о признании незаконными действий и обязании произвести регистрационные действия



Дело № 2-454/11

Решение

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ.

Богородский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Хохловой В.В. при секретаре Куренковой О.А.

С участием Рынина Р.Е., Емелина С.Н., представителя Волкова Д.Н., представителя по доверенности Ивановой Н.Г.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Богородске Нижегородской области гражданское дело по заявлению Рынина Р.Е., Емелина С.Н. о признании незаконными действия Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Нижегородской области иску и обязании произвести регистрационные действия

Установил:

Рынин Р.Е. и Емелин С.Н. обратились в суд с заявлением указанным выше, просят : 1/Признать незаконным решение Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области Богородский отдел № от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении в государственной регистрации внесения изменений в ЕГРП земельного участка, кадастровый номер №. расположенного по адресу: <адрес>, с северо-востока от <адрес>, с северо-запада примыкает к <адрес>, с юго-востока примыкает к землям общей долевой собственности (пастбища) колхоза «З.» и 2/ обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области Богородский отдел, внести в ЕГРП сведения о смене вида разрешенного использования земельного участка, Кадастровый номер №, расположенного по адресу. <адрес>, с северо-востока от <адрес>, с северо-запада примыкает к <адрес>, с юго-востока примыкает к землям общей долевой собственности (пастбища) колхоза «З.»

В обоснование заявленного указано следующее: ДД.ММ.ГГГГ в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области Богородский отдел- далее по тексту - Управление Росреестра по Нижегородской области -представителем Рынина Р. Е. и Емелина С. Н. вместе с комплектом документов была подана заявка о государственной регистрации изменений сведений о земельном участке, кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес>, с северо-востока от <адрес>, с северо-запада примыкает к <адрес>, с юго-востока примыкает к землям общей долевой собственности (пастбища) колхоза «З.». Согласно поданному комплекту документов, собственниками земельного участка была проведена процедура по смене разрешенного использования указанного земельного участка. На регистрацию заявителем поданы следующие документы: кадастровый паспорт земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, протокол публичных слушаний по изменению условно-разрешенного вида использования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, постановление главы местного самоуправления <адрес> сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об изменении вида разрешенного использования земельного участка.

Исходящим письмом от ДД.ММ.ГГГГ № регистрация приостановлена со ссылкой п.5.ч.1ст.34, п.9 ст.35, п.п. 6,7 ст.36 Градостроительного Кодекса, п.2 ст.7 п.2 ст. 77 Земельного Кодекса. В резолютивной части сообщения регистратор делает вывод о том, что изменение вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий возможно в случае изменения вида категории иных указанных в п.2 ст.77 ЗК РФ и п.2.ч.9 ст. 35 ГрК РФ, земель сельскохозяйственного назначения в результате зонирования территории.

По мнению заявителей - законодатель не проводит взаимосвязи между сменой вида разрешенного использования и категорией земли. Согласно п.2.ст.7 Земельного кодекса «Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. При этом, на основании ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вплоть до принятия в установленном Градостроительным Кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до 1 января 2012 г., решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением установленных законом случаев, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений ч. 3 - 10 ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований.

Таким образом, до принятия правил землепользования и застройки, но не позднее 1 января 2012 г. изменение разрешенного использования земельного участка, на который градостроительные регламенты не распространяются (в том числе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения), осуществляется решением органа местного самоуправления с учетом публичных слушаний. Данный порядок в полной мере распространяется и на изменение вида разрешенного использования земельных участков, в результате которого таким участкам устанавливается вид разрешенного использования "для дачного строительства". (Письмо Министерства Экономического развития РФ от 08 июня 2010 г. № Д-23-2068)

Пунктом 4 ст. 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлено, что если сведения об объекте недвижимого имущества, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, изменились, то соответствующие изменения вносятся в подраздел I Единого государственного реестра прав без заявления правообладателя и без повторной регистрации. Соответственно, при изменении сведений подраздела I Единого государственного реестра в части изменения сведений. о разрешенном использовании земельного участка не имеется оснований для проведения государственной регистрации прав либо оснований для отказа в проведении государственной регистрации прав. В случае если такие сведения не внесены в ходе информационного взаимодействия, такие сведения могут быть внесены в Единый государственный реестр прав на основании обращения заинтересованного правообладателя земельного участка в порядке, установленном ст. 21 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (п. 8 ст. 12 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").( Письмо Министерства Экономического развития РФ от 28 мая 2010 г. № Д-23-1968). Таким образом, соответствующие изменения разрешенного использования Истцами уже были внесены в государственный кадастр недвижимости, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка, следовательно, как заинтересованные правообладатели истцы имеют полное право обратиться за регистрацией указанных изменений( л.д.4-5)

В судебном заседании заявители и их представитель Волков Д.Н. допущенный к участию в деле в порядке п. 6 ст. 53 ГПК РФ, а также на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ на удовлетворении заявленного настаивают. Отметили, что государственный регистратор незаконно требует дополнительные документы в виде постановления или решения об изменении категории земель, они категорию изменять не намерены.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Нижегородской Иванова Н.Г. действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ заявленные требования не признала, считает, что действия государственного регистратора согласуются с действующим законодательством: земельный участок принадлежащий заявителям имеет категорию - земли сельскохозяйственного использования, оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения его целевого использования.

Заслушав доводы сторон, их представителей, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему :

Из материалов дела следует:

- Емелину С.Н. и Рынину Р.Е. на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок кадастровый номер № площадью обезличенно кв.м по адресу <адрес> с северо-востока от <адрес>, с северо-запада примыкает к <адрес>, с юго-востока примыкает к землям общей долевой собственности (пастбища) колхоза «З.». Категория земель: земли сельскохозяйственного назначения разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования <данные изъяты>

- Постановлением Главы местного самоуправления <адрес> сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за № изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № « с сельскохозяйственного назначения» на другой вид разрешенного использования - « для дачного строительства». Постановление вынесено на основании вынесения постановления являются результаты публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ, руководствуясь Федеральным законом от 25.10.2001г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004г.№ 190-ФЗ, Земельным кодексом Российской Федерации от 25.10.2001г. № 136-ФЗ, Федеральным законом от 06.10.2003г. № 13 1-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ( л.д.8,9,10,16-19)

-Согласно кадастровому паспорту земельного участка (выписки из государственного кадастра недвижимости) от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ №, разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером № площадью обезличенно кв.м., категория земель земли сельскохозяйственного назначения - для дачного строительства<данные изъяты>

- Государственным регистратором Богородского отдела Управления Росреестра по Нижегородской области приостановлено в государственной регистрации внесения изменений в ЕГРП на объект недвижимого имущества - земельный участок с кадастровым номером № в связи со сменой разрешенного использования - по основаниям - не представлены документы необходимые для проведения государственной регистрации ( ст. 16 Закона о регистрации ), а именно не представлено документов подтверждающих изменение категории земель. Непредставление данных документов противоречит действующему законодательству и не позволяют внести заявленные изменения, касающиеся смены вида разрешенного использования земельного участка<данные изъяты>

Суд, исследовав представленные материалы, приходит к следующему:

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ - Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ -К решениям, действиям(бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии со ст. 258 ГПК РФ - Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В соответствии со ст. 2.Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» - Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В соответствии с п.4 ст. 18 - Если в связи с изменением сведений об объекте недвижимого имущества, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, требуется внесение соответствующих изменений в подраздел I Единого государственного реестра прав, уточненные сведения о таком объекте недвижимого имущества вносятся в Единый государственный реестр прав без заявления правообладателя и без повторной регистрации при внесении в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" этих сведений в государственный кадастр недвижимости.

Исходя из изложенного выше, суд приходит к выводу о том, что в соответствии с абзацем 5 пункта 4 статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ уточненные данные об объекте недвижимого имущества, в том числе виде разрешенного использования земельного участка вносятся в Единый государственный реестр прав без повторной регистрации- на основании заявления правообладателя земельного участка и кадастрового плана этого земельного участка.

Как следует из материалов дела данные документы были представлены в Управление Росреестра.

Как следует из обжалуемого ненормативного акта - приостановления о государственной регистрации внесения изменений в ЕГРП - государственный регистратор считает невозможным внесения изменений в ЕГРП на основании представленных представителем заявителя документов - кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ протокола публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ и Постановления Главы местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ, при этом указывает что изменение разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения без изменения категории земельного участка противоречит требованиям действующего законодательства.

При обсуждении оснований приостановления регистрационных действий суд приходит к следующему :

В соответствии с п.1 ст. 19Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (принят ГД ФС РФ 17.06.1997))

1. Государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений.

Как видно из материалов дела, заинтересованным лицом представленный заявителями кадастровый паспорт от ДД.ММ.ГГГГ не оспаривается.

Постановление <адрес> сельского совета <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ принято уполномоченным органом с соблюдением процедуры, установленной законодательством. Как установлено в судебном заседании, на территории <адрес> муниципального района не приняты Правила землепользования и застройки. В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 191- ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», статьей 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом РФ порядке правил землепользования и застройки, но не более чем через пять лет со дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний. Публичные слушания о возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка, принадлежащего заявителям проведены комиссией, созданной Постановлением Главы местного самоуправления <адрес> сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ о чем составлен протокол и принято заключение о возможности соответствующего изменения вида разрешенного использования спорного земельного участка<данные изъяты> Постановление о проведении публичных слушаний, заключение по результатам публичных слушаний, постановление опубликованы в установленном порядке в официальном печатном издании в газете «Богородская газета» <данные изъяты>

Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту.

Основные направления использования сельскохозяйственных земель гражданами перечислены в статье 78 ЗК РФ - ведение фермерских и личных подсобных хозяйств, садоводство и огородничество.

Согласно ст. 81 ЗК РФ -земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться гражданами для дачного строительства. Дачный земельный участок предоставляется для отдыха, не для постоянного проживания, поэтому переводить его из одной категории в другую необходимости не имеется.

Принимая во внимание изложенное выше суд приходит к выводу о том, что заявление обоснованно и подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

Решил:

Заявление Рынина Р.Е., Емелина С.Н. удовлетворить:

Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Нижегородской области -Богородский отдел- от ДД.ММ.ГГГГ № о приостановлении в государственной регистрации внесении изменений в ЕГРП земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу <адрес> с северо-востока от <адрес>, с северо-запада примыкает к <адрес>, с юго-востока примыкает к землям общей долевой собственности (пастбища) колхоза «З.» и обязать Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Нижегородской области- Богородский отдел- произвести государственную регистрацию изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Богородский городской суд Нижегородской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья В.В.Хохлова.

Решение суда принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ