Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
с. Богучаны Красноярского края «28» мая 2012 г.
Богучанский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Колпакова И.Ю.
с участием главного государственного санитарного врача по Богучанскому району Шигиной И.Л.,
представителя ответчика – главы Администрации Осиновомысского сельсовета Безруких О.Я.
представителя третьего лица Администрации Богучанского района Монаховой Е.И.
при секретаре Леготкиной М.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску начальника территориального отдела в Богучанском районе Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю – главного государственного санитарного врача по Богучанскому району к Администрации Осиновомысского сельсовета Богучанского района об обязании устранения нарушений санитарного законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Начальник территориального отдела в Богучанском районе Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю – главный государственный санитарный врач по Богучанскому району обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Осиновомысского сельсовета Богучанского района об обязании устранения нарушений санитарного законодательства в течение года с момента вступления в силу решения суда.
Свои требования начальник территориального отдела в Богучанском районе Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю – главный государственный санитарный врач по Богучанскому району мотивировал тем, что в ходе проведённой 20 декабря 2011 г. специалистами Роспотребнадзора внеплановой проверки соблюдения санитарного законодательства в Администрации Осиновомысского сельсовета Богучанского района было выявлено, что последней допущено нарушение санитарного законодательства, в частности в нарушение ст.22 Федерального закона №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и п.1.2 СП «Содержание территории населенных мест» № 4690-88 не разработана и не утверждена схема очистки населённого пункта.
Определением суда от 9 апреля 2012 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация Богучанского района.
В судебном заседании главный государственный санитарный врач по Богучанскому району на удовлетворении исковых требований настаивал.
Представитель ответчика глава администрации Октябрьского сельсовета Безру-
ких О.Я. исковые требования не признала, пояснив, что полномочия по разработке генерального плана поселения, а следовательно и обязанность по разработке и утверждению схемы очистки населённого пункта были переданы администрацией Осиновомысского сельсовета администрации Богучанского района.
Представитель третьего лица Монахова Е.И., действующая на основании выданной главой указанной администрации доверенности от 26 апреля 2012 г., исковые требования поддержала, пояснив, что в соответствии с заключаемыми ежегодно соглашениями о передаче полномочий по разработке генерального плана поселения администрация Богучанского района приняла на себя соответствующие полномочия, однако обязанность по разработке и утверждению схемы очистки посёлка Осиновый Мыс администрация Богучанского района на себя не принимала.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду …
В соответствии со ст.8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека …
В соответствии со ст.1 указанного закона среда обитания характеризуется как совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека.
По смыслу ч.1 ст.4 указанного закона обеспечение санитарно- эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст.51 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» … главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными ст.50 настоящего Федерального закона, наделяются полномочиями … предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
В соответствии со статьей 22 указанного закона, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п.1.2 утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача СССР № 4690-88 от 5 августа 1988 г. СП 42.128.4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.
В соответствии с абзацами первым и седьмым ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем: … присуждения к исполнению обязанности в натуре …
Судом установлено, что в период с 11 октября 2011 г. и до настоящего времени, в том числе в срок до 10 декабря 2011 г., установленный во врученном 2 ноября 2011 г. ответчику предписании в Администрации Осиновомысского сельсовета Богучанского района допускалось и допускается нарушение санитарного законодательства, выражающееся в неразработке и неутверждении в установленном порядке схемы очистки посёлка Осиновый Мыс.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными истцом и неоспоренными в установленном порядке ответчиком протоколом №270 от 20 декабря 2011 г. об административном правонарушении, копией выданного главным государственным санитарным врачом по Богучанскому району ответчику предписания № 289 от 11 октября 2011 г., акта проверки № 172 от 20 декабря 2011 г., вступившего в силу постановления мирового судьи судебного участка №13 в Богучанском районе Красноярского края от 19 января 2012 г. о признании Администрации Осиновомысского сельсовета Богучанского района виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, копией свидетельства о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи об Администрации Осиновомысского сельсовета.
При этом суд исходит из того, что в соответствии с установленными полномочиями обязанность по разработке и утверждению схемы очистки населённого пункта лежит на администрации поселения.
Доказательств передачи указанных полномочий администрацией Осиновомысского сельсовета иному лицу ответчиком суду не представлено.
Доводы о передаче таких полномочий в силу заключённого с администрацией Богучанского района договора на передачу последнему полномочий по разработке Генерального плана поселения суд не принимает по следующим основаниям:
В соответствии с ч.ч.3-8 ст.23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план содержит:
1) положение о территориальном планировании;
2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа;
3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;
4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя:
1) сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов;
2) параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов.
На указанных в пунктах 2 - 4 части 3 настоящей статьи картах соответственно отображаются:
1) планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям:
а) электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение;
б) автомобильные дороги местного значения;
в) физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов в случае подготовки генерального плана городского округа;
г) иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа;
2) границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;
3) границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.
К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт.
Материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме содержат:
1) сведения о планах и программах комплексного социально-экономического развития муниципального образования (при их наличии), для реализации которых осуществляется создание объектов местного значения поселения, городского округа;
2) обоснование выбранного варианта размещения объектов местного значения поселения, городского округа на основе анализа использования территорий поселения, городского округа, возможных направлений развития этих территорий и прогнозируемых ограничений их использования;
3) оценку возможного влияния планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа на комплексное развитие этих территорий;
4) утвержденные документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения на территориях поселения, городского округа объектов федерального значения, объектов регионального значения, их основные характеристики, местоположение, характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов, реквизиты указанных документов территориального планирования, а также обоснование выбранного варианта размещения данных объектов на основе анализа использования этих территорий, возможных направлений их развития и прогнозируемых ограничений их использования;
5) утвержденные документом территориального планирования муниципального района сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения на территории поселения, входящего в состав муниципального района, объектов местного значения муниципального района, их основные характеристики, местоположение, характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов, реквизиты указанного документа территориального планирования, а также обоснование выбранного варианта размещения данных объектов на основе анализа использования этих территорий, возможных направлений их развития и прогнозируемых ограничений их использования;
6) перечень и характеристику основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
7) перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования.
Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают:
1) границы поселения, городского округа;
2) границы существующих населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа;
3) местоположение существующих и строящихся объектов местного значения поселения, городского округа;
4) особые экономические зоны;
5) особо охраняемые природные территории федерального, регионального, местного значения;
6) территории объектов культурного наследия;
7) зоны с особыми условиями использования территорий;
8) территории, подверженные риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
9) иные объекты, иные территории и (или) зоны, которые оказали влияние на установление функциональных зон и (или) планируемое размещение объектов местного значения поселения, городского округа или объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района.
Таким образом, генеральный план поселения сам по себе не содержит схему санитарной очистки и уборки территории населённого места. Поэтому и передача полномочий по разработке генерального плана поселения сама по себе не может расцениваться как передача полномочий по разработке и утверждению схемы санитарной очистки и уборки территории населённого места.
По смыслу упомянутых норм установленные судом нарушения ответчиком санитарных норм и правил представляют непосредственную угрозу здоровью людей в связи с возможным возникновением и распространением инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), что нарушает гарантированное ст.42 Конституции Российской Федерации право граждан на благоприятную окружающую среду.
Поэтому бездействие ответчика в части неустранения им в определённый во врученном ему 2 ноября 2011 г. предписании срок до 10 декабря 2011 г. указанного нарушения санитарного законодательства суд признаёт незаконным и находит необходимым обязать ответчика устранить нарушение закона путём выполнения требований санитарного законодательства в указанный в исковом заявлении и неоспоренный ответчиком срок.
При этом, учитывая, что в допущенное ответчиком невыполнение норм и правил санитарного законодательства создаёт угрозу здоровью неопределённого круга лиц, начальник территориального отдела в Богучанском районе Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю – главный государственный санитарный врач по Богучанскому району был вправе обратиться в суд с указанным иском в порядке, предусмотренном ч.1 ст.46 ГПК РФ в защиту интересов неопределённого круга лиц.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования начальника территориального отдела в Богучанском районе Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю – главного государственного санитарного врача по Богучанскому району удовлетворить.
Признать бездействие Администрации Осиновомысского сельсовета Богучанского района в виде неразработки и неутверждения схемы очистки населённого пункта незаконным.
Обязать Администрацию Осиновомысского сельсовета Богучанского района в срок в течение одного года со дня вступления решения суда в силу разработать и утвердить схему очистки населённого пункта посёлок Осиновый Мыс Богучанского района.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Богучанский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий: Колпаков И.Ю.