Решение в окончательной форме изготовлено 20 января 2012 года. Дело №2-5/2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ с. Боград 16 января 2012 года в составе председательствующего судьи Нарожного О.И., при секретаре Беляевой Н.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Хакасия к Бюджетному муниципальному учреждению здравоохранения «Боградская районная больница» об устранении нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства, УСТАНОВИЛ: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Хакасия (далее по тексту Управление Роспотребнадзора по Республике Хакасия) обратилось с иском, в порядке ст. 46 ГПК РФ, в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Боградская районная больница» (далее по тексту БМУЗ «Боградская РБ») об устранении нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства. В своих исковых требованиях Управление Роспотребнадзора по Республике Хакасия просило суд признать незаконными действия ответчика по невыполнению предписания об устранении нарушений (номер) от (дата), обязать ответчика в трехмесячный срок выполнить требования СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», обязать ответчика довести до сведения жителей муниципального образования Боградский район через средства массовой информации. Свои исковые требования мотивируя тем, что ответчик являясь учреждением, оказывающим медицинские услуги, обязан соблюдать требования федерального санитарного законодательства, однако при проведении с (дата) по (дата) выездной внеплановой проверки в отношении ответчика установлено невыполнение ранее выданного предписания об устранении нарушений (номер) от (дата). В судебном заседании представитель истца Управления Роспотребнадзора по Республике Хакасия Устинова Л.А., действующая на основании доверенности, исковые требования уточнила, просила суд обязать ответчика в трехмесячный срок выполнить требования СанПин 2.1.3.2630-10, а именно: устранить нарушения внутренней отделки в помещениях класса А и Б (предоперационной, операционной); провести ремонт помещения в моечной; устранить дефекты пола в операционной, предоперационной; оборудовать умывальники установками смесителей с локтевым (не кистевым) управлением в помещениях, требующих особого режима и чистоты рук обслуживающего медперсонала, пост медсестры оборудовать умывальником для рук; установить локтевые дозаторы с жидким (антисептическим мылом) и растворами антисептиков в процедурной, перевязочных, в палате интенсивной терапии, заменить ржавые раковины в предоперационной; исключить естественное проветривание через фрамуги в операционной, относящейся по чистоте к классу А; оборудовать сплошными рассеивателями источники искусственного освещения в палатах для больных. Указав, что несоблюдением юридическим лицом, оказывающим медицинские услуги – БМУЗ «Боградская РБ» санитарных правил и норм нарушаются права пациентов на получение безопасных медицинских услуг, охрану их здоровья. Полагает, что трехмесячный срок для устранения выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства является разумным, поскольку учреждением постоянно оказываются медицинские услуги и ждать проведения реконструкция данного учреждения нецелесообразно. Представитель ответчика БМУЗ «Боградская РБ» Матвеева Е.Г., действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями согласилась, не оспаривая обязанность ответчика соблюдать требования санитарного законодательства и устранить выявленные при выездной проверке нарушения, полагала необходимым установить срок для устранения нарушений до (дата). Суду пояснила, что ответчиком предприняты меры по устранению указанных недостатков, заключены договоры поставки и приобретены кафельная плитка, смесители, водонагреватели. Часть пунктов предписания ответчик выполняет, однако подтвердить это она возможности не имеет. К маю 2012 года выявленные нарушения требований СанПиН будут устранены Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Администрации МО Боградский район Калюкшина Л.В., действующая на основании доверенности, относительно исковых требований возражала, ссылаясь на отзыв на исковое заявление, указала, что решением Боградского районного суда от (дата) исковые требования прокурора Боградского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены, указанным решением суд обязал ответчика МУЗ «Боградская РБ» устранить нарушения СанПиН 2.(дата)-10. В настоящее время в БМУЗ «Боградская РБ» планируется реконструкция, (дата) был заключен муниципальный контракт на разработку проектно-сметной документации на проведение реконструкции, проводится государственная экспертиза проектно-сметной документации. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему. В силу положений ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья граждан – система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи. В силу требований ст. 11 Федерального закона 30.03.1999 №52-ФЗ (ред. от 07.12.2011) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. В соответствии с п. 1 ч. 1 чт. 44 Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя организацию и проведение проверок выполнения юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, и гражданами требований санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Статьями 49 и 50 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» регламентированы перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, их права при осуществлении надзора. В силу ч. 2 ст. 50 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, обязательные для исполнения ими в установленные сроки. Согласно п. 1, 2 Положения об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.09.2005 №569 (ред. от 21.04.2010) государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации осуществляется в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Основными задачами государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Согласно пункту 1 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Хакасия, утвержденного Приказом Роспотребнадзора от 20.07.2006 №206 (в ред. от 13.02.2008), Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Хакасия (Управление Роспотребнадзора по Республике Хакасия) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. В соответствии с п.п. 8, 8.1, 8.1.1 к полномочиям Управления Роспотребнадзора по Республике Хакасия отнесен, в том числе и государственный санитарно-эпидемиологический надзор за санитарно-эпидемиологическим состоянием лечебно-профилактических учреждений. Во исполнение положений Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» действуют санитарные правила и нормы, в частности СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 №58 В соответствии с п.п. 1.1, 1.2 СанПиН 2.1.3.2630-10 указанные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, противоэпидемическому режиму, профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям, условиям труда персонала, организации питания пациентов и персонала организаций, осуществляющих медицинскую деятельность. Санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих медицинскую деятельность, и обязательны для исполнения на территории Российской Федерации. Так, согласно требованиям п.4.2 СанПиН 2.1.2.2630-10 поверхность стен, полов и потолков помещений должна быть гладкой, без дефектов, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к обработке моющими и дезинфицирующими средствами. При использовании панелей их конструкция также должна обеспечивать гладкую поверхность. Требования п. 4.3 СанПиН 2.1.2.2630-10 предписывают, что покрытие пола должно плотно прилегать к основанию. Сопряжение стен и полов должно иметь закругленное сечение, стыки должны быть герметичными. При использовании линолеумных покрытий края линолеума у стен могут быть подведены под плинтуса или возведены на стены. Швы примыкающих друг к другу листов линолеума должны быть пропаяны. В вестибюлях полы должны быть устойчивы к механическому воздействию (мраморная крошка, мрамор, мозаичные полы и другие). Полы в операционных, наркозных, родовых и других аналогичных помещениях должны быть антистатическими. В силу требований п.4.4 СанПиН 2.1.2.2630-10 в помещениях классов чистоты А и Б покрытия стен на всю высоту помещений и потолка должны быть гладкими, влагостойкими, устойчивыми к применению моющих и дезинфицирующих средств. Согласно п. 5.6 СанПиН 2.1.2.2630-10 предоперационные, перевязочные, родовые залы, реанимационные, процедурные кабинеты, посты медсестер при палатах новорожденных, и другие помещения, требующие соблюдения особого режима и чистоты рук обслуживающего медперсонала, следует оборудовать умывальниками с установкой смесителей с локтевым (бесконтактным, педальным и прочим не кистевым) управлением и дозаторами с жидким (антисептическим) мылом и растворами антисептиков. Согласно п. 6.11 СанПин 2.1.2.2630-10 вне зависимости от наличия систем принудительной вентиляции во всех лечебно-диагностических помещениях, за исключением помещений чистоты класса А, должна быть предусмотрена возможность естественного проветривания. В соответствии с приложением 3 к СанПиН 2.1.3.2630-10 к помещениям чистоты класса А относятся: операционные, послеоперационные палаты, реанимационные залы (палаты), в том числе для ожоговых больных, палаты интенсивной терапии, родовые. В силу требований п. 7.8 СанПиН 2.1.3.2630-10 светильники общего освещения помещений, размещаемые на потолках, должны быть со сплошными (закрытыми) рассеивателями. Ответственность за соблюдение требований настоящих правил возлагается на индивидуальных предпринимателей, юридических и должностных лиц (пункт 1.5 СанПиН 2.1.3.2630-10). Осуществляя предоставленные полномочия по надзору за санитарно-эпидемиологическим состоянием лечебно-профилактических учреждений, Управлением Роспотребнадзора по Республике Хакасия в адрес МУЗ «Боградская РБ» вынесено предписание (номер) от (дата), котрым предписано проведение ряда мероприятий по устранению выявленных нарушений с указанием конкретных сроков выполнения (л.д. 14-15). По результатам проведенной с (дата) по (дата) внеплановой выездной проверки в отношении МУЗ «Боградская РБ» было установлено, что выданное ранее предписание об устранении нарушений (номер) от (дата) исполнено не в полном объеме, что подтверждается протоколом осмотра от (дата) (л.д.16) и актом проверки (номер) от (дата) (л.д.17-18), согласно которому в МУЗ «Боградская РБ»: - не устранены выявленные нарушения внутренней отделки в помещениях класса А и Б (предоперационной, операционной), а именно – не устранены глубокие швы между керамической плиткой, в предоперационной разрушена поверхность короба, скрывающего коммуникации, что является нарушением требований п.4.4 СанПиН 2.1.3.2630-10; - не устранены дефекты светонесущей стены в моечной хирургического отделения (имеется глубокая щель), что является недопустимым для проведения влажной уборки и обработки моющими и дезинфицирующими средствами, не проведен ремонт помещения. В помещении хранения чистого белья внутренняя отделка стен не допускает влажную уборку, нарушены требования п.4.2 СанПиН 2.1.3.2630-10; - не устранены дефекты пола: пол не является антистатическим, нарушено покрытие в операционной, предоперационной – покрытие масляной краской стерлось, между напольными плитами имеются глубокие щели. В процедурной хирургического отделения линолеумное покрытие имеет щели во многих местах, в том числе под раковиной, не подведено под плинтус, швы листов линолеума не пропаяны, что является нарушением требований п.4.3 СанПиН 2.1.3.2630-10; - умывальники не оборудованы установками смесителей с локтевым (не кистевым) управлением в помещениях, требующих особого режима и чистоты рук обслуживающего медперсонала (процедурная, перевязочная (чистая и гнойная), палата интенсивной терапии), пост медсестры не оборудован умывальником для рук. Не установлены локтевые дозаторы с жидким (антисептическим мылом) и растворами антисептиков в процедурной, перевязочных (чистой и гнойной), палате интенсивной терапии. Не заменены ржавые раковины в предоперационной, что является нарушением требований п.5.6 СанПиН 2.1.3.2630-10; - не исключается естественное проветривание через фрамуги в операционной, относящейся по чистоте к классу А, так как не установлена система приточно-вытяжной вентиляции, что является нарушением требований п. 6.11 СанПиН 2.1.3.2630-10; - не оборудованы сплошными рассеивателями источники искусственного освещения в палатах для больных (п. 7.8 СанПиН 2.1.3.2630-10). Указанные обстоятельства подтверждаются постановлением по делу об административном правонарушении (номер) от (дата), вынесенным и.о. главного государственного санитарного врача по Республике Хакасия , согласно которому юридическое лицо МУЗ «Боградская РБ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Невыполнение мероприятий по устранению нарушений действующего санитарно-эпидемиологического законодательства стороной ответчика не оспаривалось ни при проведении проверок, ни в судебном заседании по настоящему гражданскому делу. Согласно положениям Устава Бюджетного муниципального образовательного учреждения «Боградская районная больница», утвержденного постановлением главы администрации МО Боградский район от (дата) (номер) следует, что БМУЗ «Боградская РБ» является юридическим лицом, а именно некоммерческой организацией, финансируемой за счет бюджета на основе сметы, средств фонда обязательного медицинского страхования и иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации. Учреждение имеет самостоятельный баланс, расчетный счет и иные счета в учреждениях банков (п.1.1, 1.6, 1.7 Устава). Судом установлено, что нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, указанные в исковом заявлении, имели место при осуществлении деятельности БМУЗ «Богрдская РБ». Совокупность исследованных по делу доказательств позволяет суду прийти к достоверному выводу о том, что ответчиком БМУЗ «Боградская РБ», являющимся юридическим лицом, в полном объеме не выполняются требования санитарно-эпидемиологического законодательства, кроме того, не выполнено в полном объеме предписание по их устранению, вынесенное уполномоченным органом в рамках государственного санитарно-эпидемиологического надзора, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на охрану здоровья и получение безопасных медицинских услуг, поскольку несоблюдение ответчиком требований санитарного законодательства грубо нарушает права пациентов БМУЗ «Боградская РБ», ставит под угрозу их жизнь и здоровье, может способствовать причинению вреда здоровью. Как установлено в судебном заседании и не оспаривается ответчиком, нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства были допущены в своей деятельности БМУЗ «Боградская РБ», указание истцом наименования ответчика МБУЗ «Боградская РБ» суд считает технической ошибкой. Доводы представителя ответчика БМУЗ «Боградская РБ» о том, что в БМУЗ «Боградская РБ» планируется реконструкция, заключен муниципальный контракт на разработку проектно-сметной документации на проведение реконструкции, в настоящее время проводится государственная экспертиза проектно-сметной документации, суд находит несостоятельными, поскольку уже в настоящее время, до проведения реконструкции учреждением, осуществляющим лечебную деятельность, должны неукоснительно соблюдаться требования санитарно-эпидемиологических правил, оказываемые учреждением медицинские услуги должны быть безопасными и служить охране и укреплению здоровья граждан, обращающихся за медицинской помощью. Доказательств исполнения требований предписания Роспотребнадзора по Республике Хакасия (номер) от (дата) представителем ответчика БМУЗ «Боградская РБ» в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не представлено. При определении срока, в течение которого ответчик обязан провести ряд мероприятий по устранению выявленных нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства, суд находит разумным и достаточным для выполнения требований предписания установить ответчику трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу. О достаточности трехмесячного срока для устранения выявленных нарушений свидетельствует и тот факт, что предписание ответчику об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства было вынесено еще (дата). В соответствии с ч. 1 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В силу п. 7 ч. 4 ст. 40 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 (ред. От 18.07.2011) «О защите прав потребителей» должностные лица органа государственного надзора в порядке, установленном законодательством, имеют право обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей. Управление Роспотребнадзора по Республике Хакасия воспользовалось своим правом обращения в суд с исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц. В этой связи исковые требования Управления Роспотребнадзора по Республике Хакасия, с учетом уточнений, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению. В силу положений ст. 46 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 (ред. От 18.07.2011) «О защите прав потребителей» при удовлетворении иска органа государственного надзора о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации), суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда. На основании изложенного и руководствуясь ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» суд полагает необходимым обязать ответчика БМУЗ «Боградская РБ» в двадцатидневный срок со дня вступления решения в законную силу довести настоящее решения суда до сведения жителей муниципального образования Боградский район через средство массовой информации общественно-политическую газету Боградского района Республики Хакасия «Родная земля». В силу ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, на основании ст. 333.19 Налогового Кодекса РФ. Согласно положениям ст.333.19 НК РФ с ответчика БМУЗ «Боградская РБ» подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в сумме 4000 рублей по исковому требованию неимущественного характера. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, РЕШИЛ: Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Хакасия удовлетворить. Обязать Бюджетное муниципальное учреждение здравоохранения «Боградская районная больница» в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства – СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 №58, а именно произвести следующие действия: - устранить нарушения внутренней отделки в помещениях класса А и Б (предоперационной, операционной), а именно: устранить глубокие щели в швах между керамической плиткой, на поверхности короба, скрывающего коммуникации в предоперационной; - провести ремонт помещения моечной – устранить дефекты отделки и щели в светонесущей стене; - устранить дефекты пола в операционной, предоперационной; - оборудовать умывальники установками смесителей с локтевым (не кистевым) управлением в помещениях, требующих особого режима и чистоты рук обслуживающего медперсонала (процедурная, перевязочные (чистая и гнойная), палата интенсивной терапии), пост медицинской сестры оборудовать умывальником для рук; - установить локтевые дозаторы с жидким (антисептическим мылом) и растворами антисептиков в процедурной, перевязочных (чистой и гнойной), в палате интенсивной терапии. Заменить ржавые раковины в предоперационной; - исключить естественное проветривание через фрамуги в операционной, относящейся по чистоте к классу А; - оборудовать сплошными рассеивателями источники искусственного освещения в палатах для больных. Обязать Бюджетное муниципальное учреждение здравоохранения «Боградская районная больница» в двадцатидневный срок со дня вступления решения в законную силу довести настоящее решение суда до сведения потребителей через средство массовой информации общественно-политическую газету Боградского района Республики Хакасия «Родная земля». Взыскать с Бюджетного муниципального учреждения здравоохранения «Боградская районная больница» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере (сумма) рублей. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия через Боградский районный суд в течение 1 месяца со дня изготовления решения в окончательной форме. Председательствующий О.И. Нарожный