Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Боготол 13 декабря 2010 г.
Судья Боготольского районного суда Красноярского края Левченко Л.В.,
с участием помощника Боготольского межрайпрокурора Глушковой Д.А.,
при секретаре Одинцевой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Боготольского межрайонного прокурора в интересах Булгаковой Л.Е. к ФИО11 о признании Булгаковой Л.Е. нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор обратился в суд в интересах Булгаковой Л.Е. с иском к ФИО13 о признании Булгаковой Л.Е. нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, мотивируя свои требования тем, что Булгакова Л.Е. является вдовой умершего участника ВОВ. В соответствии с решением ФИО13 от ДД.ММ.ГГГГ № Булгакова Л.Е. не признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Основанием для отказа явился п.п.2 п.1 ст.54 ЖК РФ, а также положения ст.53 ЖК РФ о последствиях при намеренном ухудшении жилищных условий, так как Булгакова Л.Е. ДД.ММ.ГГГГ подарила дочери свою квартиру по адресу: <адрес>. Прокурор считает данный вывод несостоятельным в связи с тем, что умысел Булгаковой Л.Е., направленный на создание искусственного ухудшения жилищных условий, не установлен и ничем не подтвержден, результате неправомерных действий ФИО13 по отказу в постановке Булгаковой Л.Е. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, существенно нарушены жилищные права последней.
Истец Булгакова Л.Е. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, обратилась с письменным заявлением о рассмотрении дела в ее отсутствие, указав, что требования прокурора поддерживает в полном объеме. Также в заявлении указала, что в № ее дочь ФИО3 купила ей квартиру в <адрес> где она стала проживать с престарелой матерью, которая умерла в № В связи с престарелым возрастом она нуждается в уходе, поэтому решила подарить квартиру дочери, чтобы она ухаживала за ней. С дочерью заключили устный договор найма данного жилого помещения. При заключении договора они не знали и не предполагали, что выйдет закон об обеспечении жильем вдов погибших участников войны. Поэтому она не намеренно ухудшила свои жилищные условия, а Правительство справедливо отнеслось к женам погибших за Родину.
Представитель ответчика ФИО13 Ермухамедова А.М. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, обратилась с письменным заявлением о рассмотрении дела в ее отсутствие, исковое заявление поддерживает.
Третьи лица - Министерство строительства и архитектуры <адрес> и Министерство социальной политики <адрес> в зал суда не явились, извещены надлежащим образом, об отложении дела не ходатайствовали. Представитель министерства социальной политики <адрес> Бордулева В.А. в отзыве указала, что в случае признания Булгаковой Л.Е. по основаниям, указанным в ст.51 ЖК РФ нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке ее на учет, она будет иметь право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем, установленные Законом края № 10-4386.
Министр строительства и архитектуры <адрес> Цапалин В.В. просил дело рассматривать в его отсутствие, считает необоснованным привлечение Министерства в качестве третьего лица.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии надлежащим образом уведомленных истца, представителя ответчика, третьих лиц – Министерства строительства и архитектуры <адрес> и Министерства социальной политики <адрес>.
Прокурор Глушкова Д.А. полагала необходимым иск удовлетворить, приведя те же доводы и основания.
Суд, выслушав мнение сторон, исследовав материалы гражданского дела, считает, что заявленные требования прокурора в интересах Булгаковой Л.Е. подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям:
В силу ст. 40 каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии с под. 4 п. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 29.06.2009 N 135-ФЗ в ред. от 21.12.2009 N 327-ФЗ, от 06.05.2010 N 79-ФЗ) меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета осуществляется указанным лицам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года, в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Вставшие на учет после 1 января 2005 года обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу под. 3 п. 2 указанной статьи Закона независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии или заработка меры социальной поддержки предоставляются, в том числе супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак.
В соответствии со ст. 23.3 названного Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в ред. Федеральных законов от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ). Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта РФ.
По делу установлено, что Булгакова Л.Е. является вдовой ветерана ВОВ, что подтверждается удостоверением, справкой военного комиссара, свидетельством о заключении брака, свидетельством о смерти.
ДД.ММ.ГГГГ Булгакова Л.Е. подарила ФИО3, принадлежащую ей по праву собственности на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ квартиру по адресу: <адрес>.
Согласно выписке из похозяйственной книги и справки ФИО13 Булгакова Л.Е. проживает по месту регистрации в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Согласно выписке из финансово-лицевого счета квартира оборудована холодным водоснабжением, сливом, централизованным отоплением.
Решением ФИО13 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Булгакова Л.Е. не была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании п.п.2 п.1 ст.54 ЖК РФ и ей было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся.
В соответствии с п.п.2 п.1 ст.54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Суд считает, что Булгакова Л.Е. необоснованно была не признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и ей было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся.
В соответствии со ст.1 Закона Красноярского края «О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов» № 10-4386 от 18.02.2010 года право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" имеют члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны.
Меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются ветеранам согласно ст.2 указанного Закона Красноярского края при условии, что они являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Обеспечение жильем ветеранов, намеренно ухудшивших жилищные условия в целях приобретения или сохранения права состоять на учете, производится не ранее чем по истечении пяти лет со дня совершения указанных действий.
Принятие ветеранов на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и ведение учета согласно ст.3 данного Закона осуществляется органом местного самоуправления по месту жительства ветерана в порядке, установленном Законом края от 23 мая 2006 года N 18-4751 "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края".
Согласно ч.1,2 ст.4 Закона Красноярского края от 23.05.2006 г. № 18-4751 "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края" граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет по истечении пяти лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Если в течение пяти лет перед получением жилого помещения по договору социального найма гражданин, состоящий на учете, произвел отчуждение принадлежащих ему на праве собственности жилых помещений или произвел действия, приведшие к уменьшению размера занимаемых жилых помещений, ему предоставляется жилое помещение с учетом размера жилых помещений, находившихся у него до отчуждения или до совершения действий, приведших к уменьшению размера занимаемых жилых помещений. При этом общая площадь предоставляемого гражданину жилого помещения в указанных случаях не может быть менее учетной нормы, установленной органом местного самоуправления.
В соответствии с определением Конституционного суда РФ от 19.04.2007 г. № 258-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО8 на нарушение его конституционных прав ст.53 ЖК РФ» по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Суд полагает, что доводы прокурора и истца о том, что при отчуждении Булгаковой Л.Е. ДД.ММ.ГГГГ жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, со стороны Булгаковой Л.Е. не было намеренного ухудшения ее жилищных условий, нашли свое подтверждение в судебном заседании, не оспариваются представителем ответчика ФИО13, а также материалами дела, поскольку Булгакова Л.Е. с ДД.ММ.ГГГГ как проживала, так и проживает, в том числе и после дарения дочери, в жилом помещении по указанному адресу, приобретенном для ее проживания дочерью, которое не имеет горячего водоснабжения, фактически изменения ее жилищных условий не произошло. В связи с чем факт дарения жилого дома сам по себе не может однозначно свидетельствовать об искусственном ухудшения Булгаковой Л.Е. жилищных условий, соответственно об отсутствии нуждаемости Булгаковой Л.Е. в улучшении жилищных условий.
В настоящее время у Булгаковой Л.Е. не имеется жилого помещения ни на праве собственности, ни в пользовании по договору социального найма.
Согласно п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Согласно п.12 указанного постановления жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.
Согласно ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
Поскольку признание ответчиком иска не противоречит закону, не нарушает прав истца, ответчика, а также государства и общества, суд принимает признание иска ответчиком и удовлетворяет требования прокурора в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Боготольского межрайонного прокурора в интересах Булгаковой Л.Е. удовлетворить в полном объеме.
Признать Булгакову Л.Е. нуждающейся в улучшении жилищных условий, как члена семьи умершего участника Великой Отечественной войны.
Обязать ФИО13 поставить Булгакову Л.Е. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, как члена семьи умершего участника Великой Отечественной войны, с ДД.ММ.ГГГГ
Взыскать с ФИО13 <адрес> № – государственную пошлину в доход федерального бюджета.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Боготольский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Л.В.Левченко