о понуждении выполнить мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности



Гражданское дело № 2-1510/10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 октября 2010 года

Богородский городской суд Нижегородской области в составе

председательствующего судьи Хрусталевой О.Н.

при секретаре Бондаревой А.М.

при участии представителя истца - Богородского городского прокурора, в лице помощника прокурора Яшина Р.Е., ответчика - администрации Каменского сельсовета в лице главы Зубова П.В. и представителя Макарова И.Е., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Богородского городского суда Нижегородской области гражданское дело по иску Богородского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Каменского сельсовета о понуждении выполнить мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности,

установил:

В суд обратился Богородский городской прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к администрации Каменского сельсовета о понуждении выполнить мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой совместно с ОГПН <адрес> и Богородским отделом Росреестра по <адрес> проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности, выявлены нарушения, которые ставят под угрозу жизнь и здоровье граждан, определить круг которых невозможно.

В соответствии со ст. 20, 34 ФЗ РФ от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Согласно ст. 69 ФЗ от 22.07.08 г. № 123-ФЗ утвержденного «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности» противопожарные расстояния от границ застройки городских и сельских поселений с одно-двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных массивов должны быть не менее 15 м.

Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. за № 313 утверждены Правила пожарной безопасности (далее - Правила), п. 1 которых установлено, что указанные в Правилах требования пожарной безопасности - это обязательные требования для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Пунктом 112 Правил установлено, что в населенных пунктах, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие).

В соответствии с п. 30 Правил территории летних детских дач, детских оздоровительных лагерей, расположенных в массивах хвойных лесов, должны иметь по периметру защитную минерализованную полосу шириной не менее 3 м.

В ходе проверки выявлены нарушения: в восточной части <адрес> посадки хвойных и лиственных деревьев примыкают к домовладению № по <адрес>, а также ширина противопожарной опашки составляет менее 3 м., с юго-восточной части деревни противопожарная опашка отсутствует. В северо-восточной части <адрес> застройка примыкает к лесу, отсутствует противопожарная опашка. Северная и восточная части <адрес> примыкают к лесу, ширина противопожарной опашки составляет 1-1,5 м. с разрывами. Северо-восточная сторона <адрес> примыкает к лесу, противопожарная опашка отсутствует. Северная и западная стороны <адрес> примыкает к лесу, противопожарная опашка отсутствует.

Из положений ст. 3 ФЗ от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности» следует, что система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ.

Прокурор просит обязать администрацию Каменского сельсовета выполнить следующие мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности: обеспечить противопожарное расстояние от границ застройки <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> до лесных массивов не менее 15 м. и организовать устройство защитных противопожарных полос вокруг указанных населенных пунктов в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности, установить ответчику срок для совершения указанных действий.

В судебном заседании помощник Богородского прокурора Яшин Р.Е. как представитель истца поддержал заявленные требования, ссылаясь на изложенные в исковом заявлении доводы.

Глава Каменской сельской администрации Зубов П.В. иск не признал, суду пояснил, что разрыв 15 м. между застройкой и лесными массивами установить в тех местах, где имеется застройка, в настоящее время невозможно, поскольку это влечет либо вырубку леса, чего администрация делать не вправе, так как территория лесов относится к лесному фонду и этими участками владеют лесхозы, а территории застройки находятся в личной собственности граждан. Опашка выполнена в связи с объявленной ДД.ММ.ГГГГ чрезвычайной ситуацией в <адрес> и в тех местах, где представлялась угроза перебрасывания пожара на населенный пункт. Но законодательно такой обязанности у сельской администрации нет, средств на это в бюджете не предусматривается.

Представитель администрации Каменского сельсовета Макаров И.Е., действующий на основании доверенности (<данные изъяты>), с доводами иска не согласен, поскольку мероприятии, к выполнению которых прокурор просит обязать сельскую администрацию, не относятся к тем первичным мерам пожарной безопасности, которые сельская администрация обязана выполнять в силу ст. 19 ФЗ «О пожарной безопасности» и ст. 63 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» не предусмотрена обязанность сельской администрации по устройству защитных полос. Требование об обеспечении противопожарных расстояний может быть реализовано лишь путем вырубки лесных массивов с целью увеличения расстояния до застройки, это требование также не основано на законе. Земельные участки, на которых истец требует обязать сельскую администрацию организовать устройство защитных полос, находятся за границами населенных пунктов, это требование также не основано на нормах Закона.

Представлены письменные возражения <данные изъяты>.

Суд, заслушав доводы представителя истца, представителей ответчика, специалиста - государственного инспектора ОГПН по <адрес> Р.В.В., исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 20, 31 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных учреждений.

В качестве способа защиты нарушенных прав статьёй 11 ГК РФ предусмотрена судебная защита, в соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав предусмотрено присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Полномочия органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов предусмотрены ст. 19 Закона РФ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г., в частности предусмотрено «включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов», а не только обеспечение первичных мер пожарной безопасности, как ошибочно считают представители ответчика.

На основании распоряжения Управления Госпожнадзора от 24.05.2010 г. за № 88 проведена внеплановая выездная проверка в отношении Каменского сельского совета с целью контроля за выполнением предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ №. Результаты проверки отражены в акте № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> и не являются предметом судебного разбирательства. Вместе с тем в ходе проверки были выявлены указанные в исковом заявлении нарушения противопожарных норм.

При обсуждении доводов представителя истца в обоснование требования «обеспечить противопожарное расстояние от границ застройки <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> до лесных массивов не менее 15 м.» суд не находит законных оснований для его удовлетворения, поскольку представителем истца не приведено законного основания для обязания ответчика к выполнению этих действий, а также способов выполнения. Из представленных истцом фототаблицы <данные изъяты>, следует, что действительно строения расположены непосредственно вблизи лесного массива, вместе с тем не представлено сведений о характере застройки, времени её выполнения, границах конкретного поселения и соответствие их сведениям кадастра, в связи с чем применение норм Технического регламента, введенных в действие с 01.05.09 г., о соблюдении 15 м расстояния от границ застройки до лесных массивов, к застройкам, выполненным до этого времени, законных оснований нет, поскольку указанные нормы не имеют обратной силы. Сведений о выполнении застройки после указанного времени суду не представлено. Соблюдение границ лесных массивов обсуждению судом в рамках данного дела не подлежит, в этой части требований следует отказать.

При обсуждении доводов представителя истца в обоснование требования об обязании ответчика организовать устройство защитных противопожарных полос вокруг указанных в заявлении населенных пунктов суд учитывает следующее.

П. 112 Правил пожарной безопасности от 18.06.2003 г. предусмотрена обязанность органов местного самоуправления разработать и выполнить мероприятия, исключающие возможность перебросав огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения, к которым в частности относится устройство защитных противопожарных полос.

Ширина такой защитной противопожарной полосы предусмотрена в частности в п. 30 указанных правил при устройству защитной минерализованной полосы для защиты территорий летних дач и др., что по аналогии возможно для сооружения защитных противопожарных полос в целях защиты населенного пункта от переброса пожара.

Таким образом, указанное требование подлежит удовлетворению. Суд учитывает доводы главы сельской администрации Зубова П.В. о том, что сельской администрацией разработана и утверждена целевая программа на ДД.ММ.ГГГГ по реализации противопожарных мероприятий, средства на реализацию которой предусматриваются в бюджете, в том числе предусмотрены расходы и на опашку; в ОГПН направлено письмо относительно получения рекомендаций по выполнению опашки, с началом весенне-летнего сезона ДД.ММ.ГГГГ эта работа будет выполняться.

Установлено, что ответчиком частично эти мероприятии выполнены в условиях объявленного ДД.ММ.ГГГГ года чрезвычайного положения в связи с засушливым летом и массовыми пожарами, что подтверждено представленными фотоснимками в отношении конкретных населенных пунктов - <адрес>, <адрес>, <адрес>, подлинность удостоверена печатью сельской администрации <данные изъяты>

Суд находит обоснованным обязать ответчика выполнить противопожарную опашку в тех местах, где установлено её отсутствие, либо выполнена опашка недостаточной ширины, что было установлено актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, а именно: с юго-восточной части <адрес>, с северо-восточной стороны <адрес>, с северной и восточной части <адрес>, с северо-восточной стороны <адрес>, с северной и западной стороны <адрес>. Суд не находит оснований для установления срока, поскольку выполнение противопожарной опашки предусмотрено утвержденной ответчиком программой, в случае невыполнения вопрос о сроке возможно разрешить в порядке исполнения решения.

В остальной части иска следует отказать.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Богородского городского прокурора удовлетворить частично: обязать администрацию Каменского сельсовета Богородского района Нижегородской области выполнить противопожарную опашку шириной не менее 3-х м. с юго-восточной части <адрес>, с северо-восточной стороны <адрес>, с северной и восточной части <адрес>, с северо-восточной стороны <адрес>, с северной и западной стороны <адрес>.

В удовлетворении исковых требований: «обеспечить противопожарное расстояние от границ застройки <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> до лесных массивов не менее 15 м.» отказать.

Решение может быть обжаловано, на решение может быть принесено кассационное представление прокурором в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда в десятидневный срок со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Федеральный судья Хрусталева О.Н.

Решение в окончательной форме принято судом ДД.ММ.ГГГГ.

Федеральный судья Хрусталева О.Н.