Решение по гражданскому делу №2-195/2011



Решение в окончательной форме

изготовлено 11 июля 2011 года.

Дело № 2-195/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Боград 07 июля 2011 года

Боградский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего судьи Нарожного О.И.,

при секретаре Норсеевой И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Боградского района Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования Троицкий сельсовет об обязании устранения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства при организации питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Боградского района Республики Хакасия обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования Троицкий сельсовет (далее Администрация МО Троицкий сельсовет) об обязании устранения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства при организации питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения, а именно: понуждении разработки проекта зоны санитарной охраны водоисточника в с.Абакано-Перевоз, получения лицензии на право пользования недрами в целях добычи подземной воды, санитарно-эпидемиологического заключения, осуществления лабораторного контроля за соответствием качества питьевой воды и прохождения медицинского осмотра.

Свои исковые требования прокурор мотивировал тем, что в результате проведенной проверки соблюдения прав граждан в сфере обеспечения качественной питьевой водой были установлены нарушения законодательства, допущенные Администрацией МО Троицкий сельсовет. В обслуживании Администрации МО Троицкий сельсовет находится 1 водоисточник (скважина), расположенный в с.Абакано-Перевоз. Однако у Администрации МО Троицкий сельсовет отсутствует лицензия на пользование недрами, не имеется санитарно-эпидемиологического заключения, проекта зоны санитарной охраны, не проводится лабораторный контроль за качеством питьевой воды централизованной системы водоснабжения в с.Абакано-Перевоз, работником, обслуживающим водопроводные сети в МО Троицкий сельсовет не пройден медицинский осмотр, профессиональная гигиеническая подготовка.

В судебном заседании помощник прокурора Боградского района Республики Хакасия Шаповалова Т.Н. исковые требования поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении, уточнив требования в части предоставления срока для устранения выявленных нарушений, указав, что считает разумным для устранения нарушений установить ответчикам следующие сроки: до 01 сентября 2011 года разработать проект зоны санитарной охраны водоисточника в с.Абакано-Перевоз, получить лицензию на право пользования недрами и санитарно-эпидемиологическое заключение до 01 февраля 2012 года, организовать прохождение медицинского осмотра работником, обслуживающим водопроводные сети до 01 августа 2011 года и осуществлять лабораторный контроль за соответствием качества питьевой воды в течение календарного года.

Представитель ответчика глава Администрации МО Троицкий сельсовет Русяева Е.М. с исковыми требованиями прокурора Боградского района согласилась.

В судебном заседании представителем ответчика – главой администрации МО Троицкий сельсовет Русяевой Е.М. представлены доказательства, подтверждающие принятые меры по устранению выявленных нарушений. В частности, заключен договор о проведении лабораторного контроля качества воды, работник, обслуживающий водопроводные сети, проходит медицинский осмотр, заключен договор о разработке зоны санитарной охраны водозабора, предприняты подготовительные меры к лицензированию водоисточника.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Хакасия, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, возражений относительно исковых требований не представил.

С учетом положений ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Хакасия.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу ст.ст. 41, 42 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В соответствии с положениями ст. 9 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» (в ред. от 05.04.2011) пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).

В соответствии со ст. 43 Водного кодекса РФ (в ред. от 28.12.2010) для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-­эпидемиологическом благополучии населения.

В силу ч. 1 ст. 18 Закона РФ от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Согласно ч. 3 ст. 18 Закона РФ от 30.03.1999 №52-ФЗ (ред. от 28.09.2010) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Согласно п. 1.4 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02», утвержденных Постановлением Главного государственного врача РФ от 14.03.2002 №10 (далее - СанПиН 2.1.4.1110­-02) зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.

В соответствии с п. 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 организации зоны санитарной охраны должна предшествовать разработка её проекта, в который включается: определение границ зоны и составляющих её поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждения загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны.

Согласно п. 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект зон санитарной охраны должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект зон санитарной охраны разрабатывается специально.

В силу п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Пунктом 2.4. Санитарных правил СП 1.1.1058-01 «Организация и
проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных
правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 10.07.2001, зарегистрированных в Минюсте Российской Федерации 30.10.2001 №3000, предусмотрена необходимость организовывать медицинские осмотры, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией питьевой воды.

В нарушение вышеуказанной нормы СП 1.1.1058-01 работником, обслуживающим водопроводные сети в МО Троицкий сельсовет, не пройдены медицинский осмотр, профессиональная гигиеническая подготовка.

Также, при проведении проверки совместно со специалистом Роспотребнадзора Республики Хакасия водоисточника в МО Троицкий сельсовет выявлены нарушения гигиенических требований к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения.

Как следует из сообщения главы администрации МО Троицкий сельсовет от 08.04.2011 года на территории МО Троицкий сельсовет находится 1 скважина, лицензии на право пользования недрами при добыче подземных вод нет.

Обязанности по соблюдению санитарных норм и правил при эксплуатации источников и систем водоснабжения возлагается на администрацию МО Троицкий сельсовет Боградского района РХ в соответствии со ст. 19 Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Согласно справке от 13.05.2011 года, составленной по результатам проведенной прокуратурой района с привлечением органов Роспотребнадзора проверки водоисточника в МО Троицкий сельсовет, выявлено нарушение положений СанПин 2.1.4.1110-02, а именно: отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии используемых водных объектов требованиям санитарных правил, отсутствует проект зоны санитарной охраны для водоисточника, границы первого пояса для водоисточника в с.Абакано-Перевоз установлены по факту ограждения на расстоянии 20-25 метров. Кроме того, в нарушение п. 2.4 Санитарных правил 1.1.1058-01 не пройдены медицинский осмотр, профессиональная гигиеническая подготовка работником, обслуживающим водопроводные сети.

В нарушение п. 4.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 №24, лабораторный контроль за качеством питьевой воды централизованной системы питьевого водоснабжения с.Абакано-Перевоз не проводится. В 2008-2009 годах лабораторные исследования качества питьевой воды в с.Абакано-Перевоз осуществлялись не в полном объеме.

Судом установлено, что нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, указанные в исковом заявлении прокурора, имели место при осуществлении администрацией МО Троицкий сельсовет питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Деятельность администрации МО Троицкий сельсовет Боградского района по организации питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения без лицензии на право пользования недрами в целях добычи подземной воды, санитарно-эпидемиологического заключения, проекта зоны санитарной охраны, без прохождения медицинского осмотра работником, обслуживающим водопроводные сети, без осуществления лабораторного контроля за соответствием качества питьевой воды, противоречит требованиям федерального законодательства о водопользовании, о недрах и об охране окружающей природной среды. Указанными нарушениями законодательства, допускаемыми в своей деятельности Администрацией МО Троицкий сельсовет, нарушаются права и законные интересы населения, проживающего в с.Абакано-Перевоз на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Согласно п. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Прокурор Боградского района Республики Хакасия воспользовался своим правом обращения в суд с исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц.

При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования прокурора Боградского района законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно п. 19 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Боградского района Республики Хакасия удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования Троицкий сельсовет устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства при организации питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения:

- разработать проект зоны санитарной охраны водоисточника в с.Абакано-Перевоз в срок до 01 сентября 2011 года,

- получить лицензию на право пользования недрами в целях добычи подземных вод в срок до 01 февраля 2012 года,

- получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта требованиям санитарных правил в срок до 01 февраля 2012 года,

- организовать прохождение медицинского осмотра работником, обслуживающим водопроводные сети в срок до 01 августа 2011 года,

- осуществлять лабораторный контроль за соответствием качества питьевой воды в течение календарного года.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Хакасия через Боградский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий О.И. Нарожный