоисточника, что является нарушением требований пункта 90 ППБ 01-03, утвержденных Приказом № 313 от 18.06.2003г. МЧС России.
-на территории населенного пункта д. Карабула не выполнено противопожарное водоснабжение из емкостей (резервуары, водоемы) с учетом требований по размещению обслуживаемых ими зданий, что является нарушением требований пункта 3 ППБ 01-03, утвержденных Приказом № 313 от 18.06.2003г. МЧС России, пункта 2.04.02-84, п.п.2.11,9.30 СНиП.
Заместитель прокурора Кузнецова К.А. в судебном заседании поддержала иск прокурора, просит его удовлетворить.
Представитель ответчика - глава Таежнинского сельсовета Р.И. Жаркомбаев иск признал, пояснил, что по указанным нарушениям приняты меры к их устранению.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя ответчика-главу Таежнинского сельсовета Жаркомбаева Р.И., заключение зам.прокурора Кузнецову К.А., полагавшую иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему:
Пунктом 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлены полномочия органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В силу требований статей 10 и 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
В силу требований статей 6 и 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЭ Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно- территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
Первичные меры пожарной безопасности включают в себя:
-реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;
-разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;
-разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
-разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;
-установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;
-обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;
-обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;
-организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;
-социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
В силу требований статьи 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" организации обязаны за счет собственных средств планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций, планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях.
Согласно требований статей 37, 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники и владельцы имущества.
В соответствии с требованиями статьи 20 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности.
Нормативное регулирование в области пожарной безопасности - установление уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденными приказом МЧС Российской Федерации от18.06.2003 № 313 установлено, что правила пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно требований пунктов 3, 89 Правил пожарной безопасности, утвержденных Приказом № 313 от 18.06.2003г. МЧС России, а также требований пункта 8.6 СП 8.13130.2009. «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности (утверждены Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 № 178)», пожарные гидранты надлежит предусматривать вдоль автомобильных дорог на расстоянии не более 2,5 м от края проезжей части, но не ближе 5 м от стен зданий; допускается располагать гидранты на проезжей части.
Пожарные гидранты следует устанавливать на кольцевых участках водопроводных линий. Допускается установка гидрантов на тупиковых линиях водопровода с учетом указаний п. 8.4 и принятием мер против замерзания воды в них. Расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания, сооружения или его части не менее чем от двух гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 л/с и более и одного - при расходе воды менее 15 л/с с учетом прокладки рукавных линий длиной не более указанной в п. 9.11 по дорогам с твердым покрытием.
Расстояние между гидрантами определяется расчетом, учитывающим суммарный расход воды на пожаротушение и пропускную способность устанавливаемого типа гидрантов по ГОСТ 8220.
Пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда. Дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года.
У гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, стойких к воздействию атмосферных осадков и солнечной радиации). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.
Таким образом, неисполнение требований законодательства о пожарной безопасности, что прямо предусмотрено законодательством и является расходными обязательствами муниципального образования- Таежнинский сельсовет, влечет за собой неготовность к прохождению пожароопасного периода в поселениях Таежный и Карабула Таежнинского сельсовета Богучанского района, чем нарушены права неопределенного круга лиц - населения сельсовета на безопасность жизни и здоровья.
Следовательно на территории поселений - поселка Таежный и деревни Карабула имеют место нарушения требований законодательства и в сфере защиты населения и территорий поселений от чрезвычайных ситуаций.
Согласно требований статей 17, 18 Конституции Российской Федерации «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».
В силу требований части 4 статьи 27 Федерального закона «О Прокуратуре Российской Федерации» прокурор в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
Таким образом, с учетом исследованных доказательств, суд приходит к выводу, что иск прокурором заявлен обоснованно и подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора Богучанского района удовлетворить.
Признать бездействие Таежнинского сельсовета Богучанского района по исполнении требований Правил безопасности на территории муниципального образования –незаконным.
Возложить на администрацию Таежнинского сесльсовета обязанность устранить нарушения требований пожарной безопасности:
- выполнить подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года к естественному водоисточнику д. Карабула на р. Карабула;
-на территории п. Таежный выполнить необходимое количество пожарных гидрантов, обеспечив пожаротушение любых объектов населенного пункта;
-по направлению движения к водоисточникам установить соответствующие указатели, указывающие расстояние до водоисточников.
-на территории населенного пункта д. Карабула выполнить противопожарное водоснабжение из емкостей (резервуары, водоемы) с учетом требований по размещению обслуживаемых ими зданий, в срок до 01.12.2012г.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его оглашения в полном объеме с подачей апелляционной жалобы через Богучанский районный суд.
Председательствующий: Г.Н. Кулакова