Дело № 2-1493/10
Решение
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ
Богородский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Хохловой В.В.
При секретаре Куренковой О.А.
С участием помощника Богородского городского прокурора Тесленко Л.А, представителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> Сазановой М.И. и Жегаловой С.В. по доверенностям
Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Богородске Нижегородской области гражданское дело по иску Богородского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному предприятию Н. сельсовета <адрес> ЖКХ <адрес> об обязании устранить нарушения требований законодательства о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения
Установил:
В суд обратился Богородский городской прокурор с иском в интересах неопределенного круга лиц к ответчику просит обязать МП Н. сельсовета <адрес> «ЖКХ <адрес>» устранить нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а именно оборудовать у водоразборных колонок, расположенных около дома № по <адрес> в <адрес> и по <адрес>, отмостку шириной 1 м с уклоном 0,1 от колонки, установить плотно прилегающие крышки в соответствии с п. 1.5. СанПиН 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактически) мероприятий». Просит также в соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий. В обоснование заявленного иска указывает следующее: « Богородской городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения при обеспечении граждан питьевой водой в деятельности МП Новинского сельсовета <адрес> «ЖКХ <адрес>».
В силу ст. 15 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством государственного санитарно-эпидемиологического нормирования.
В соответствии со ст. 11 Закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
В соответствии с п. 1 ст. 39 Закона на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно- эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу п. 3 ст. 39 Закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно ст. 1 Закона государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
В соответствии с требованиями п. 1.5. СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактически) мероприятий» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия. Так, для предотвращения загрязнения воды, как профилактическое мероприятие, вокруг водоразборной колонки, в соответствии с требованиями п. 8.20.СНиП2.04.02.-84«Водоснабжение.
Наружные сети и сооружения» надлежит предусматривать отмостку
шириной 1 м с уклоном ОД от колонки; согласно п. 2.10.10. «Правил эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации» предприятия, эксплуатирующие системы водоснабжения, должны проводить проверку технического состояния водопроводных колодцев, наличие и плотность прилегания крышек, целостность люков, крышек, горловин, наличие в колодце воды.
Согласно п. 1.4.СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, организуются зоны санитарной охраны (ЗСО). Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. Согласно п. 1.6., 1.11. СанПиН 2.1.4.1110-02 организации ЗСО должна предшествовать разработка её проекта, для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально. Согласно п. 3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за её пределы, озеленена, ограждена. В соответствии с п. 3.3.4. СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников» вокруг колодца должно быть ограждение.
В ходе проведенной проверки ДД.ММ.ГГГГ с привлечением специалистов территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> <адрес> в деятельности МП ЖКХ <адрес>, расположенное по адресу: <адрес>, выявлены следующие нарушения:
1). У водоразборных колонок, расположенных около дома № по <адрес> в <адрес> и в <адрес>, находящихся в эксплуатации МП ЖКХ <адрес>, отсутствует отмостка шириной 1 м с уклоном 0,1 от колонки, отсутствуют плотно прилегающие крышки, колодцы заполнены водой, что может привести к загрязнению воды в водопроводе и является нарушением ст. 11 Закона, п. 1.5. СанПиН 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактически) мероприятий».
2). По результатам исследований, выполненных ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес> (протокол лабораторных исследований № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ) качество воды в роднике <адрес> и водоразборной колонке на <адрес> не соответствует требованиям санитарных правил:
в роднике <адрес>;
- число термотолерантных бактерий составило 1,3 КОЕ в 100 мл при гигиеническом нормативе - отсутствие, что является нарушением п. 3.3. (таблица 1) СанПиН 2.1,4. 1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»;
-- число общих колиформных бактерий составило 1, 3 КОЕ в 100 мл при гигиеническом нормативе - отсутствие, что является нарушением п. 3.3. (таблица 1) СанПиН 2.1.4. 1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»;
- водоразборная колонка <адрес>:
число термотолерантных бактерий составило 0,3 КОЕ в 100 мл при гигиеническом нормативе - отсутствие, что является нарушением п. 3.3. (таблица 1) СанПиН 2.1.4. 1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества, Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»;
число общих колиформных бактерий составило 0,3 КОЕ в 100 мл при гигиеническом нормативе - отсутствие, что является нарушением п. 3.3. (таблица 1) СанПиН 2.1.4. 1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
Таким образом, указанные факты явились следствием ненадлежащего исполнения МП Н. сельсовета <адрес> «ЖКХ <адрес>» законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения при обеспечении граждан питьевой водой, что повлекло нарушение санитарных правил и представляет угрозу для санитарно-эпидемиологического благополучия и здоровья людей.
В качестве способа защиты интересов государства по обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности, законодатель возложил на прокуратуру Российской Федерации как единую централизованную систему органов обязанность по осуществлению от имени Российской федерации надзора за исполнением законов руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»). Согласно ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В силу ч. 1 ст. 11 ГК РФ защита нарушенных гражданских прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязательств в натуре( л.д.4-7).
Судом к участию в деле в качестве третьего лица на стороне истца без права предъявления самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен Территориальный отдел управления Роспотребнадзора по <адрес> <данные изъяты>
Директор МП ЖКХ <адрес> просит рассматривать дело в отсутствие представителя предприятия <данные изъяты> при этом указано в заявлении, что иск признает.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, в порядке предусмотренном п.5 ст. 167 ГПК РФ
Прокурор, участвующий в деле, Тесленко Л.А. на иске настаивает, просит установить срок выполнения мероприятий до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель Роспортебнадзора - Сазанова М.И. иск поддерживает в полном объеме.
Заслушав доводы и пояснения участников процесса, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности согласно ст. 12, 55, 59, 60, 67 ГПК РФ по своему внутреннему убеждению, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что иск подлежит удовлетворению в полном объеме заявленных требований.
К данному выводу суд пришел с учетом следующего:
В силу положений Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ(ред. от 28.09.2010)"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Статья 1- Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
Статья 14. К вопросам местного значения поселения относятся:
4) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;
Статья 17.
1. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями:
3) создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа.
Из материалов дела следует, что Муниципальное предприятие <адрес> «жилищно-коммунальное хозяйство <адрес>» создано на основании распоряжения Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, предприятие находится в оперативном управлении в <адрес> сельской администрации -является специализированной организацией по эксплуатации, текущему и капитальному ремонту жилого фонда <адрес> <данные изъяты>
На балансе МП ХКХ <адрес> находятся система водоснабжения <адрес> -803,7 кв.м, две артезианских скважины, водонапорная башня <данные изъяты>
В силу положений Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ(ред. от 28.09.2010)"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"-настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Статья 2 названного закона устанавливает- Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности;
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Статья 11 устанавливает : Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;
осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;
Статья 39 закона устанавливает- На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Судом достоверно установлено, что в ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ в деятельности МП ЖКХ <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, выявлены следующие нарушения:
1). У водоразборных колонок, расположенных около дома № по <адрес> в <адрес> и в <адрес>, находящихся в эксплуатации МП ЖКХ <адрес>, отсутствует отмостка шириной 1 м с уклоном 0,1 от колонки, отсутствуют плотно прилегающие крышки, колодцы заполнены водой, что может привести к загрязнению воды в водопроводе и является нарушением ст. 11 Закона, п. 1.5. СанПиН 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактически) мероприятий».
2). По результатам исследований, выполненных ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес> (протокол лабораторных исследований № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ) качество воды в роднике д. Кусаковка и водоразборной колонке на <адрес> не соответствует требованиям санитарных правил:
в роднике <адрес>;
- число термотолерантных бактерий составило 1,3 КОЕ в 100 мл при гигиеническом нормативе - отсутствие, что является нарушением п. 3.3. (таблица 1) СанПиН 2.1,4. 1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»;
-- число общих колиформных бактерий составило 1, 3 КОЕ в 100 мл при гигиеническом нормативе - отсутствие, что является нарушением п. 3.3. (таблица 1) СанПиН 2.1.4. 1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»;
- водоразборная колонка <адрес>:
число термотолерантных бактерий составило 0,3 КОЕ в 100 мл при гигиеническом нормативе - отсутствие, что является нарушением п. 3.3. (таблица 1) СанПиН 2.1.4. 1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества, Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»;
число общих колиформных бактерий составило 0,3 КОЕ в 100 мл при гигиеническом нормативе - отсутствие, что является нарушением п. 3.3. (таблица 1) СанПиН 2.1.4. 1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
Соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц. Иск обоснован и подлежит удовлетворению.
При обсуждении судебных расходов по делу суд приходит к следующему :
Прокурор при подаче иска в суд освобожден от уплаты государственной пошлины ( ст. 333.36 НК РФ)
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ - Издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
С ответчика в доход местного бюджета надлежит взыскать государственную пошлину размере сумма обезличенна руб. ( ст. 333.19 НК РФ)
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
Решил:
Иск Богородского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить :
Обязать Муниципальное предприятие Н. сельсовета <адрес> ЖКХ <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований законодательства о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения :
- оборудовать у водоразборных колонок, расположенных около дома № по <адрес> в <адрес> и по <адрес>, отмостку шириной 1 м с уклоном 0,1м от колонки, установить плотно прилегающие крышки в соответствии с п.1.5 Сан ПиН 1.1.1058-01 « Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Взыскать с Муниципального предприятия Н. сельсовета <адрес> ЖКХ <адрес> в местный бюджет государственную пошлину по делу в размере сумма обезличенна
Решение может быть обжаловано, на него может быть принесён протест в Нижегородский областной суд с подачей кассационной жалобы, принесения протеста через Богородский городской суд Нижегородской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий судья В.В.Хохлова.
Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ