Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РФ
23 мая 2012года
Судья Богучанского районного суда Красноярского края Толстых М.М.
При секретаре: Шестаковой К.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Российской Федерации в лице службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края в интересах Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью « Б.» об обязании доукомплектования пункта сосредоточения пожарного инвентаря оборудованием, приостановлении деятельности,
У С Т А Н О В И Л:
Российская Федерация в лице службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края в интересах Российской Федерации(далее Служба) обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Б.» (ООО «Б.») об обязании доукомплектования пункта сосредоточения пожарного инвентаря оборудованием, приостановлении деятельности мотивируя тем, что 21.08.2008 года между агентством лесной отрасли Красноярского края и 000« Богучанхимлес» подписан договор аренды лесного участка № 18 -з (далее - Договор).
Согласно пункту 2 договора аренды 000«Б.» принял во временное пользование лесные участки, расположенные: Красноярский край, Богучанский район краевого государственного бюджетного учреждения «Г.».
Количество средств пожаротушения приведено соответствии с ежегодным объемом заготовок (до 100 тыс.м)
В феврале 2012 года КГКУ «Гремучинское лесничество» проведена проверка, наличия и комплектации пункта сосредоточения противопожарного инвентаря (далее - ПСПИ). В рамках проведения проверки готовности к пожароопасному сезону 2012г, проведен осмотр лесного участка, расположенного: Красноярский край, Богучанский район, КГКУ « Г.».
В результате проверки установлено нарушение Приказа Министерства сельского хозяйства РФ № 549 от 22.12.2008 «Об утверждении норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов» на лесном участке, выявлены следующие нарушения в комплектации противопожарного оборудования и инвентаря: лесопатрульные машины-1 шт, зажигательные аппараты- 3шт, катера речные, грузоподъемностью не менее 2т-1 шт., лесные ранцевые огнетушители-2шт, разработать приказ по предприятию о начале пожароопасного сезона, разработать журнал инструктажа работников, привлекаемых на тушение лесных пожаров
ООО « Богучанхимлес» не выполнены требования федерального законодательства, а именно выявлена не укомплектация ПСПИ, т.е нарушены правила пожарной безопасности в лесах, что в случае возникновения пожара может затруднить процесс ликвидации уже возникшего пожара и увеличить вероятность повышения класса опасности пожарной обстановки, повлечь неблагоприятное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни и здоровью населения (неопределенного круга лиц).
Просят обязать ООО «Б.» доукомплектовать пункт сосредоточения пожарного инвентаря в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу недостающим противопожарным оборудованием и приостановить деятельность общества с ограниченной ответственностью « Б.» до укомплектации противопожарного пункта, как деятельность, производимую с нарушением действующего законодательства.
Представитель истца Вербицкая Н.А.. действующий на основании доверенности от 7.11.2011г, в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В направленном ходатайстве просила дело рассмотреть в ее отсутствие, на исковых требованиях настаивает.
Представитель ответчика ООО «Б.» Заборцев Е.Ю., действующий на основании доверенности от 23.05.2012г, с иском согласен частично и пояснил, что по проекту освоения лесов наличие противопожарного средства- катера не предусмотрено. В месте расположения предприятия реки и другие водные источники, позволяющие использовать катер, не находятся. Иное противопожарное оборудование предприятие приобрело. Документы по противопожарной безопасности изданы. Предприятием заключен договор с авиалесоохраной на патрулирование лесов.
Выслушав ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляется, в том числе, создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарная техника и оборудование, пожарное снаряжение и др.), содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности (пункт 1 статьи 53 Лесного кодекса РФ).
Согласно пунктам 3,5 статьи 53.1. Лесного Кодекса РФ меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов, обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря, содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения, создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.
Согласно подпункта «в» пункта 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2007 №417 «Об утверждении правил пожарной безопасности в лесах», юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Федеральным агентством лесного хозяйства, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.
Нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов установлены Приказом Минсельхоз Российской Федерации от 22.12.2008 № 549 «Об утверждении норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов» (далее - приказ от 22.12.2008 № 549).
В соответствии с пунктами 6 и 7 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) определено, что Российская Федерация (далее - РФ) передает органам государственной власти субъектов РФ осуществление полномочий по осуществлению на землях лесного фонда государственного лесного контроля и надзора, государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пактами 36 и 37 статьи 81 настоящего Кодекса, а также установление перечня должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор
В соответствии со статьей 6 федерального закона «О пожарной безопасности» государственный пожарный надзор в лесах осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти.
Часть 4 статьи 97 Лесного кодекса устанавливает правило, что порядок осуществления государственного пожарного надзора в лесах устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства № 595 от 03.08.2010 государственный пожарный надзор в лесах осуществляют Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, их территориальные органы и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственный пожарный надзор в лесах могут осуществлять государственные учреждения, подведомственные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно правилам пожарной безопасности в лесах № 417 от 30.06.2007 статья 4 п. б меры пожарной безопасности в лесах, осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 6, 7. Постановления Правительства № 595 от 03.08.2010 определено, должностные лица Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и их территориальных органов, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор, осуществляют государственный пожарный надзор в лесах в соответствии с установленными пунктом 4 настоящего Положения полномочиями.
Перечень должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный пожарный надзор в лесах, устанавливается указанными органами.
Должностные лица государственных учреждений, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный пожарный надзор в лесах в пределах полномочий этих органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, осуществляют соответствующие полномочия по государственному пожарному надзору в лесах на основании актов указанных органов.
Законом Красноярского края от 18.06.2009 № 8-3427 установлено, что к полномочиям уполномоченных органов исполнительной власти края в области лесных отношений относится, осуществление государственного пожарного надзора в лесах.
На основании части 1, пунктов «а», «г», «з» части 2 статьи 21 Федерального закона от 06.10 1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах местного организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации формирует иные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Органы исполнительной власти края осуществляют свою деятельность на основании положений о них, утверждаемых Правительством края.
Служба края осуществляет контроль и (или) надзор в определенной области (сфере) государственного управления на основании и во исполнение Конституции РФ. федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края, а также правовых актов министерства края в случае нахождения в его ведении.
Пунктом 2.10.2 структуры органов исполнительной власти Красноярского края, утвержденной Указом Губернатора Красноярского края от 10.07.2008 № 116-уг «О структуре органов исполнительной власти Красноярского края», предусмотрено создание органа исполнительной власти Красноярского края как служба по контролю в такого сфере природопользования Красноярского края.
Постановление Правительства края от 01.08.2008 № 19-п образована служба по контролю в сфере природопользования Красноярского края (далее - служба), действующая на основании Положения о службе по контролю в сфере природопользования Красноярского края и установлении предельной численности государственных гражданских служащих и иных работников службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края (далее - Положение о службе).
Согласно пункту 3.6.1 Положения о службе, служба является органом исполнительной власти Красноярского края, который осуществляет государственный пожарный надзор в лесах
В соответствии со статьёй 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
В соответствии со статьёй 56 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды», при нарушении природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 3.8 раздела 3 Положения о службе по контролю в сфере природопользования Красноярского края, утверждённого Постановлением Совета администрации Красноярского края от 01.08.2008 № 19-п, Службе предоставлено право на обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.
В судебном заседании установлено, что 21.08.2008 года между агентством лесной отрасли Красноярского края и 000Б.» подписан договор аренды лесного участка № 18 -з
Согласно пункту 2 договора аренды 000« Б.» принял во временное пользование лесные участки, расположенные: Красноярский край, Богучанский район краевого государственного бюджетного учреждения « Г.».
Количество средств пожаротушения приведено соответствии с ежегодным объемом заготовок (до 100 тыс.м)
В феврале 2012 года КГКУ « Г.» проведена проверка, наличия и комплектации пункта сосредоточения противопожарного инвентаря: лесопатрульные машины-1 шт, зажигательные аппараты- 3шт, катера речные, грузоподъемностью не менее 2т-1 шт., лесные ранцевые огнетушители-2шт, разработать приказ по предприятию о начале пожароопасного сезона, разработать журнал инструктажа работников, привлекаемых на тушение лесных пожаров
Данные обстоятельства подтверждаются копией отчета о подготовке к пожароопасному сезону,
Согласно раздела П п.3 приказа Министерства сельского хозяйства № 549 от 22.12.2008г «об утверждении норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов» на пунктах сосредоточения средств пожаротушения юридических и физических лиц, осуществляющих заготовку древесины катера речные- только для районов, где имеются водные пути.
В судебном заседании ответчик пояснил, что по проекту освоения лесов лесного участка, наличие лесопатрульной машины катера речного, грузоподъемностью не менее 2 т, в соответствии с действующим законодательством не предусмотрено.
В месте расположения предприятия отсутствуют реки и водные источники, позволяющие использование катера, в связи с чем приобретение противопожарного оборудования –катера, нецелесообразно.
ООО «Б.» разработан оперативный план тушения лесных пожаров, план по исполнению противопожарных мероприятий, издан приказ по предприятию о начале пожароопасного сезона, с авиалесоохраной заключен договор на патрулирование лесных участков, заведен журнал инструктажа работников, привлекаемых на тушение лесных пожаров, что подтверждается копиями документов.
ООО «Богучанхимлес» приобретены 2 ранцевых огнетушителя, что подтверждается чеком от 23.04.2012г
При таких обстоятельствах суд полагает, что к моменту рассмотрения дела ответчиком устранены нарушения норм противопожарной безопасности, требования истца не подлежащими удовлетворению
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Российской Федерации в лице службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края в интересах Российской Федерации об обязании доукомплектования пункта сосредоточения пожарного инвентаря оборудованием, приостановлении деятельности общества с ограниченной ответственностью « Богучанхимлес» отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 30 дней со дня его провозглашения с подачей жалобы через Богучанский районный суд
Председательствующий М.М.Толстых