№ 2-754/2011



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Боготол 23 ноября 2011 года

Судья Боготольского районного суда Красноярского края Левченко Л.В.,

с участием помощника Боготольского межрайпрокурора Касабука Я.В.,

главы ЮСС Белова А.В.

при секретаре Одинцевой В.А.

рассмотрев материалы гражданского дела по заявлению Боготольского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ЮСС о признании незаконным бездействия по неисполнению требований федерального законодательства об организации дорожного движения и обязании устранить нарушение,

У С Т А Н О В И Л:

Боготольский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ЮСС о признании незаконным бездействия по неисполнению требований федерального законодательства об организации дорожного движения и обязании в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать и направить на согласование в БДД проект организации дорожного движения на территории населенного пункта ..... Требования мотивируя тем, что на территории .... была проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований закона об осуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселений. В ходе проверки установлено, что ЮСС требования федерального законодательства в части организации дорожного движения на территории населенного пункта .... не выполняются. Так, до настоящего времени ЮСС в БДД не представлен проект организации дорожного движения на территории населенного пункта ...., который должен содержать элементы благоустройства автомобильных дорог в населенном пункте: дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасность сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса. В результате чего, в настоящее время в указанном населенном пункте дорожное движение надлежащим образом не организовано. Неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по осуществлению дорожной деятельности в части содержания автомобильных дорог, которое должно осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, представляет реальную угрозу жизни и здоровью граждан.

В судебном заседании прокурор поддержал свои исковые требования в полном объеме, просил признать бездействие органа местного самоуправления ЮСС по неисполнению обязанностей по разработке проекта организации дорожного движения на территории населенного пункта ...., и согласованию данного проекта с уполномоченным органом незаконным и обязать ЮСС Боготольского района Красноярского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать и направить на согласование в БДД проект организации дорожного движения на территории населенного пункта .....

Глава ЮСС Белов А.В. в судебном заседании требования прокурора признал, подтвердил, что действительно проект не был разработан, однако администрацией сельсовета проводились мероприятия по организации дорожного движения. Проводилось благоустройство дорог, установлены знаки. В настоящее время решается вопрос о разработке проекта и согласовании его с БДД для чего необходимо время и деньги, а ЮСС является дотационным на ....%.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии со ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с ч.2 ст.1 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ местное самоуправление в РФ - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

К вопросам местного значения поселения, в соответствии с п.5 ч.14 ФЗ №131-ФЗ, относятся, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

Согласно ст.50 ФЗ №131-ФЗ, в собственности поселений могут находиться, в том числе, и автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.

В соответствии со ст.13 ФЗ № 257-ФЗ от 08.11.2007 года «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, и осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения.

Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами. (ст.17 ФЗ №257-ФЗ).

В соответствии со ст.6 ФЗ РФ от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», в компетенции органов местного самоуправления находится: решение вопросов обеспечения безопасности дорожного движения. Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В силу ст.21 ФЗ РФ от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги.

Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.

Согласно п.8.8 Приказа МВД РФ от 08.06.1990 года №410 «О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения государственной инспекции безопасности дорожного движения министерства внутренних дел РФ» в целях совершенствования условий дорожного движения проекты организации движения разрабатываются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги.

В соответствии с п.5 ст. 6 Устава ЮСС Боготольского района Красноярского края, к вопросам местного значения относится, в том числе и дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельсовета, а также осуществление иных полномочий дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

По сообщению начальника БДД до настоящего времени администрации муниципальных образований, в том числе и ЮСС не представил в БДД проект организации дорожного движения на территориях населенных пунктов, которые должны содержать элементы благоустройства автомобильных дорог в населенном пункте: дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, пешеходные переходы (дорожки), стоянки транспортных средств, тротуары и другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного движения.

Доводы ответчика о том, что им проводятся мероприятия по содержанию автомобильных дорог, установке дорожных знаков не опровергают доводов заявителя о бездействии ЮСС по разработке проекта организации дорожного движения на территории населенного пункта ...., поскольку мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.

Соответствующего проекта организации дорожного движения на территории населенного пункта .... в настоящее время не имеется, иная дорожная деятельность органа местного самоуправления не может подменить обязанность по составлению такого проекта.

Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования Боготольского межрайпрокурора подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Требования Боготольского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ЮСС о обязании устранить нарушение – удовлетворить.

Признать бездействие органа местного самоуправления ЮСС Боготольского района Красноярского края по неисполнению обязанностей по разработке проекта организации дорожного движения на территории населенного пункта ...., и согласованию данного проекта с уполномоченным органом БДД - незаконным.

Обязать ЮСС Боготольского района Красноярского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать и направить на согласование в БДД проект организации дорожного движения на территории населенного пункта .....

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы в Боготольский районный суд.