Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Боготол 05 мая 2011 г.
Судья Боготольского районного суда Красноярского края Левченко Л.В.,
с участием представителя истца Пшонко А.Е. – ..., представителя ответчика администрации ... ...,
при секретаре Гольденберг А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пшонко А.Е. к администрации ... о признании Пшонко А.Е. нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий,
У С Т А Н О В И Л:
Пшонко А.Е. обратилась в суд с иском о признании действий администрации ... о снятии ее с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий недействительными и обязании ответчика признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и включить в список ветеранов ВОВ, членов семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий с ... Требования мотивировала тем, что она является вдовой участника ВОВ. С заявлением о постановке на учет обратилась ..., письмом от ... была информирована о том, что снята с учета в соответствии с п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ. Однако, передав в собственность сыну жилой дом по ..., как проживала с ... года, так и проживает в этом доме до настоящего времени. Чтобы не было неудобств при совместном проживании, ей было предложено перейти в пустой дом зятя по ..., однако, когда ... г. она смогла посмотреть этот дом, то оказалось, что он сгнил и не пригоден для проживания. Ее жилищные условия не ухудшились, она как жила, так и живет в старом холодном доме по ....
Представитель истца Пшонко А.Е. – ... в судебном заседании исковые требования уточнила, просила признать истца нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставить Пшонко А.Е. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по основанию, предусмотренному п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ, как проживающую в неблагоустроенном доме, не соответствующем санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам, дело рассмотреть в отсутствии истца в связи с ее состоянием здоровья.
Представитель ответчика администрации ... ... исковые требования не признал в полном объеме в связи с тем, что жилой дом по ..., где проживает истица, не признан не пригодным для проживания.
Третьи лица - Министерство строительства и архитектуры ... и Министерство социальной политики ... в зал суда не явились, извещены надлежащим образом, об отложении дела не ходатайствовали. Министр социальной политики ... в отзыве указал, что ветераны ВОВ, члены их семей подлежат обеспечению жильем, как иные категории граждан, определенные Федеральным законом от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». При этом необходимость признания указанной категории граждан малоимущими, в целях обеспечения их жильем, отсутствует. Проживание в неблагоустроенных домах не является основанием для признания граждан нуждающимися в жилом помещении. В соответствии с письмом Минрегиона РФ от 18.01.2010 г. № 809-СК/07 «О разъяснении вопросов, связанных с обеспечением жильем ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ», если решением межведомственной комиссии жилое помещение не будет признано непригодным для проживания, а проживающие в нем граждане не признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, то обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета они не подлежат. В полномочия министерства социальной политики Красноярского края учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, не входит. Дело просил рассмотреть в его отсутствие.
Министр строительства и архитектуры ... ... по существу заявленных требований сообщил, что вопросы постановки на учет ветеранов ВОВ нуждающихся в улучшении жилищных условий в компетенцию министерства не входят.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии надлежащим образом уведомленных третьих лиц – Министерства строительства и архитектуры ... и Министерства социальной политики ....
Суд, выслушав мнение сторон, исследовав материалы гражданского дела, считает, что заявленные требования Пшонко А.Е. подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям:
В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда в установленном настоящим Кодексом порядке, малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Согласно ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Таким образом, Законодательством установлены особый порядок и условия предоставления жилого помещения по договору социального найма гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, с учетом льгот по предоставлению жилых помещений.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Таким образом, как вытекает из указанной статьи Конституции РФ, право на бесплатное получение жилища гарантируется не всем, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам.
В соответствии с Указом Президента РФ N 714 от 07 мая 2008 года "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", ветераны ВОВ, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеющие право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее по тексту ФЗ "О ветеранах"), до 1 мая 2010 года должны быть обеспечены жильем за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с под. 4 п. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 29.06.2009 N 135-ФЗ в ред. от 21.12.2009 N 327-ФЗ, от 06.05.2010 N 79-ФЗ) меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета осуществляется указанным лицам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года, в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Вставшие на учет после 1 января 2005 года обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу под. 3 п. 2 указанной статьи Закона независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии или заработка меры социальной поддержки предоставляются, в том числе супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак.
В соответствии со ст. 23.3 названного Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в ред. Федеральных законов от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ). Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта РФ.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями, указанными в пункте 1 настоящей статьи.
Законом Красноярского края от 18.02.2010 года № 10-4386 «О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» определены категории ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, имеющих право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем.
Меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются ветеранам согласно ст.2 указанного Закона Красноярского края при условии, что они являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Обеспечение жильем ветеранов, намеренно ухудшивших жилищные условия в целях приобретения или сохранения права состоять на учете, производится не ранее чем по истечении пяти лет со дня совершения указанных действий.
Принятие ветеранов на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и ведение учета согласно ст.3 данного Закона осуществляется органом местного самоуправления по месту жительства ветерана в порядке, установленном Законом края от 23 мая 2006 года N 18-4751 "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края".
По делу установлено, что Пшонко А.Е. является вдовой ветерана ВОВ, что подтверждается удостоверением, справкой военного комиссара, свидетельством о заключении брака, свидетельством о смерти ...
... Пшонко А.Е. подарила сыну ... дом по адресу: ..., принадлежащий ей на праве собственности на основании свидетельства о праве на наследство от ...
... Пшонко А.Е. обратилась в администрацию ... с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с отсутствием жилого помещения по договору соцнайма или на праве собственности. Членов семьи в заявлении не указано.
Согласно выписке из домовой книги от ... Пшонко А.Е. проживает по адресу: ..., где зарегистрирована с ..., кроме нее по данному адресу зарегистрирован сын ... с ...
По результатам рассмотрения заявления Пшонко А.Е. администрация ... не признала ее нуждающейся с целью постановки на очередь для улучшения жилищных условий, поскольку пороговый доход превышает установленную величину более чем на 5 %, о чем было сообщено заявителю письмом от ... ....
... Пшонко А.Е. была снята с регистрационного учета по адресу: ... и зарегистрирована по адресу: ...
... Пшонко А.Е. вновь обратилась в администрацию ... с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Решением жилищной комиссии администрации ... ... от ... Пшонко А.Е. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке в список ветеранов ВОВ, членов семей погибших инвалидов, и участников ВОВ. Администрацией ... вынесено соответствующее постановление ... от ..., о чем сообщено Пшонко А.Е. письмом ... от ...
В материалах дела имеется письмо Министра социальной политики ... ... от ... ... главе администрации ..., согласно которого в Министерство социальной политики был представлен пакет документов, необходимый для рассмотрения вопроса о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения Пшонко А.Е., являющейся вдовой участника ВОВ. Учетное дело возвращено в администрацию ... с просьбой пояснить, чем руководствовалась жилищная комиссия, принимая положительное решение о постановке вдовы на жилищный учет – по какой причине не был учтен факт переезда вдовы в ... г. из жилого помещения, принадлежащего сыну.
Решением жилищной комиссии администрации ... ... от ... Пшонко А.Е. была исключена из списка ветеранов ВОВ, членов семей погибших инвалидов, и участников ВОВ в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма на основании п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ. Постановлением администрации ... ... от ... внесены соответствующие изменения в списки очередности граждан, нуждающихся в жилых помещениях, о чем сообщено Пшонко А.Е. письмом ... от ...
Представитель истца ... суду пояснила, что снятие Пшонко А.Е. с регистрационного учета по адресу: ... и регистрация ее по адресу: ... было произведено по предложению специалиста администрации ..., чтобы Пшонко А.Е. была зарегистрирована одна и могла быть признана малоимущей, что не оспаривал представитель ответчика.
Как установлено судом, фактически Пшонко А.Е. в дом по адресу: ... не вселялась, намерений там проживать, как член семьи собственника данного жилого помещения – ..., не имела, как проживала, так и проживает по адресу: ..., что подтвердили суду свидетели ..., ..., а также подтверждается заявлением Пшонко о регистрации от ..., тем фактом, что ... в этот же день ... был снят с регистрационного учета по адресу: ....
Представитель ответчика также не оспаривал тот факт, что истец Пшонко А.Е. проживает по ..., но не может быть признана нуждающейся, так как нет решения о признании данного дома непригодным для проживания, несмотря на то, что истица обратилась с соответствующим заявлением в администрацию ... в конце ... г., однако решение до настоящего времени не принято.
Суд считает, что Пшонко А.Е. необоснованно не была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и ей было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся изначально по ее заявлению от ...
Так, Пшонко А.Е. проживает в одноэтажном неблагоустроенном бревенчатом ... года постройки. По данным архива ... отделения Ростехинвентаризации износ указанного жилого дома по состоянию на последнюю дату инвентаризации – ... составляет ... %, что подтверждается справкой от ...
Согласно санитарно-эпидемиологического заключения от ... дом по ... не соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам. Из соответствующего экспертного заключения усматривается, что на стенах и потолке имеются трещины и выпучивание побелки, протечки, углы стен имеют следы увлажнения, так как промерзают в зимнее время, полы местами деформированы, имеются прогибы, просадки, на окнах расслаивается древесина. Инженерно-техническое оснащение жилого помещения не может обеспечивать оптимальные параметры внутренней среды помещения, параметры микроклимата (температура воздуха, относительная влажность) не соответствуют требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Отмечаются следы затопления подполья, что не соответствует п.9.1 СанПиН 2.1.2.2645-10.
Суд считает не состоятельными доводы представителя ответчика о том, что оснований для признания Пшонко А.Е. нуждающейся в улучшении жилищных условий не имеется, поскольку дом по ... не признан непригодным для проживания. С соответствующим заявлением истица обратилась в администрацию ... в конце ... г., однако решение до настоящего времени не принято не по вине истицы.
Согласно п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В связи с чем суд считает несостоятельной ссылку Министерства социальной политики Красноярского края на письмо Минрегиона РФ от 18.01.201 г. № 809-СК/07 «О разъяснении вопросов, связанных с обеспечением жильем ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ», которое является подзаконным нормативным актом.
Признание нуждающимся в улучшении жилищных условий, исходя из требований закона, не поставлено в зависимость от признания жилого помещения непригодным для проживания. Основанием для признания нуждающимися является проживание в жилом помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Статьей 15 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ), регулирующей объекты жилищных прав, предусмотрено, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Согласно положениям п. п. 3 и 4 ст. 15 ЖК РФ порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 2007 года N 494) (далее - Положение), которым разработаны нормативные требования, предъявляемые к жилому помещению, а также сам порядок признания его жилым.
Согласно п.12 указанного Положения жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.
Закрепляя право на жилище и предполагая прежде всего ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления прав на жилище, при этом предусматривает малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, предоставлять бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами (ст. 40 Конституции Российской Федерации).
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула, ст. 2, ст. 21 часть 1 Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, которые в силу возраста, состояния здоровья и иных объективных факторов не имеют возможности обеспечить себе безопасное и комфортное жилье, преодолев сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
Как указывалось выше, Пшонко А.Е. проживает в одноэтажном неблагоустроенном бревенчатом ... года постройки, износ дома по состоянию на последнюю дату инвентаризации – ... составляет ... %. Согласно санитарно-эпидемиологического заключения от ... дом по ... не соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам.
При этом суд учитывает, что Пшонко А.Е. ... лет, она имеет почетное звание "Ветеран труда», «Труженик тыла», является вдовой участника ВОВ, а потому ей, пожилому человеку, затруднительно проживать в доме с печным отоплением, не обеспеченным централизованным хозяйственно-питьевым и горячим водоснабжением, водоотведением, с расположенными во дворе удобствами. ... не относится к поселениям без централизованных инженерных сетей, где допускается в одно- и двухэтажных зданиях отсутствие водопровода и канализированных уборных.
Пшонко А.Е., как вдова участника ВОВ, подлежит обеспечению жильем как иные категории граждан, определенные Федеральным законом от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». При этом необходимость признания указанной категории граждан малоимущими, в целях обеспечения их жильем, отсутствует.
В связи с чем, оснований для отказа администрацией ... в признании Пшонко А.Е. нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку пороговый доход превышает установленную величину более чем на 5 %, по ее заявлению от ... не имелось.
Тот факт, что Пшонко А.Е. ... подарила сыну принадлежащий ей на праве собственности дом по ..., а ... была снята с регистрационного учета по адресу: ... и зарегистрирована по адресу: ... не является основанием для отказа в признании Пшонко А.Е. нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В данном случае суд не усматривает обстоятельств для применения положений ст. 53 ЖК РФ и ч.1,2 ст.4 Закона Красноярского края от 23.05.2006 г. № 18-4751 "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края" о последствиях намеренного ухудшения лицом жилищных условий, поскольку фактически жилищные условия Пшонко А.Е. не изменились, она как проживала, так и проживает в ....
Дом по ... согласно санитарно-эпидемиологического заключения ... от ... также не соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам, находится в ветхом состоянии (сгнившие бревна стен, прогнившая, обрушенная кровля), Пшонко А.Е. в доме не проживает.
В соответствии с определением Конституционного суда РФ от 19.04.2007 г. № 258-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина .... на нарушение его конституционных прав ст.53 ЖК РФ» по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
В связи с чем суд полагает, что Пшонко А.Е. решением администрации ... от ... была не обоснованно исключена из списка ветеранов ВОВ, членов семей погибших инвалидов, и участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма на основании п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ.
С учетом установленных обстоятельств дела суд полагает, что имеются основания для признания Пшонко А.Е. нуждающейся в улучшении жилищных условий, как члена семьи умершего участника ВОВ, в соответствии с п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ с постановкой ее на соответствующий учет с даты подачи первоначального заявления от ...
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Пшонко А.Е. удовлетворить в полном объеме.
Признать Пшонко А.Е. нуждающейся в улучшении жилищных условий, как члена семьи умершего участника Великой Отечественной войны.
Обязать администрацию ... поставить Пшонко А.Е. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, как члена семьи умершего участника Великой Отечественной войны, с ...
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Боготольский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Л.В.Левченко