№ 2-362/2011



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Боготол                                                                                                             16 июня 2011 г.

Судья Боготольского районного суда Красноярского края Левченко Л.В.,

с участием представителя истца Коренько М.М. – ..., представителя ответчика администрации ... ...,

при секретаре Гольденберг А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коренько М.М. к администрации ... о признании Коренько М.М. нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий,

У С Т А Н О В И Л:

Коренько М.М. обратился в суд с иском о признании недействительным отказа ответчика в принятии его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и обязании ответчика поставить его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Требования мотивировал тем, что он проживает в частном доме общей площадью ... кв.м. по адресу: г. ... .... Данный дом находиться в собственности дочери. Совместно с ним проживают, дочь, зять, двое внуков и правнучка. В течение года он трижды обращался к ответчику с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и трижды ему отказывали. Последний раз администрация сообщила, что в соответствии с решением жилищной комиссии администрации ..., он не признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, так как он обеспечен общей площадью жилого помещения на одного человека более учетной нормы. Данный отказ он считает не обоснованным, так как он является участником ВОВ, в очереди на получение благоустроенного жилья никогда не стоял, всю жизнь прожил в своем доме. После смерти жены и ухудшения здоровья, содержать дом стало не по силам, он продал дом и перешел жить к дочери.

Представитель истца Коренько М.М. – ... в судебном заседании исковые требования уточняла, первоначально просила признать истца нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставить Коренько М.М. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным п.2 и п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ, по недостаточности квадратных метров и состоянию здоровья., впоследствии по п.3 ст.51 ЖК РФ, как проживающего в неблагоустроенном жилом помещении, где условия не соответствуют для его проживания из-за возраста, инвалидности по зрению, по дому он передвигается по стенке, туалет на улице, один он дойти не может, они все работают. Возможности оборудовать дом удобствами не имеется технически, участок вместе с домом около 6 соток, улица узкая, проложить коммуникации негде, до ближайших канализационных сетей около 1 км.

Представитель ответчика администрации ... ... исковые требования не признала в полном объеме по основаниям, указанным в представленном ранее отзыве, где указывалось, что постановлением администрации ... от ... установлена учетная норма площади жилого помещения для определения уровня обеспеченности граждан в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 11 кв.м. общей площади занимаемого жилого помещения на одного члена семьи. Жилищной комиссией администрации ... рассмотрен вопрос о признании нуждающимся в жилых помещениях и постановки в список ветеранов ВОВ, предоставлении жилых помещений по договору социального найма Коренько М.М. Комиссией было установлено, что М.М. проживает по ..., количество проживающих составляет ... человек. Кроме того, комиссией установлено, что жене внука Коренько М.М. на праве общей совместной собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу; .... согласно подсчетам, обеспеченность площадью на 1 члена семьи составила ... кв.м. Решения о признании дома непригодным для проживания не имеется. В связи с чем, просит в удовлетворении искового заявления Коренько М.М. отказать в полном объеме.

Третьи лица - Министерство строительства и архитектуры ... и Министерство социальной политики ... в зал суда не явились, извещены надлежащим образом, об отложении дела не ходатайствовали. Представитель министерства социальной политики ... в отзыве указала, что проживание в неблагоустроенных домах не является основанием для признания граждан нуждающимися в жилом помещении. Решение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания принимает межведомственная комиссия, образованная органом местного самоуправления. В полномочия министерства социальной политики ... учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не входит. Дело просил рассмотреть в его отсутствие.

Министр строительства и архитектуры ... ... просил дело рассматривать в его отсутствие, по существу заявленных требований сообщил, что вопросы постановки на учет ветеранов ВОВ нуждающихся в улучшении жилищных условий в компетенцию министерства не входит.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии надлежащим образом уведомленных третьих лиц – Министерства строительства и архитектуры ... и Министерства социальной политики ....

Суд, выслушав мнение сторон, исследовав материалы гражданского дела, считает, что заявленные требования Коренько М.М. подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям:

В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

В соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда в установленном настоящим Кодексом порядке, малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Согласно ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Таким образом, Законодательством установлены особый порядок и условия предоставления жилого помещения по договору социального найма гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, с учетом льгот по предоставлению жилых помещений.

В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Таким образом, как вытекает из указанной статьи Конституции РФ, право на бесплатное получение жилища гарантируется не всем, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам.

В соответствии с Указом Президента РФ N 714 от 07 мая 2008 года "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", ветераны ВОВ, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеющие право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее по тексту ФЗ "О ветеранах"), до 1 мая 2010 года должны быть обеспечены жильем за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.15 ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной предоставляется, в том числе, такая мера социальной поддержки, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Согласно ч.1 ст.23.2 ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями, указанными в пункте 1 настоящей статьи.

Законом Красноярского края от 18.02.2010 года № 10-4386 «О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» определены категории ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, имеющих право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем.

Меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются ветеранам согласно ст.2 указанного Закона Красноярского края при условии, что они являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Обеспечение жильем ветеранов, намеренно ухудшивших жилищные условия в целях приобретения или сохранения права состоять на учете, производится не ранее чем по истечении пяти лет со дня совершения указанных действий.

Принятие ветеранов на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и ведение учета согласно ст.3 данного Закона осуществляется органом местного самоуправления по месту жительства ветерана в порядке, установленном Законом края от 23 мая 2006 года N 18-4751 "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края".

По делу установлено, что Коренько М.М. является участником Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением серии ..., выданным ... и инвалидом ... группы «по зрению», что подтверждается справкой ....

... Коренько М.М. с одной стороны и ... с другой стороны заключили договор, по условиям которого Коренько М.М. продал принадлежащий ему на праве собственности по решению ... районного суда от ... жилой дом по адресу: ....

После продажи дома Коренько М.М. с ... года по настоящее время проживает с дочерью ... по адресу: г. ..., в состав семьи входят также зять – ..., внучка – ..., правнучка – ..., внук – ..., что подтверждается справкой Компании по управлению жилищным фондом ... от ..., выпиской из домовой книги и не оспаривается сторонами.

Жилой дом, расположенный по адресу: ... находится в собственности ... согласно свидетельства о государственной регистрации права от ....

В соответствии с техническим паспортном, общая площадь жилого дома расположенного по адресу: г. ... ..., составляет ... кв.м. Дом имеет печное отопление и центральное электроснабжение. Общий процент износа по состоянию на ... составляет 0 %.

Дом не имеет ванной комнаты и санузла, не подключен к системе центрального горячего водоснабжения, отопления и городской канализации, что подтверждается также актом обследования жилищно-бытовых условий, составленном ... комиссионно с участием истца и ответчика.

Первоначально Коренько М.М. обращался в администрацию ... с заявлением о признании малоимущим с целью обеспечения социальным жильем граждан, признанных малоимущими, ...

По результатам рассмотрения данного заявления Коренько М.М. администрация ... не признала его малоимущим, поскольку пороговый доход превышает установленную величину более чем на 5 %, о чем было сообщено заявителю письмом от ... ....

... Коренько М.М. подал заявление в администрацию ... о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении муниципального жилищного фонда по договору социального найма.

Согласно выписке из протокола жилищной комиссии администрации ... ... от ..., обеспеченность площадью на 1 члена семьи Коренько М.М. по адресу: г. ... составляет ... кв.м. из расчета ....

В связи с чем решением жилищной комиссии администрации ... от ... Коренько М.М. не был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий на основании п.п.2 п.1 ст.54 ЖК РФ и ему было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося.

В соответствии с постановлением администрации ... от ... ... «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилых помещений гражданам по договору социального найма» учетная норма граждан РФ, постоянно проживающих на территории ..., установлена в размере менее ... кв. метров общей площади жилого помещения на одного человека.

Несмотря на то, что уровень обеспеченности Коренько М.М. жилой площадью превышает учетную норму, имеющееся у него заболевание не входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, суд считает, что Коренько М.М.. необоснованно не был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и ему было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося изначально по его заявлению от ...

Суд считает не состоятельными доводы представителя ответчика администрации ... и Министерства социальной политики о том, что оснований для признания Коренько М.М. нуждающимся в улучшении жилищных условий не имеется, поскольку дом по ... не признан непригодным для проживания.

Согласно п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Признание нуждающимся в улучшении жилищных условий, исходя из требований закона, не поставлено в зависимость от признания жилого помещения непригодным для проживания. Основанием для признания нуждающимися является проживание в жилом помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Статьей 15 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ), регулирующей объекты жилищных прав, предусмотрено, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Согласно положениям п. п. 3 и 4 ст. 15 ЖК РФ порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 2007 года N 494) (далее - Положение), которым разработаны нормативные требования, предъявляемые к жилому помещению, а также сам порядок признания его жилым.

Согласно п.12 указанного Положения жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.

Закрепляя право на жилище и предполагая прежде всего ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления прав на жилище, при этом предусматривает малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, предоставлять бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами (ст. 40 Конституции Российской Федерации).

Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула, ст. 2, ст. 21 часть 1 Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, которые в силу возраста, состояния здоровья и иных объективных факторов не имеют возможности обеспечить себе безопасное и комфортное жилье, преодолев сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.

Как установлено судом, Коренько М.М. в силу сложившейся жизненной ситуации, возраста, состояния здоровья с ... г. проживает с дочерью ..., своего жилого помещения ни на праве собственности, ни по договору социального найма, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, не имеет. В данном случае его право пользования жилым помещением дочери производно от ее волеизъявления, как собственника дома.

При этом суд учитывает, что возраст Коренько М.М., которому ... года, он является участником ВОВ, инвалидом по зрению ... группы, а потому ему, пожилому человеку, затруднительно проживать в доме с печным отоплением, не обеспеченным централизованным хозяйственно-питьевым и горячим водоснабжением, водоотведением, с расположенными во дворе удобствами. Город ... не относится к поселениям без централизованных инженерных сетей, где допускается в одно- и двухэтажных зданиях отсутствие водопровода и канализированных уборных.

Коренько М.М., как участник ВОВ, подлежит обеспечению жильем как иные категории граждан, определенные Федеральным законом от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». При этом необходимость признания указанной категории граждан малоимущими, в целях обеспечения их жильем, отсутствует.

В связи с чем, оснований для отказа администрацией ... в признании Коренько М.М. нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку пороговый доход превышает установленную величину более чем на 5 %, по его заявлению от ... не имелось.

С учетом установленных обстоятельств дела суд полагает, что имеются основания для признания Коренько М.М. нуждающимся в улучшении жилищных условий, как участника ВОВ, в соответствии с п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ с постановкой его на соответствующий учет с даты подачи первоначального заявления от ...

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                                Р Е Ш И Л :

Исковые требования Коренько М.М. к администрации ... о признании Коренько М.М. нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий – удовлетворить.

Признать Коренько М.М. нуждающимся в улучшении жилищных условий, как участника Великой Отечественной войны.

Обязать администрацию ... поставить Коренько М.М. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, как участника Великой Отечественной войны, с ...

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Боготольский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                                                                                                   Л.В.Левченко