об обязании устранить нарушения трубований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения



Дело № 2-1495/10

Решение

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Богородский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Хохловой В.В.

При секретаре Куренковой О.А.

С участием помощника Богородского городского прокурора Тесленко Л.А, представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области Сазановой М.И. по доверенности, Куклина В.А. - главы администрации Алешковского сельсовета Богородского района Нижегородской области, Курылевой А.А. - представителя по доверенности

Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Богородске Нижегородской области гражданское дело по иску Богородского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Алешковского сельсовета Богородского района Нижегородской области, ОАО «ЖКХ» об обязании устранить нарушения требований законодательства о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения

Установил:

В суд обратился Богородский городской прокурор с иском в интересах неопределенного круга лиц к ответчику просит обязать администрацию Алешковского сельсовета Богородского района Нижегородской области устранить нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а именно оборудовать вокруг колодца, расположенного около дома № по <адрес> ограждение в соответствии с п. 3.3.4. СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников»; разработать проект организации ЗСО артезианской скважины в <адрес> в соответствии с п. 1.6., 1.11. СанПиН 2.1.4.1110-02; территорию первого пояса ЗСО артскважины в <адрес> спланировать для отвода поверхностного стока за её пределы, установить ограждение в соответствии с п. 3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02; провести прочистку промывку и дезинфекцию колодца, расположенного около дома № по <адрес> в соответствии с п. 4.1. санитарными правилами СанПиН 2.1.4.1175-02. Просит также в соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий. В обоснование заявленного иска указывает следующее: «Богородской городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения при обеспечении граждан питьевой водой в администрации Алешковского сельсовета Богородского района.

В силу ст. 15 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством государственного санитарно-эпидемиологического нормирования.

В соответствии со ст. 11 Закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

В соответствии с п. 1 ст. 39 Закона на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу п. 3 ст. 39 Закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Согласно ст. 1 Закона государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

В соответствии с требованиями п. 1.5. СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактически) мероприятий» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия. Так, для предотвращения загрязнения воды, как профилактическое мероприятие, вокруг водоразборной колонки, в соответствии с требованиями п. 8.20. СНиП 2.04.02.-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» надлежит предусматривать отмостку шириной 1 м с уклоном 0,1 от колонки; согласно п. 2.10.10. «Правил эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации» предприятия, эксплуатирующие системы водоснабжения, должны проводить проверку технического состояния водопроводных колодцев, наличие и плотность прилегания крышек, целостность люков, крышек, горловин, наличие в колодце воды.

Согласно п. 1.4.СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, организуются зоны санитарной охраны (ЗСО). Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. Согласно п. 1.6., 1.11. СанПиН 2.1.4.1110-02 организации ЗСО должна предшествовать разработка её проекта, для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально. Согласно п. 3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за её пределы, озеленена, ограждена.

В соответствии с п. 3.3.4. СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников» вокруг колодца должно быть ограждение.

Согласно Уставу Муниципального образования Алешковский сельсовет Богородского района Нижегородской области к вопросам местного значения МО Алешковский сельсовет, наряду с другими, относится:

-организация в границах сельсовета водоснабжения населения;

В соответствии с этим, решение вопросов по содержанию источников водоснабжения населения относится к полномочиям муниципального образования Алешковский сельсовет.

В ходе проведенной проверки ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 30 мин. с привлечением специалистов территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области в Автозаводском и Ленинском районах г.Н.Новгорода, Богородском районе в деятельности администрации Алешковского сельсовета Богородского района Нижегородской области, расположенной по адресу: <адрес>, выявлены следующие нарушения: вокруг колодца в <адрес> отсутствует ограждение, что является нарушением п. 3.3.4. СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников»; не обеспечена разработка проекта организации ЗСО артезианской скважины в <адрес>, что является нарушением п. 1.6., 1.11. СанПиН 2.1.4.1110-02; территория первого пояса ЗСО артскважины в <адрес> не спланирована для отвода поверхностного стока за её пределы, не имеет ограждения, что является нарушением п. 3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02; по результатам исследований, выполненных ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области в Автозаводском, Ленинском районах г. Н. Новгорода, Богородском районе» (протокол лабораторных исследований № от ДД.ММ.ГГГГ) качество воды в колодце <адрес> не соответствует требованиям санитарных правил: число общих колиформных бактерий и термотолерантных колиформных бактерий в 100 мл составило 2 при гигиеническом нормативе - отсутствие, что является нарушением п. 4.1. СанПиН 2.1.4.1175-02.

Таким образом, указанные факты явились следствием ненадлежащего исполнения администрацией Алешковского сельсовета Богородского района Нижегородской области законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения при обеспечении граждан питьевой водой, что повлекло нарушение санитарных правил и представляет угрозу для санитарно-эпидемиологического благополучия и здоровья людей.

В качестве способа защиты интересов государства по обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности, законодатель возложил на прокуратуру Российской Федерации как единую централизованную систему органов обязанность по осуществлению от имени Российской федерации надзора за исполнением законов руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (ст.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»). Согласно ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В силу ч. 1 ст. 11 ГК РФ защита нарушенных гражданских прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.

Согласно cт. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязательств в натуре» <данные изъяты>

В ходе судебного разбирательства Богородский городской прокурор изменил исковые требования в порядке ст. 206 ГПК РФ просит установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица на стороне истца без права предъявления самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен Территориальный отдел управления Роспотребнадзора по Нижегородской области в Автозаводском, Ленинском района г. Н.Новгорода, Богородском районе Нижегородской области <данные изъяты>

Прокурор, участвующий в деле, Тесленко Л.А. в судебном заседании на иске настаивает, не возражает установить срок выполнения мероприятий до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель Роспотребнадзора - Сазанова М.И., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> иск поддерживает в полном объеме. При этом указала, что в соответствии с законом необходимо соблюдать санитарные правила. Должен быть проект зон санитарной охраны артезианской скважины. Не выдержан размер зон санитарной охраны, водонапорная башня построена без согласования с соответствующими органами, не соблюдены строительные и санитарные нормы. Предлагает устранить нарушения до ДД.ММ.ГГГГ или до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика администрации Алешковского сельсовета Богородского района Нижегородской области Куклин В.Н. в судебном заседании исковые требования в части установления ограждения вокруг колодца в д.Демидово признает, в остальной части считает иск необоснованным : Алешковской сельской администрации заключен договор со специализированной организацией на очистку и промывку колодцев. Колодец промыт и очищен, пробы воды после очистки соответствуют нормам. Относительно требований по артезианской скважине указал, что данная скважина передана в аренду и арендатор должен выполнить все необходимые санитарные мероприятия.

Представитель ответчика ОАО «ЖКХ» Курылева В.А., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> иск не признала, пояснив, что согласно договора аренды с администрацией Алешковского сельсовета, им передана в аренду только водонапорная башня, а не артезианская скважина. Их организацией проведена работа по ограждению территории водонапорной башни. В настоящее время не может представить документы, доказывающие это, так как мастером участка они пока не сданы.

Заслушав доводы и пояснения участников процесса, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности согласно ст. 12, 55, 59, 60, 67 ГПК РФ по своему внутреннему убеждению, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что иск подлежит удовлетворению в полном объеме заявленных требований.

К данному выводу суд пришел с учетом следующего:

В силу положений Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ(ред. от 28.09.2010)"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Статья 1- Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Статья 14. К вопросам местного значения поселения относятся:

4) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;

Статья 17.

1. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями:

3) создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа.

Из материалов дела следует, что :

Согласно п.4 ст. 5 Устава Муниципального образования Алешковский сельсовет Богородского района Нижегородской области к вопросам местного значения Алешковского сельсовета относится: организация в границах сельсовета электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом <данные изъяты>

Согласно Договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ Комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес>, Администрация Алешковского сельсовета Богородского района Нижегородской области - Арендодатель и Собственник - предоставили в пользование на правах аренды ОАО «Жилищно-коммунальное хозяйство», объекты коммунальной инфраструктуры-сети водопровода, в том числе водонапорная башня, расположенные по адресу: <адрес>. Согласно Договора имущество будет использоваться «Арендатором» для организации бесперебойного обеспечения населения водой. Пунктом 2.2.2 Договора Арендатор Обязан соблюдать законодательство и требования Роспотребнадзора <данные изъяты>

Согласно Договора № на выполнение работ от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО «НСЭС» и Администрацией Алешковского сельсовета, стороны заключили договор о проведении профилактических дезинфекционных работ колодцев на территории Алешковского сельсовета <данные изъяты>

В силу положений Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ(ред. от 28.09.2010)"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"-настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Статья 2 названного закона устанавливает- Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности;

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Статья 11 устанавливает : Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:

выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;

осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;

Статья 39 закона устанавливает- На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Судом достоверно установлено, что в ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ в деятельности администрации Алешковского сельсовета Богородского района Нижегородской области, расположенной по адресу: <адрес>, выявлены следующие нарушения:

1). Вокруг колодца в <адрес> отсутствует ограждение, что является нарушением п. 3.3.4. СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников»;

2) Не обеспечена разработка проекта организации ЗСО артезианской скважины в <адрес>, что является нарушением п. 1.6., 1.11. СанПиН 2.1.4.1110-02.

3). Территория первого пояса ЗСО артскважины в <адрес> не спланирована для отвода поверхностного стока за её пределы, не имеет ограждения, что является нарушением п. 3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02.

4). По результатам исследований, выполненных ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области в Автозаводском, Ленинском районах г. Н. Новгорода, Богородском районе» (протокол лабораторных исследований № от ДД.ММ.ГГГГ) качество воды в колодце <адрес> не соответствует требованиям санитарных правил: число общих колиформных бактерий и термотолерантных колиформных бактерий в 100 мл составило 2 при гигиеническом нормативе - отсутствие, что является нарушением п. 4.1. СанПиН 2.1.4.1175-02

При рассмотрении дела судом достоверно установлено и подтверждено представителем Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области Сазановой М.И., участвующей при рассмотрении дела на основании доверенности- что колодец очищен, продезинфицированы, пробы воды соответствуют нормативам. Судом достоверно установлено, что артезианская скважина находится в фактическом пользовании ОАО « ЖКХ» и в силу условий договора аренды на данной организации лежит обязанность соблюдать законодательство и требования Роспотребнадзора. Судом принимается во внимание то обстоятельство, что договор аренды заключен сроком по ДД.ММ.ГГГГи считает обоснованным возложить солидарную обязанность по исполнению требований прокурора в отношении разработки проекта организации ЗСО артезианской скважины в д. <адрес> в соответствии с п.1.6, 1.11 САН ПиН 2.1.4.1110-02 в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а также планировки территории первого пояса ЗСО артскважины в д. <адрес> для отвода поверхностного стока за ее пределы, установить ограждение в соответствии с п.3.2.1.1.1. Сан ПиН 2.1.4.1110-02 в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Иск в части обязании Администрации Алешковского сельсовета <адрес> оборудовать вокруг колодца, расположенного около дома № по <адрес> ограждение в соответствии с п.3.3.4 Сан Пин 2.1.4.1175-02 подлежит удовлетворению, ввиду признания его Главой администрации Алешковского сельсовета.

При обсуждении судебных расходов по делу суд приходит к следующему :

Прокурор при подаче иска освобожден от уплаты государственной пошлины, которая составляет сумма обезличенна руб. (ст. 333.19 НК РФ).

Согласно п.п.19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ - От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ Издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

При изложенных выше обстоятельствах, взысканию подлежит государственная пошлина с части удовлетворенных требований к ОАО «ЖКХ» в сумме сумма обезличенна руб.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

Решил:

Иск Богородского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично:

Обязать Администрацию Алешковского сельсовета Богородского района Нижегородской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать вокруг колодца, расположенного около дома № по <адрес> ограждение в соответствии с п.3.3.4 Сан Пин 2.1.4.1175-02 « Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников.»

Обязать администрацию Алешковского сельсовета Богородского района Нижегородской области, ОАО «ЖКХ» разработать проект организации ЗСО артезианской скважины в <адрес> в соответствии с п.1.6, 1.11 САН ПиН 2.1.4.1110-02 в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать администрацию Алешковского сельсовета Богородского района Нижегородской области, ОАО «ЖКХ» территорию первого пояса ЗСО артскважины в <адрес> спланировать для отвода поверхностного стока за ее пределы, установить ограждение в соответствии с п.3.2.1.1.1. Сан ПиН 2.1.4.1110-02 в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с ОАО «ЖКХ» в местный бюджет государственную пошлину по делу в размере сумма обезличенна руб.

Решение может быть обжаловано, на него может быть принесён протест в Нижегородский областной суд с подачей кассационной жалобы, принесения протеста через Богородский городской суд Нижегородской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья В.В.Хохлова.

Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ