Решение по гражданскому делу № 2-186/2011



Дело № 2-186/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Боград Боградского района Республики Хакасия 23 июня 2011 года

Боградский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего судьи Чеменева Е.А.,

при секретаре Рыбаковой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Боградского района Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц к МОУ «Сарагашская средняя общеобразовательная школа» и Администрации МО Боградский район об обязании устранения нарушений санитарно – эпидемиологического законодательства

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Боградского района Республики Хакасия в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к МОУ «Сарагашская средняя общеобразовательная школа» и Администрации МО Боградский район об обязании устранения нарушений санитарно – эпидемиологического законодательства. Свои исковые требования прокурор мотивировал тем, что в результате проведенной проверки в МОУ «Сарагашская СОШ» были обнаружены нарушения санитарно – эпидемиологического законодательства, а именно при спортивном зале не функционируют туалеты для девочек и для мальчиков, в спортивном зале нарушена целостность стен и потолка, из - за сырости на стенах и потолке имеется грибок, потолок с трещинами, для обучающихся школы не организовано горячее питание, в связи с отсутствием предусмотренного помещения для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи, в медпункте присутствует не весь необходимый инструментарий.

В судебном заседании помощник прокурора Боградского района РХ Шаповалова Т.Н. поддержала исковые требования и, дав суду пояснения, аналогичные изложенным в описательной части решения, в части ремонта стен и потолка в спортивном зале уточнила данные требования, указав на проведение ремонта стен и потолка в спортивном зале для устранения нарушенной целостности стен и потолка, в остальной части оставив требования прежними.

Ответчик МОУ «Сарагашская СОШ» надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание своего представителя не направил, возражений относительно иска не представил. Суд определил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ответчика администрации МО Боградский район Ландышев Г.Ю. с исковыми требованиями прокурора согласился частично, просил установить длительные сроки для исполнения решения.

Третье лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание своего представителя не направило, возражений относительно иска не представил. Суд определил рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав объяснения прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1 (в ред. 02.02.2011) «Об образовании» (далее - Закон РФ «Об образовании»), образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 28.09.2010) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

Во исполнение данного закона в Российской Федерации приняты и действуют Санитарно-эпидемиологические правила. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 25.11.2002 (далее - СанПиН 2.4.2.1178-02), Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и сpeднего профессионального образования. СанПиН 2.4.5.2409-08, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 № 45 (далее - СанПиН 2.4.5.2409-08).

Согласно п. 19 ч.2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании», к компетенции образовательного учреждения относится создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.

В силу ч. 4 ст.51 Закона РФ «Об образовании», медицинское обслуживание учащихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

Частью 5 ст. 51 Закона «Об образовании» на образовательное учреждение возложена обязанность по организации питания в образовательном учреждении, где должно быть предусмотрено помещение для питания обучающихся, воспитанников.

В обеспечение реализации Закона РФ «Об образовании» Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 №196 (ред. от 10.03.2009) утверждено Типовое положение об общеобразовательном учреждении, согласно п. 7 которого общеобразовательное учреждение осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования.

Кроме того, согласно п. 23 вышеуказанного Положения медицинское обслуживание обучающихся в общеобразовательном учреждении обеспечивается медицинским персоналом, который закреплен органом здравоохранения за этим общеобразовательным учреждением и наряду с администрацией и педагогическими работниками несет ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания обучающихся.

Пунктом 24 Положения определено, что организация питания в общеобразовательном учреждении возлагается по согласованию с органами местного самоуправления на общеобразовательное учреждение и организации общественного питания. В общеобразовательном учреждении должно быть предусмотрено помещение для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи.

Прокурор, обосновывая свои требования указал, что по результатам проведенной прокуратурой района с привлечением органов Роспотребнадзора проверки в МОУ «Сарагашская СОШ» выявлены существенные нарушения требований законодательства в обозначенной сфере.

Как показала проверка, в МОУ «Сарагашская СОШ» в нарушение п. 2.3.17 СанПиН 2.4.2.1178-02 при спортивном зале не функционируют туалеты для девочек и для мальчиков.

Данный выявленный факт нарушает их права на обучение на условиях, обеспечивающих охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, а также возможности внеурочных спортивных занятий.

Вопреки требованиям п. 2.4.8 СанПиН 2.4.2.1178-02 в спортивном зале нарушена целостность стен и потолка, из-за сырости на стенах и потолке имеется грибок, потолок с трещинами.

В нарушение п. 6.8 СанПиН 2.4.5.2409-08 для обучающихся школы не организовано горячее питание, в связи с отсутствием предусмотренного помещения для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи.

Отсутствие помещения для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи, не получение обучающимися горячего питания создает угрозу здоровью детей и может повлечь возникновение заболеваний.

В нарушение п. 2.3.22 приложения 1 к СанПиН 2.4.2.1178-02 в медпункте отсутствуют: шкаф аптекарский, медицинские столики со стеклянной крыш кой, спирометр, динамометр ручной, лампа настольная офтальмологическая, фонендоскоп (норма 2 шт), бикс маленький, бикс большой, жгуты (резиновые (норма 4-6 шт), носилки, кварц тубусный, очки в детской оправе (Дрр 56-58 мм) с линзами в 1дптр, полихроматические таблицы для исследования цветоощущения, плантограф деревянный, коврик.

В связи, с чем отсутствует возможность в случае возникновения чрезвычайной ситуации, травмирования, получения увечья, отравления работников или учащихся образовательного учреждения оказания квалифицированной доврачебной помощи, которая в ряде случаев имеет первоочередное значение в деле спасения жизни и здоровья человека и, тем более ребенка.

В подтверждение данных обстоятельств прокурором представлены письменная информация Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РХ в г.Черногорске, Сорске, Боградском и Усть-Абаканском районах от 11.05.2011г. и справка о результатах проведения проверки соблюдения МОУ «Сарагашская СОШ» от 12.05.2011г. составленного помощником прокурора Боградского района Шаповаловой Т.Н.

Суд, изучив имеющиеся в деле доказательства, находит их достаточными для удовлетворения иска, в свою очередь ответчик – МОУ «Сарагашская СОШ» не явившись в судебное заседание, доказательств опровергающих доводы прокурора не представило.

Требования прокурора к администрации МО Боградский район суд находит несостоятельными, по следующим основаниям.

Согласно п.3 ст.2 ГК РФ, к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Ссылка прокурора на ст.120 ГК РФ, суд полагает некорректным, поскольку, по мнению суда, вопросы обеспечения общеобразовательных учреждений медицинскими кабинетами не регулируются нормами гражданского законодательства.

В силу ст. 12 Закона РФ «Об образовании», общеобразовательные школы являются юридическими лицами и для защиты своих прав и интересов могут пользовать любыми правовые средства, в том числе и обращения в суд к учредителю с требованием об обязании или выделении денежных средств для выделения медицинского кабинета и оснащения его соответствующим оборудованием и инструментарием.

Вышеприведённые нормы, регулирующие вопросы обеспечения исполнения санитарно – эпидемиологического законодательства накладывают такие обязанности только на образовательные учреждения.

Ответчик МОУ «Сарагашская СОШ» является самостоятельным юридическим лицом, администрация МО Боградский район не отвечает за её действия или бездействие, следовательно, требования прокурора к администрации МО Боградский район не подлежат удовлетворению.

В силу ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, на основании ст. 333.19 Налогового кодекса РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования по делу по иску прокурора Боградского района РХ в интересах неопределённого круга лиц к МОУ «Сарагашская средняя общеобразовательная школа» и Администрации МО Боградский район об обязании устранения нарушений санитарно – эпидемиологического законодательства удовлетворить частично.

Обязать Муниципальное образовательное учреждение «Сарагашская средняя общеобразовательная школа» устранить нарушения требования законодательства об образовании, СанПиН 2.4.2.1178-02 путем проведения ремонта стен и потолка в спортивном зале для устранения нарушенной целостности стен и потолка в срок до 01.09.2011 года, оборудовать медицинский кабинет в соответствие с Примерным перечнем оборудования и инструментария медицинского кабинета, утв. СанПиНом 2.4.2.1178-02 в срок до 01.01.2012 года, при спортивном зале предусмотреть туалеты для девочек и для мальчиков, выделить помещение для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи, организовать для обучающихся школы горячее питание в срок до 01.09.2012 года.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с Муниципального образовательного учреждения «Сарагашская средняя общеобразовательная школа» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4000 рублей.

На решение может быть подана жалоба в Верховный Суд Республики Хакасия в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения.

Председательствующий Е.А. Чеменев

Мотивированное решение изготовлено и подписано 28.06.2011г..