Дело № 2-73/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Боград Боградского района Республики Хакасия 16 мая 2011 года
Боградский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего судьи Чеменева Е.А.,
при секретаре Рыбаковой И.В., Штромбергер А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Боградского района Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц к МУЗ Боградская районная больница, Администрации МО Боградский район о понуждении устранения нарушений требований правил и норм пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Боградского района Республики Хакасия в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к МУЗ «Боградская районная больница», Администрации МО Боградский район о понуждении устранения нарушений требований правил и норм пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства.
Свои исковые требования прокурор мотивировал тем, что в ходе проверки исполнения законодательства, регламентирующего вопросы технического и санитарного состояния зданий, в который расположены медицинские учреждения, и законности расходования бюджетных средств, выделяемых на их содержание, строительство и ремонт, были выявлены нарушения требований правил и норм пожарной безопасности и требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
В судебном заседании помощник прокурора Боградского района РХ Шаповалова Т.Н. поддержала исковые требования, уточнив ряд требований и дав суду пояснения, аналогичные изложенным в описательной части решения, просила обязать муниципальное учреждение здравоохранения «Боградская районная больница» и администрацию муниципального образования Боградский район устранить нарушения требований правил и норм пожарной безопасности и требований санитарно-эпидемиологического законодательства, пояснив, что считает разумным для устранения нарушений установить ответчикам срок до 01 мая 2012 года.
Представитель ответчика МУЗ «Боградская РБ» Матвеева Е.Г. с исковыми требованиями прокурора согласилась частично, пояснила, что не согласна только с обязанием устранения нарушения п.п.5.6 СанПиН 2.1.3.2630-10 поскольку в нём имеется ссылка на строящиеся и пропктируемые ЛПО, к ни данная норма не относится поскольку здание Боградская РБ является уже построенным зданием ЛПО.
Представитель ответчика администрации МО Боградский район Ландышев Г.Ю. с исковыми требования прокурора согласился.
Представители третьих лиц Управления государственного пожарного надзора Обухов В.В. и Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Глебова Т.Г. поддержали исковые требования прокурора.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ (ред. от 29.12.2010) «О пожарной безопасности», нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Нормативное регулирование в области пожарной безопасности – установление уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Согласно п. 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313, правила пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В соответствии с требованиями ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ (ред. от 29.12.2010) «О пожарной безопасности», руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В силу ст. 38 указанного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:
собственники имущества;
руководители федеральных органов исполнительной власти;
руководители органов местного самоуправления;
лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;
лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
должностные лица в пределах их компетенции.
Знаменская участковая больница, Первомайская участковая больница, Бородинская участковая больница – это структурные подразделения МУЗ «Боградская районная больница», которая является муниципальным учреждением.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья.
В силу ст.ст. 1, 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 28.09.2010) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии со ст. 11 указанного Федерального закона, юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Согласно ст.29 указанного Федерального закона, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
В соответствии со ст. 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
Нарушение требований Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, утвержденные ВС РФ 22.07.1993 № 5487-1 (ред. от 28.09.2010), Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 № 58 по соблюдению санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнению санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, может повлечь угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
В ходе прокурорских проверок проведенных совместно с представителями пожарнадзора, Роспотребнадзора и оформленных соответствующими актами проверок установлено следующее:
В Знаменской участковой больнице выявлены следующие нарушения:
деревянные конструкции кровли амбулатории не обработаны огнезащитным составом (п.п. 3, 36 Правил пожарной безопасности, п. 3.13 СНиП II-26-76).
В Первомайской участковой больнице выявлены следующие нарушения:
деревянные конструкции кровли амбулатории не обработаны огнезащитным составом (п.п. 3, 36 Правил пожарной безопасности, п. 3.13 СНиП II-26-76).
В МУЗ «Боградская районная больница» выявлены следующие нарушения:
на окнах эксплуатируются глухие решетки (п. 40 Правил пожарной безопасности);
деревянные конструкции кровли не обработаны огнезащитным составом (п. 36 Правил пожарной безопасности).
В МУЗ «Боградская районная больница» в сфере санитарно-эпидемиологического законодательства выявлены следующие нарушения:
отсутствие на контейнерной площадке для сбора твердых бытовых отходов навеса (п. 2.17 СанПиН 2.1.3.2630-10);
отсутствие в МУЗ «Боградская РБ» и ее структурных подразделениях: Знаменская участковая больница, Первомайская участковая больница, Бородинская участковая больница централизованного горячего водоснабжения; не обеспеченность локальными водонагревателями устройствами режимных кабинетов в клинико-диагностической лаборатории, родильном, терапевтическом, детском, инфекционном, хирургическом отделениях МУЗ «Боградская районная больница» и ее структурных подразделениях: Знаменская участковая больница, Первомайская участковая больница, Бородинская участковая больница (п.п. 5.1, 5.6 СанПиН 2.1.3.2630-10);
несоответствие площади палат во всех отделениях стационара МУЗ «Боградская районная больница» санитарным нормам, отсутствие тумбочек и стульев по числу коек, а также шкафов для хранения личных вещей пациентов, несоответствие площади помещений перевязочной в хирургическом отделении, прививочного кабинета в поликлинике, процедурного кабинета в женской консультации, процедурного кабинета в отделении «Скорой помощи», кабинетов приема специалистов поликлиники, клинико-диагностической лаборатории санитарным нормам (п.п. 3.6, 8.1 приложения №1 СанПиН 2.1.3.2630-10);
несоответствие внутренней отделки помещений хирургического, детского, терапевтического, инфекционного отделений требованиям санитарных норм (п.п. 4.2, 4.3, 11.1 СанПиН 2.1.3.2630-10);
отсутствие механической приточно-вытяжной вентиляции в операционной МУЗ «Боградская районная больница», отсутствии в отделениях стационара «Боградская районная больница» проточно-вытяжной вентиляция (п. 15.8 СанПиН 2.1.3.2630-10);
несоответствие планировки операционного блока санитарным нормам (п.п. 3.3, 15.8 СанПиН 2.1.3.2630-10);
отсутствие в операционных МУЗ «Боградская районная больница» шлюзов для входа больных, санпропускника для персонала операционных, не оборудование предоперационных, перевязочных умывальниками с локтевым (бесконтактным) управлением (п.п. 5.4, 5.6 СанПиН 2.1.3.2630-10);
планировка помещений пищеблока МУЗ «Боградская РБ» не обеспечивает соблюдение гигиенических требований (П.п. 14.3, 14.4 СанПиН 2.1.3.2630-10);
отсутствие для персонала стационаров гардеробных с душем и туалетом, не обеспечение на 100% списочного состава медицинского и технического персонала количеством шкафов в гардеробных, не обеспечение гардеробных двухсекционными закрывающимися шкафами, обеспечивающими раздельное хранение домашней и рабочей одежды, отсутствие в составе подразделений санузлов для персонала, отсутствие в структурных подразделениях комнат для персонала, в которых должны быть предусмотрены условия для приема пищи (п.п. 15.12, 15.14 СанПиН 2.1.3.2630-10).
В связи с допущенными вышеуказанными нарушениями норм противопожарной безопасности и требований санитарно-эпидемиологического законодательства суд находит исковое заявление прокурора подлежащим удовлетворению, с обязанием ответчиков устранить указанные нарушения, установив им для этого определенный срок.
Доводы представителя ответчика о том, что п.5.6 СанПиН 2.1.3.2630-10 на рассматриваемые правоотношения не распространяются поскольку здание Боградской районной больницы не является строящимся или проектируемым зданием лечебно-профилактической организации (ЛПО), суд находит несостоятельными. Как свидетельствует данная норма, она также распространяется на другие помещения, требующие соблюдения особого режима и чистоты рук обслуживающего персонала без указания, что применяется в отношении строящихся или проектируемых ЛПО.
Кроме того, предыдущим СанПиНом 2.1.3.1375-03 в п. 5.6 установлены идентичные требования.
Поскольку ответчик МУЗ «Боградская районная больница» является самостоятельным юридическим лицом, администрация МО Боградский район не отвечает за её действия или бездействие, следовательно, требования прокурора к администрации МО Боградский район не подлежат удовлетворению.
В силу ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, на основании ст. 333.19 Налогового кодекса РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования по делу по иску Прокурора Боградского района Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц к МУЗ Боградская районная больница, Администрации МО Боградский район о понуждении устранения нарушений требований правил и норм пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства удовлетворить частично.
Обязать муниципальное учреждение здравоохранения «Боградская районная больница до 1 мая 2012 года устранить следующие нарушения требований правил и норм пожарной безопасности:
- в Знаменской участковой больнице устранить нарушения пп. 3, 36 Правил пожарной безопасности в РФ, п. 3.13 СНиП П-26-76, заключающихся в том, что в Знаменской участковой больнице деревянные конструкции кровли амбулатории не обработаны огнезащитным составом;
- в Первомайской участковой больнице устранить нарушения п.п. 3, 36 Правил пожарной безопасности в РФ, п. 3.13 СНиП П-26-76, заключающихся в том, что деревянные конструкции кровли амбулатории не обработаны огнезащитным составом;
- в здании МУЗ «Боградская районная больница устранить нарушения п. 40 Правил пожарной безопасности, заключающихся в том, что в пищеблоке на окнах эксплуатируются глухие решетки, п. 36 Правил пожарной безопасности, выразившихся в том, что в столярной мастерской допускаются нарушения вышеуказанной нормы Правил пожарной безопасности, а именно деревянные конструкции кровли не обработаны огнезащитным составом.
Обязать муниципальное учреждение здравоохранения «Боградская районная больница» до 1 мая 2012 года устранить следующие нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства:
1) п. 2.17 СанПиН 2.1.3.2630-10 в здании МУЗ «Боградская РБ», выразившихся в отсутствии на контейнерной площадке для сбора твёрдых бытовых отходов навеса.
2) п.п. 5.1, 5.6 СанПиН 2.1.3.2630-10, выразившихся в отсутствии в МУЗ «Боградская РБ» и ее структурных подразделениях: Знаменская участковая больница, Первомайская участковая больница, Бородинская участковая больница централизованного горячего водоснабжения; не обеспеченностью локальными водонагревателями устройствами режимных кабинетов в клинико-диагностической лаборатории, родильном, терапевтическом, детском, инфекционном, хирургическом отделениях МУЗ «Боградская районная больница»;
3) п.п. 3.6, 8.1 приложения №1 СанПиН 2.1.3.2630-10, выразившихся в несоответствии площади палат во всех отделениях стационара МУЗ «Боградская районная больница» санитарным нормам, отсутствии тумбочек и стульев по числу коек, а также шкафов для хранения личных вещей пациентов, несоответствии площади помещений перевязочной в хирургическом отделении, прививочного кабинета в поликлинике, процедурного кабинета в женской консультации, процедурного кабинета в отделении «Скорой помощи», кабинетов приема специалистов поликлиники, клинико- диагностической лаборатории санитарным нормам.
4) П.п. 4.2, 4.3, 11.1 СанПиН 2.1.3.2630-10, выразившихся в несоответствии внутренней отделки помещений хирургического, детского, терапевтического, инфекционного отделений требованиям санитарных норм.
5) п. 15.8 СанПиН 2.1.3.2630-10, выразившихся в отсутствии механической приточно-вытяжной вентиляции в операционной МУЗ «Боградская районная больница», отсутствии в отделениях стационара «Боградская районная больница» проточно-вытяжной вентиляция.
6) п.п. 3.3, 15.8 СанПиН 2.1.3.2630-10, выразившихся в несоответствии планировки операционного блока санитарным нормам;
7) П.п. 5.4, 5.6 СанПиН 2.1.3.2630-10, выразившихся в отсутствии в операционных МУЗ «Боградская районная больница» шлюзов для входа больных, санпропускника для персонала операционных, не оборудованием предоперационных, перевязочных умывальниками с локтевым (бесконтактным) управлением.
8) П.п. 14.3, 14.4 СанПиН 2.1.3.2630-10, выразившихся в том, что планировка помещений пищеблока МУЗ «Боградская районная больница» не обеспечивает соблюдение гигиенических требований;
9) п.п. 15.12, 15.14 СанПиН 2.1.3.2630-10, выразившиеся в отсутствии для персонала стационаров гардеробных с душем и туалетом, не обеспечением на 100% списочного состава медицинского и технического персонала количеством шкафов в гардеробных, не обеспечением гардеробных двухсекционными закрывающимися шкафами, обеспечивающими раздельное хранение домашней и рабочей одежды, отсутствием в составе подразделений санузлов для персонала, отсутствием в структурных подразделениях комнат для персонала, в которых должны быть предусмотрены условия для приема пищи.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с МУЗ «Боградская районная больница» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 4000 рублей.
На решение может быть подана жалоба в Верховный Суд Республики Хакасия в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения.
Председательствующий Е.А. Чеменев
Мотивированное решение изготовлено и подписано 23.05.2011г. ___________ судья Чеменев Е.А.