о назначении досрочной трудовой пенсии по старости



Дело № 2-168/11г.Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Богородск

Богородский городской суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Кузьмичева В.А.

при секретаре Рязановой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Баловой Т.Н. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ по Богородскому району Нижегородской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л:

Балова Т.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управление пенсионного Фонда РФ по Богородскому району Нижегородской области (далее - ГУ УПФР по Богородскому району Нижегородской области) о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, указывая, что с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время она работает учителем. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ее педагогический стаж, согласно записям трудовой книжки составил более Х лет. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. В письме от ДД.ММ.ГГГГ № ей сообщили, что в назначении пенсии отказано. Отказ ответчик мотивировал тем, что правила подсчета продолжительности стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не позволяют засчитывать в педагогический стаж следующие периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учеба на дневном отделении И. государственного педагогического института; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - нахождение в оплачиваемых отпусках. В итоге из ее педагогического стажа было исключено Х года Х месяца и Х дней. Данное решение считает незаконным. В период ее учебы на дневном отделении И. государственного педагогического института и на заочном отделении К. педагогического института действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» от 17.12.1959г. № 1397. С ДД.ММ.ГГГГ и по ДД.ММ.ГГГГ она работала пионервожатой, а с ДД.ММ.ГГГГ была зачислена на 1 курс И. государственного педагогического института. ДД.ММ.ГГГГ была принята на работу в <адрес> среднюю школу <адрес> воспитателем группы продленного дня. По этой причине ДД.ММ.ГГГГ была отчислена из И. государственного педагогического института в связи с переводом в <адрес> государственный педагогический институт на заочное отделение, который окончила ДД.ММ.ГГГГ В период заочного обучения и после окончания института она работала по специальности, о чем имеются соответствующие записи в трудовой книжке и не оспариваются ответчиком.

Как следует из письма ответчика ее специальный трудовой стаж составляет Х. года Х месяцев и Х дней, т.е требуемые 2/3 стажа у нее имеются, поэтому на основании указанного Постановления считает, что период учебы в институте, а также периоды нахождения в оплачиваемых учебных отпусках, предоставляемых ей в период работы для сдачи экзаменационных сессий, подлежат включению в специальный стаж для назначения ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Просила суд:

1. Признать отказ ГУ УПФ РФ по Богородскому району Нижегородской области во включении в ее специальный стаж периода учебы на дневном отделении И. государственного педагогического института, а также периодов нахождения в оплачиваемых отпусках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - незаконным;

2. Обязать ГУ УПФ РФ по Богородскому району Нижегородской области включить в ее педагогический стаж указанные периоды <данные изъяты>

В судебное заседание истица Балова Т.Н. не явилась, направила телефонограмму о рассмотрении дела в ее отсутствие, иск поддерживает.

Представитель ГУ УПФ РФ по Богородскому району Нижегородской области Кукушкин А.А. направил в суд телефонограмму о рассмотрении дела в отсутствие представителя управления, иск не признает.

Суд, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии установлены Федеральным законом от 17.12.2001 года №173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Закон).

В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно пп. 19 п. 1 ст. 27 Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Так к периодам работы до 01.11.1999 года могут применяться нормы Совмина РСФСР от 06.09.1991 года - Список №, к периодам с 01.11.1999 года - постановления Правительства РФ от 22.09.1999 года Список - №, а к периодам после 12.11.2001 года Постановление Правительства - от 29.10. 2002 года - №.

В судебном заседании установлено следующее.

Балова Т.Н. начала свою педагогическую деятельность с ДД.ММ.ГГГГ. Она работала в должности старшей вожатой школы № <адрес> средней школы <адрес>, что подтверждается сведениями трудовой книжки, копия которой представлена суду <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ Балова Т.Н. уволена с должности старшей пионервожатой в связи с выездом на стационарное обучение.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в И. гос. пединституте;

ДД.ММ.ГГГГ отчислена из числа студентов с ДД.ММ.ГГГГ в связи с переводом в К. пединститут,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала воспитателем группы продленного дня в <адрес> средней школы <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в средней школе № на должности учителя русского языка и литературы,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в средней школе № учителем русского языка и литературы,

с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в МОУ <данные изъяты>.

Кроме того, Балова Т.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в учебных отпусках, <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ Балова Т.Н. обратилась в ГУ УПФР по Богородскому району Нижегородской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Письмом пенсионного фонда от ДД.ММ.ГГГГ № истице отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику. Комиссия не включила в специальный стаж периоды учебы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ссылаясь на то, что Постановление Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959г. утратило силу с ДД.ММ.ГГГГ, а Балова Т.Н. на момент отмены постановления № от ДД.ММ.ГГГГ не обладала необходимым стажем работы. Ответчик также не включил в педагогический стаж истицы периоды нахождения в учебных отпусках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Кроме того, не включил в специальный стаж периоды работы в МОУ СОШ С УИОП № <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, в МОУ СОШ № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в МОУ <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в выписке из индивидуального счета сведения за указанные периоды представлены обычным стажем. По подсчету пенсионного органа педагогический стаж истицы составляет Х. года Х. месяцев и Х дней <данные изъяты>

Суд, не соглашаясь с позицией ответчика по делу, считает, что период обучения Баловой Т.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в И. государственном педагогическом институте подлежит включению в ее специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, так как в указанный период времени распространялось действующее до ДД.ММ.ГГГГ Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановление Совмина СССР от 17.12.1959 года № 1397.

Согласно п. 2 указанного Положения в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается работа в школах в качестве штатных пионервожатых; время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Балова Т.Н. работала в должности старшей пионервожатой в <адрес> средней школе № С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Балова Т.Н. обучалась <данные изъяты> в И. государственном педагогическом институте, чему непосредственно предшествовала педагогическая деятельность. По окончании училища Балова Т.Н. продолжила педагогическую деятельность в качестве воспитателя группы продленного дня <адрес> средней школы <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ

Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в постановлении от 29.01.2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Изменение условий установления пенсии, что имеет место в данном случае, по мнению суда, является ограничением конституционного права граждан на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о законности и обоснованности требования истицы о включении в педагогический стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периода обучения истицы, чему непосредственно предшествовала и за которым непосредственно следовала педагогическая деятельность.

Что касается требования о включении в специальный трудовой стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации и учебных отпусках, то в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Закона п. 5 « … в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков».

Учебные отпуска в соответствии со ст. 198 КзоТ РФ (действовавшего на момент предоставления истице учебных отпусков) относились к категории дополнительных учебных отпусков, за время которых за работниками сохранялась заработная плата.

Из представленной справки истицы следует, что она в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ действительно находилась в учебных отпусках, в связи с чем, по основному месту работы ей предоставлялись учебные отпуска с сохранением заработной платы и не включение указанных выше периодов дополнительных отпусков является нарушением права истицы на исчисление специального трудового стажа.

При условии включения спорных периодов педагогический стаж истицы на момент обращения в пенсионный орган составит более 25 лет, что в силу пп. 19 п. 1 ст. 27 Закона является основанием для назначения ей трудовой пенсии по старости досрочно.

В связи с удовлетворенными требованиями истицы необходимо назначить Баловой Т.Н. досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с первоначального обращения последней в ГУ УПФР по Богородскому району Нижегородской области с заявлением о назначении пенсии.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ГУ УПФР по Богородскому району Нижегородской области в пользу Баловой Т.Н. подлежит взысканию уплаченная при подаче искового заявления государственная пошлина в сумме сумма обезличенна рублей.

Руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Баловой Т.Н. удовлетворить.

Признать незаконным отказ Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ по Богородскому району Нижегородской области в назначении досрочной трудовой пенсии Балловой Т.Н..

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ по Богородскому району Нижегородской области включить в специальный стаж Баловой Т.Н. период обучения в И. государственном педагогическом институте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды нахождения в учебных отпусках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Взыскать с Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ по Богородскому району Нижегородской области в пользу Баловой Т.Н. расходы по уплате государственной пошлины в сумме сумма обезличенна рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда через Богородский городской суд в десятидневный срок со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий В.А. Кузьмичев

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.