Решение по гражданскому делу №2-191/2011



Решение в окончательной форме

изготовлено 18 июля 2011 года.

Дело № 2-191/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Боград 14 июля 2011 года

Боградский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего судьи Нарожного О.И.,

при секретаре Норсеевой И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Боградского района Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования Советско-Хакасский сельсовет об обязании устранения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства при организации питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Боградского района Республики Хакасия обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования Советско-Хакасский сельсовет (далее Администрация МО Советско-Хакасский сельсовет) об обязании устранения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства при организации питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения, а именно: понуждении разработки проекта зоны санитарной охраны водоисточников в с.Советская Хакасия, получения лицензии на право пользования недрами в целях добычи подземной воды, санитарно-эпидемиологического заключения, осуществления лабораторного контроля за соответствием качества питьевой воды и прохождения медицинского осмотра.

Свои исковые требования прокурор мотивировал тем, что в результате проведенной проверки соблюдения прав граждан в сфере обеспечения качественной питьевой водой были установлены нарушения законодательства, допущенные Администрацией МО Советско-Хакасский сельсовет. В обслуживании Администрации МО Советско-Хакасский сельсовет находятся 2 водоисточника (скважины), расположенных в с.Советская Хакасия. Однако у Администрации МО Советско-Хакасский сельсовет отсутствует лицензия на пользование недрами, не имеется санитарно-эпидемиологического заключения, проекта зоны санитарной охраны, не проводится лабораторный контроль за качеством питьевой воды централизованной системы водоснабжения в с.Советская Хакасия, работниками, обслуживающими водопроводные сети в МО Советско-Хакасский сельсовет не пройдены медицинские осмотры, профессиональная гигиеническая подготовка.

В судебном заседании помощник прокурора Боградского района Республики Хакасия Шаповалова Т.Н. исковые требования поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении, уточнив требования в части предоставления срока для устранения выявленных нарушений, указав, что считает разумным для устранения нарушений установить ответчикам следующие сроки: до 01 января 2013 года разработать проект зоны санитарной охраны водоисточников в с.Советская Хакасия, получить лицензию на право пользования недрами и санитарно-эпидемиологическое заключение, до 01 сентября 2011 года организовать прохождение медицинского осмотра работниками, обслуживающими водопроводные сети и осуществлять лабораторный контроль за соответствием качества питьевой воды в течение календарного года.

Представитель ответчика Администрации МО Советско-Хакасский сельсовет, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, не просил об отложении судебного заседания либо о рассмотрении дела в его отсутствие, возражений на иск не представил.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Хакасия, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, возражений относительно исковых требований не представил.

С учетом положений ч. 3, 4 ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя ответчика Администрации МО Советско-Хакасский сельсовет, а также представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Хакасия.

Выслушав объяснения помощника прокурора Шаповаловой Т.Н., исследовав доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу ст.ст. 41, 42 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В соответствии с положениями ст. 9 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» (в ред. от 05.04.2011) пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).

В соответствии со ст. 43 Водного кодекса РФ (в ред. от 28.12.2010) для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-­эпидемиологическом благополучии населения.

В силу ч. 1 ст. 18 Закона РФ от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Согласно ч. 3 ст. 18 Закона РФ от 30.03.1999 №52-ФЗ (ред. от 28.09.2010) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Согласно п. 1.4 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02», утвержденных Постановлением Главного государственного врача РФ от 14.03.2002 №10 (далее - СанПиН 2.1.4.1110­-02) зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.

В соответствии с п. 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 организации зоны санитарной охраны должна предшествовать разработка её проекта, в который включается: определение границ зоны и составляющих её поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждения загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны.

Согласно п. 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект зон санитарной охраны должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект зон санитарной охраны разрабатывается специально.

В силу п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Пунктом 2.4. Санитарных правил СП 1.1.1058-01 «Организация и
проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных
правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 10.07.2001, зарегистрированных в Минюсте Российской Федерации 30.10.2001 №3000, предусмотрена необходимость организовывать медицинские осмотры, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией питьевой воды.

В нарушение вышеуказанной нормы СП 1.1.1058-01 работниками, обслуживающими водопроводные сети в МО Советско-Хакасский сельсовет, не пройдены медицинский осмотр, профессиональная гигиеническая подготовка.

Как следует из сообщения главы администрации МО Советско-Хакасский сельсовет, на территории МО Советско-Хакасский сельсовет находятся 2 скважины, лицензии на право пользования недрами при добыче подземных вод нет.

Обязанности по соблюдению санитарных норм и правил при эксплуатации источников и систем водоснабжения возлагается на администрацию МО Советско-Хакасский сельсовет Боградского района РХ в соответствии со ст. 19 Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Согласно справке от 13.05.2011 года, составленной по результатам проведенной прокуратурой района с привлечением органов Роспотребнадзора проверки водоисточников в МО Советско-Хакасский сельсовет, выявлено нарушение положений СанПин 2.1.4.1110-02, а именно: отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии используемых водных объектов требованиям санитарных правил, отсутствует проект зоны санитарной охраны для водоисточников, границы первого пояса для водоисточника №1067 в с.Советская Хакасия не установлены. Кроме того, в нарушение п. 2.4 Санитарных правил 1.1.1058-01 не пройдены медицинские осмотры, профессиональная гигиеническая подготовка работниками, обслуживающими водопроводные сети.

В нарушение п. 4.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 №24, лабораторный контроль за качеством питьевой воды централизованной системы питьевого водоснабжения с.Советская Хакасия не проводится. В 2008-2009 годах лабораторные исследования качества питьевой воды в с.Советская Хакасия осуществлялись не в полном объеме.

Судом установлено, что нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, указанные в исковом заявлении прокурора, имели место при осуществлении администрацией МО Советско-Хакасский сельсовет питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Деятельность администрации МО Советско-Хакасский сельсовет Боградского района по организации питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения без лицензии на право пользования недрами в целях добычи подземной воды, санитарно-эпидемиологического заключения, проекта зоны санитарной охраны, без прохождения медицинского осмотра работником, обслуживающим водопроводные сети, без осуществления лабораторного контроля за соответствием качества питьевой воды, противоречит требованиям федерального законодательства о водопользовании, о недрах и об охране окружающей природной среды. Указанными нарушениями законодательства, допускаемыми в своей деятельности Администрацией МО Советско-Хакасский сельсовет, нарушаются права и законные интересы населения, проживающего в с.Советская Хакасия на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Согласно п. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Прокурор Боградского района Республики Хакасия воспользовался своим правом обращения в суд с исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц.

При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования прокурора Боградского района законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Срок для устранения выявленных нарушений, указанный помощником прокурора Боградского района Шаповаловой Т.Н., суд находит разумным.

Согласно п. 19 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Боградского района Республики Хакасия удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования Советско-Хакасский сельсовет устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства при организации питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения:

- разработать проект зоны санитарной охраны водоисточников в с.Советская Хакасия, получить лицензию на право пользования недрами в целях добычи подземных вод, получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта требованиям санитарных правил в срок до 01 января 2013 года,

- организовать прохождение медицинского осмотра работниками, обслуживающими водопроводные сети в срок до 01 сентября 2011 года,

- осуществлять лабораторный контроль за соответствием качества питьевой воды в течение календарного года.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Хакасия через Боградский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий О.И. Нарожный