Дело №2-1/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации с. Боград Боградского района Республики Хакасия 06 апреля 2011 года Боградский районный суд Республики Хакасия в составе: председательствующего судьи Чеменева Е.А., при секретаре Рыбаковой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Беловой А.К. к Администрации муниципального образования Сарагашский сельсовет о взыскании недополученной суммы доплаты к государственной пенсии, УСТАНОВИЛ: Белова А.К. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации МО Сарагашский сельсовет о взыскании недополученной суммы доплаты к государственной пенсии. Свои исковые требования истец мотивировала тем, что она как бывший Глава Сарагашского сельсовета получает доплату к государственной пенсии, размер её доплаты составляет 75% от месячного денежного содержания Главы сельсовета. С 01 июля 2010 года произведено увеличение денежного содержания главы МО Сарагашский сельсовет, в связи с чем истцу должны были произвести перерасчет недополученной суммы доплаты к государственной пенсии, вместе с тем ей отказали в перерасчете доплаты к пенсии. В судебном заседании истец Белова А.К. неоднократно изменив исковые требования, просила взыскать с ответчика рублей составляющие недополученную доплату к пенсии за 10 месяцев – с июля 2010 года по апрель 2011 года и рублей составляющие 75% от полученной главой Сарагашского сельсовета материальной помощи в размере двух окладов год за три года. Представитель ответчика Ландышев Г.Ю. с иском не согласился, по делу пояснил, что повышение денежного содержания действующего главы МО Сарагашский сельсовет на доплату к пенсии Беловой А.К. не распространяется. Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. В соответствии с абз. 1 ч.1 ст. 19 Закона Республики Хакасия от 07.07.2004г. №43 «О гарантиях осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Хакасия» (в ред. от 01.10.2010г.) выборным должностным лицам местного самоуправления, замещавшим выборные муниципальные должности на постоянной основе не менее трех лет и получавшим денежное содержание за счет средств местного бюджета устанавливается ежемесячная доплата к пенсии по государственному пенсионному обеспечению (государственная пенсия) или трудовой пенсии. Ежемесячная доплата к государственной или трудовой пенсии указанным лицам может устанавливаться в таком размере, чтобы сумма государственной или трудовой пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла при замещении выборных муниципальных должностей от трех лет до пяти лет – 55 процентов их месячного денежного содержания. В силу абз.7 названной нормы, установление, выплата и перерасчет размере ежемесячной доплаты к государственной или трудовой пенсии выборному должностному лицу местного самоуправления производится в соответствии с правовым актом уполномоченного должностного лица местного самоуправления. В силу ч. 2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. 26 ноября 2010 года Боградским районным судом вынесено решение по гражданскому делу по заявлению Беловой А.К. о признании незаконным отказа Администрации МО Сарагашский сельсовет о перерасчете доплаты к государственной пенсии. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия от 20 января 2011 года решение оставлено без изменения. Решение Боградского районного суда от 26 ноября 2010 года вступило в законную силу 20 января 2011 года. Указанным решением установлено, что Белова А.К. состояла в должности главы муниципального образования Сарагашский сельсовет с 14.03.1999 года по 02.06.2003 года, в связи с чем Белова А.К. получает ежемесячную доплату к пенсии. До 01 июля 2010 года денежное содержание действующего главы МО Сарагашский сельсовет в месяц составляло – руб., в том числе оклад – руб. С 01 июля 2010 года денежное содержание главы администрации МО Сарагашский сельсовет составляет руб., в том числе оклад – руб. Таким образом, размер оклада главы администрации МО Сарагашский сельсовет с 01 июля 2010 года не изменился. Также названным решением установлено, что 18 июня 2010 года Советом депутатов МО Сарагашский сельсовет было утверждено Положение «Об установлении, назначении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной или трудовой пенсии лицам, замещавшим выборные должности в органах местного самоуправления, членам выборного органа местного самоуправления, работавшим на постоянной основе, и лицам, замещавшим должности муниципальной службы муниципального образования Сарагашский сельсовет» (далее по тексту - Положение). Подпунктом 2.1.1. Положения установлено, что ежемесячная доплата к государственной или трудовой пенсии устанавливается лицам, замещавшим выборные должности в органах местного самоуправления, членам выборного органа местного самоуправления, работавшим на постоянной основе, не менее одного года и получавшим денежное содержание за счет средств бюджета муниципального образования Сарагашский сельсовет, освобождённым от должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее ежемесячная доплата к пенсии) исходя из месячного денежного содержания, определенного в соответствии с Положением о денежном содержании и социальных гарантиях выборных и должностных лиц органов местного самоуправления муниципального образования Сарагашский сельсовет, работающих на постоянной основе, если освобождение от занимаемой должности в органах местного самоуправления муниципального образования Сарагашский сельсовет имело место не ранее 14 февраля 1996 года. При установлении ежемесячной доплаты к пенсии периоды замещения выборных должностей органов местного самоуправления и должностей в выборных органов местного самоуправления муниципального образования Сарагашский сельсовет суммируются. Размер ежемесячной доплаты определяется следующим образом: А) ежемесячная доплата к пенсии указанным лицам устанавливается в таком размере, чтобы сумма пенсии и ежемесячной доплаты к ней при замещении выборной должности в органах местного самоуправления и должности в выборных органах местного самоуправления муниципального образования Сарагашский сельсовет от трех лет до пяти составила – 55 процентов, свыше пяти лет – 75 процентов их месячного денежного содержания. Согласно п.4.1 Положения при централизованном повышении окладов выборных должностных членов выборного органа местного самоуправления, муниципальных служащих размер месячной доплаты к пенсии пересчитывается администрацией муниципального образования Сарагашский сельсовет путём увеличения на установленный коэффициент повышения размера среднемесячной заработной платы. Перерасчет размера ежемесячной доплаты к пенсии осуществляется со дня повышения в централизованном порядке должностных окладов выборных должностных лиц, членов выборных муниципальных органов и муниципальных служащих и включения необходимых средств в бюджет муниципального образования Сарагашский сельсовет на соответствующий финансовый год. Как видно из названного решения Боградского районного суда Беловой А.К. отказано в признании незаконным отказа Администрации МО Сарагашский сельсовет о перерасчете доплаты к государственной пенсии. Вышеприведённые обстоятельства в соответствии со ст. 61 ГПК РФ носят преюдициальный характер и не подлежат доказыванию вновь, так как в данном деле участвуют те же лица. Из решения Совета депутатов МО Сарагашский сельсовет от 06.12.2010г. видно, что в Устав МО Сарагашский сельсовет внесли изменения, дополнив Устав в частности статьёй 38.3, в которой регулируются вопросы пенсионного обеспечения Главы поселения. Из абз. 7 ч.1 ст.38.3 Устава видно, что установление, выплата и перерасчёт размера ежемесячной доплаты к государственной или трудовой пенсии главе поселения производится в соответствии с правовым актом уполномоченного должностного лица местного самоуправления. Из материалов дела и объяснений представителя ответчика видно, что вышеназванное Положение отменено 06.12.2010г., и по настоящее время новый правовой акт, регулирующий вопросы установления, выплаты и перерасчета размера ежемесячной доплаты к государственной или трудовой пенсии выборному должностному лицу местного самоуправления как того требует абз. 7 ч.1 ст. 19 Закона Республики Хакасия от 07.07.2004г. №43 не принят. Таким образом, до отмены вышеуказанного Положения повышение доплаты к пенсии могло иметь место только при повышении оклада выборного должностного члена выборного органа местного самоуправления, путём увеличения на установленный коэффициент повышения размера среднемесячной заработной платы. В настоящее время, поскольку МО Сарагашский сельсовет не принято нового правового акта, регулирующего вопросы установления, выплаты и перерасчета размера ежемесячной доплаты к государственной или трудовой пенсии выборному должностному лицу местного самоуправления при решении данных вопросов необходимо руководствоваться нормами действующего законодательства. При анализе норм законодательства Республики Хакасия, суд приходит к выводу, что требования истицы о взыскании 75% денежного содержания действующего Главы Муниципального образования Сарагашский сельсовет не подлежат удовлетворению. Из анализа абз.2 ч.1 ст.19 названного Закона от 07.07.2004г. №43 видно, что ежемесячная доплата к государственной или трудовой пенсии указанным лицам может устанавливаться в размере 55 или 75 процентов их месячного денежного содержания, данные слова указывают на то, что закон имеет под ним в виду то месячное содержание, которое выборное должностное лицо местного самоуправления имело на момент замещения им соответствующей выборной должности, то есть месячное денежное содержание Беловой А.К. на момент замещения ею должности – Главы МО Сарагашский сельсовет. Данное обстоятельство подтверждается также тем, что установление размера месячного денежного содержания выборного должностного лица местного самоуправления носит индивидуальный характер в отношении каждого выборного должностного лица, что видно из следующего: В абз.1 ч.1 ст.17 вышеуказанного Закона Республики Хакасия от 07.07.2004г. №43 указано, что денежное содержание выборного должностного лица местного самоуправления состоит из должностного оклада, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат. В ч.2 ст.17 данного Закона перечисляются доплаты к должностному окладу выборного должностного лица, как видно из характера и возможных размеров данных выплат, ряд указанных выплат (надбавок) определяется индивидуально каждому выборному должностному лицу, в связи с чем он может быть и меньше или больше денежного содержания других выборных должностных лиц замещавших данную должность до него или после. Данный вывод дополнительно указывает, что доплата к пенсии выборных должностных лиц определяется процентами от их месячного денежного содержания, то есть на момент замещения ими выборной должности. Вопросы установления, выплаты и перерасчёта названной доплаты к пенсии должны быть урегулированы Уставом муниципального образования и как указано в абз.7 ч.1 ст.19 названного Закона от 07.07.2004г. №43 соответствующим правовым актом уполномоченного должностного лица местного самоуправления. Как видно из Устава МО Сарагашский сельсовет вопросы перерасчета доплаты к пенсии он не содержит, из объяснений представителя ответчика видно, что соответствующий правовой акт, регулирующий вопросы установления и перерасчета не принят. Данное бездействие в виде непринятия правового акта по установлению, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к пенсии истица может обжаловать в суд. Доводы истицы о том, что к рассматриваемым правоотношениям должны применяться нормы вышеуказанного Закона от 07.07.2004г. №43 в первой редакции, а именно где в абз.1 ч.1 ст.19 указано, что на выборное должностное лицо местного самоуправления в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространяются права государственного служащего, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и Законом Республики Хакасия «О государственной службе Республики Хакасия» с учетом соотношения выборных муниципальных должностей и государственных должностей государственной службы суд находит несостоятельными. Приведенный в данной норме Закон Республики Хакасия «О государственной службе Республики Хакасия» утратил силу с 1 января 2007 года в связи с принятием Закона Республики Хакасия от 28.02.2006 № 9-ЗРХ, кроме того, иными нормами законодательства Республики Хакасия не предусмотрено, что выборные должностные лица местного самоуправления входят в круг государственных гражданских служащих Республики Хакасия или на них распространяются нормы законодательства Республики Хакасия о социальных гарантиях государственных гражданских служащих Республики Хакасия. Также суд находит несостоятельными требования истицы о взыскании рублей составляющие 75% материальной помощи выплачиваемой выборному должностному лицу один раз в год перед отпуском или стационарным лечением в размере двух должностных окладов за 2009, 2010, 2011 года. Данная материальная помощь предусмотрена п.5 ч.2 ст.17 указанного Закона Республики Хакасия №43. Требования истицы о взыскании 75% материальной помощи Главы МО Сарагашский сельсовет за 3 года сводятся также к её вышеуказанным доводам, что она (материальная помощь) входит в состав денежного содержания действующего Главы Сарагшского сельсовета. Суд также находит их не подлежащими удовлетворению по вышеуказанным основаниям – доплата к пенсии рассчитывается из денежного содержания выборного лица на момент его замещения выборной должности, а также в связи с отсутствием в Сарагашском сельсовете правового акта регулирующего вопросы установления, выплаты и перерасчёта доплаты к пенсии. На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Беловой А.К. о взыскании недополученной суммы доплаты к государственной пенсии и материальной помощи. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении искового заявления Беловой А.К. к Администрации Муниципального образования Сарагашский сельсовет о взыскании недополученных сумм доплаты к государственной пенсии и материальной помощи отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд Республики Хакасия через Боградский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Председательствующий Е.А. Чеменев Мотивированное решение изготовлено и подписано 11 апреля 2011 года ______ судья Чеменев Е.А. Определением Судебной коллегией по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 09 июня 2011 года решение оставлено без изменения, кассационная жалоба истца без удовлетворения.