о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии в части отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении



Гражданское дело № 2-449/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ

Богородский городской суд Нижегородской области в составе

председательствующего судьи Хрусталевой О.Н.

при секретаре Бондаревой А.М.

с участием истца Запариной Н.Н. в интересах <данные изъяты> З.Н.В.,

рассмотрев в помещении суда гражданское дело по иску Запариной Н.Н. в интересах <данные изъяты> З.Н.В. к администрации Богородского района Нижегородской области о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии в части отказа в постановке на учет З.Н.В. в качестве нуждающейся в жилом помещении, об обязании включить её в указанную очередь <данные изъяты>,

установил:

В суд обратилась Запарина Н.Н., действуя в интересах <данные изъяты> З.Н.В., с иском к администрации Богородского района Нижегородской области с требованием признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии администрации <адрес> (далее - ЖБК) от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в принятии на учет З.Н.В. в качестве нуждающейся в жилом помещении.

В обоснование иска указано, что с ДД.ММ.ГГГГ является опекуном <данные изъяты> З.Н.В. ДД.ММ.ГГГГ, действуя в её интересах, обратилась в администрацию с заявлением о постановке на учет З.Н.В. в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в чем решением ЖБК отказано. Считает, что решение принято с нарушением п.2. ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ <данные изъяты>

С опекаемой проживает в кв. № дома № по <адрес>, принадлежащей ей на праве собственности, у опекаемой есть лишь право пользования данным жилым помещением, своего жилья нет. <данные изъяты>

В судебном заседании Запарина Н.Н. иск поддержала, просит признать незаконным отказ администрации Богородского района от ДД.ММ.ГГГГ в принятии на учет опекаемой ею З.Н.В. <данные изъяты>, нуждающейся в представлении жилой площади.

Суду пояснила, что ранее проживала на <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> удочерила З.Т.А., воспитывала ее как родную дочь. На <адрес> квартиру приватизировала. До приватизации на свои средства для дочери З.Т.А. купила квартиру также на <адрес>. Дочь сожительствовала с мужчиной, ДД.ММ.ГГГГ родила от него ребенка - дочь Н., отцовство не устанавливалось, отец ребенка был записан со слов матери, потому что в браке она никогда не состояла, Н. была зарегистрирована по месту жительства матери. На момент рождения ребенка дочь фактически жила с ней, так сложилось, что она с рождения воспитывает внучку Н..

ДД.ММ.ГГГГ дочь без её ведома квартиру на <адрес> продала, переехала в <адрес> со своим сожителем, у того в <адрес> жила мать. Впоследствии она по настоянию дочери также ДД.ММ.ГГГГ свою приватизированную квартиру на <адрес> продала и переехала в <адрес>, купив ДД.ММ.ГГГГ квартиру № в доме № по <адрес>. Тогда же узнала, что квартиру дочь продала, а деньги бесцельно потратила. Пыталась добиться сведений, как дочери удалось продать квартиру, в которой было зарегистрировано место жительства <данные изъяты> ребенка, но ничего добиться не смогла. Дочь скрывалась. У внучки З.Н.В. формально регистрация места жительства по прежнему была по месту жительства матери, но фактически квартиры не было в наличии. З.Т.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ, о чем ей сообщил сожитель дочери, позже он же показал, где находится ее могила, а сам был осужден к лишению свободы. Ранее, ДД.ММ.ГГГГ, она была назначена опекуном над внучкой, которая находилась полностью на её обеспечении. Мать ребенка постоянно пропадала, отцовство не было установлено. С момента установления опеки за внучкой было сохранено право пользования жилым помещением в купленной ею квартире. Она пыталась возражать против этого, поскольку у ребенка было зарегистрировано право на проживание по адресу проживания матери, но в гороно заверили, что ребенок будет включен в очередь нуждающихся в жилом помещении как сирота. Инспектор ГОРОНО также заверила, что по достижению совершеннолетия ребенка государство должно будет обеспечить ребенка жильем, а её квартира как собственность будет оставаться только её собственностью.

Так она с рождения воспитывает внучку З.Н.В. Внучка учится <данные изъяты>. <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ родила ребенка - дочь Е., которая также была зарегистрирована в её квартире.

ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию с заявлением о признании внучки <данные изъяты> нуждающейся в жилом помещении с тем, чтобы ее включили в очередь нуждающихся, включили в государственную программу по обеспечению жильем, чтобы в будущем она <данные изъяты> получила свое жилье. Решила похлопотать заранее, потому что по истечении срока опеки её обязанности как опекуна прекратятся, и обеспечивать внучку с её ребенком жилой площадью не обязана. После Х лет внучка попала в ДТП, после которого <данные изъяты> была на стационарном лечении, проявляются последствии после травмы, стала раздражительной, вспыльчивой, нервной. Её не слушается, говорит, что она ей никто. У неё преклонный возраст, в результате часто возникающих скандалов на почве проявления со стороны внучки неприязненного к ней отношения, та поднимала на неё руку, оскорбляла. Обращаясь с заявлением ДД.ММ.ГГГГ, преследовала цель заранее поставить на учет внучку с тем, чтобы к моменту своего совершеннолетия она была обеспечена жилым помещением, а не ждала этого еще несколько лет. Хочет, чтобы внучка по достижению совершеннолетия жила отдельно от неё со своим ребенком, а она проживала бы одна в своей однокомнатной квартире. Кроме внучки и правнучки других родственников у неё нет.

Несовершеннолетняя З.Н.В. в судебное заседание не явилась по причине ухода за новорожденным ребенком.

Ответчик - администрация Богородского района Нижегородской области, явку представителя не обеспечила, ранее участвовавшая при подготовке дела к судебному разбирательству в качестве представителя Козлова Н.Н. <данные изъяты> в телефонограмме просит дело рассмотреть в её отсутствие.

Суд с учетом мнения истца определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика и несовершеннолетней З.Н.В.

Суд, заслушав объяснения истца, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 2 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно подп. 2 п. 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ, или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что названные лица обеспечиваются жилой площадью органами исполнительной власти по месту жительства. Часть 2 названной статьи устанавливает, что регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (месту закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

Согласно статье 1 этого же Закона лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родителей, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

П. 2 ст. 5 Закона Нижегородской области от 10 декабря 2004 года № 147-З «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области» установлено, что указанные категории лиц ставятся на учет нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в органах местного самоуправления по месту их выявления и первичного устройства.

В целях реализации ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Правительством Нижегородской области принято Постановление № 315 от 28 мая 2010 года «Об утверждении Положения о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета и субсидий, поступающих на указанные цели из федерального бюджета». Пунктом 1.4 указанного Постановления предусмотрено: «Предоставление детям-сиротам жилых помещений осуществляется министерством социальной политики Нижегородской области». Пунктом 1.5. предусмотрено предоставление жилых помещений по договорам социального найма за счет средств федерального и областного бюджетов на соответствующий финансовый год.

Указанными нормами установлены дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В <адрес> жилые помещения по договору социального найма предоставляются детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, включенным в сводный список на соответствующий финансовый год, который составляется Министерством социальной политики на основании списков, формируемых органами местного самоуправления, в данном случае - администрацией <адрес>, в соответствии с Положением о порядке формирования сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, за счет средств областного бюджета в <адрес>, утвержденного постановлением правительства Нижегородской области от 02 декабря 2008 г. № 566.

Из представленных суду письменных доказательств следует, что З.Н.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления материи ребенка, что подтверждается справкой о рождении <данные изъяты>, представлена и копия свидетельства о рождении <данные изъяты> по достижении Хлетнего возраста выдан паспорт гражданина РФ <данные изъяты>

Распоряжением администрации Богородского района за № от ДД.ММ.ГГГГ Запарина Н.Н. назначена опекуном <данные изъяты> З.Н.В., основанием указан факт <данные изъяты> З.Т.А. находится в розыске, отец записан по заявлению матери. Этим же решением за ребенком сохранено право пользования жилым помещением в кв. № дома № по <адрес>, сведения о прежнем месте жительства ребенка не указаны. <данные изъяты>.

Указанная квартира общей площадью обезличенно кв.м., в том числе жилой обезличенно кв.м., принадлежит на праве собственности Запариной Н.Н. на основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства о регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, суду представлена копия договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ договор на техническое обслуживание, заключенный ДД.ММ.ГГГГ с Запариной Н.Н. <данные изъяты>

Решением ЖБК от ДД.ММ.ГГГГ З.Н.В. отказано в удовлетворении заявления опекуна от ДД.ММ.ГГГГ о признании нуждающейся в жилых помещениях по договору социального найма как ребенка-сироты. Указано, что за ребенком сохранено право пользования квартирой, общая площадь которой обезличенно кв.м., в которой зарегистрировано два человека и на каждого приходится по обезличенно кв.м., что более учетной нормы (более обезличенно кв.м. общей площади) <данные изъяты>.

По поводу срока обжалования указанного решения истица пояснила, что, получив отказ, обращалась в Министерство социальной политики <адрес>, намереваясь без обращения в суд решить вопрос принятии ребенка-сироты на учет. После получения ответа, которым её проблема не решена, обратилась в суд. В связи с этим суд признает причину пропуска трехмесячного срока обжалования, установленного ч. 1 ст. 256 ГПК РФ, уважительной и рассматривает иск по существу.

Согласно выписке из лицевого счета в квартире истицы зарегистрированы и проживают она сама, внучка З.Н.В. ДД.ММ.ГГГГ рождения, зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГ; правнучка З.Е.С. ДД.ММ.ГГГГ рождения, зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ

Согласно справке о рождении №, выданной ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГС <адрес>, З.Е.С. родилась от З.Н.В. ДД.ММ.ГГГГ, сведения об отце ребенка занесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка <данные изъяты> представлена и копия свидетельства о рождении, в графе «Отец» - прочерк <данные изъяты>

Несовершеннолетняя З.Н.В. является учащейся <данные изъяты> является получателем пенсии по случаю потери кормильца, что подтверждается копией удостоверения - <данные изъяты> Мать З.Н.В. - З.Т.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства о смерти <данные изъяты>

Анализируя совокупность представленных истцом доказательств и учитывая приведенные выше нормы действующего законодательства, суд приходит к убеждению о законности и обоснованности иска.

Суд признает установленным отсутствие у З.Н.В. закрепленного за ней жилья, которое она по праву могла бы занимать по окончании действия опеки, поскольку право пользования жилым помещением в квартире Запариной Н.Н. является производным от возникших правоотношений в связи с установлением опеки. Суд учитывает доводы истца о том, что квартира принадлежит ей на праве личной собственности; в силу возникающих неприязненных отношений с внучкой З.Н.В. она не намерена иметь с ней семейные отношения по достижению ею совершеннолетия, кроме того, внучка сама стала матерью, сведения об отце ребенка отсутствуют, у неё нет обязательств в силу закона по обеспечению жилой площадью внучки и правнучки по достижению внучкой совершеннолетия. На момент принятия ЖБК оспариваемого решения З.Н.В. являлась беременной.

В силу приведенной выше нормы ЖК РФ основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности, к таким юридическим фактам относится прекращение опеки (попечительства) над лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Следовательно, социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью может быть реализована только после достижения несовершеннолетней З.Н.В. совершеннолетнего возраста и прекращения над ней опеки.

Следовательно, у З.Н.В. как ребенка-сироты, после прекращения над ней опеки в силу достижения совершеннолетнего возраста, то есть ДД.ММ.ГГГГ, возникнет право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма.

Указанными нормами не предусмотрено возрастных и временных параметров принятия на учет детей-сирот, указано лишь на обязанность органа местного самоуправления вести регистрационный учет по месту их выявления и первичного устройства, что и просила сделать истица, обращась с заявлением о принятии ребенка-сироты на учет в качестве нуждающейся, с тем, чтобы по достижении возраста, когда у ребенка-сироты возникнет право на внеочередное предоставление жилой площади, реализовать это право не спустя несколько лет, как это имеет место на практике, а в максимально возможно короткий срок.

Таким образом, истицей ставился вопрос в заявлении не о предоставлении жилой площади, а о постановке на учет; принятое жилищно-бытовой комиссией решение об отказе подлежит отмене как необоснованное и незаконное.

Руководствуясь ст. 257, ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Запариной Н.Н. удовлетворить: признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии администрации Богородского района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа несовершеннолетней З.Н.В. ДД.ММ.ГГГГ рождения как ребенку-сироте в удовлетворении заявления о признании её нуждающейся в жилом помещении и отменить его; обязать администрацию <адрес> включить З.Н.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения как ребенка-сироту в очередь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями для последующего обеспечения жилым помещением на условиях договора социального найма.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда через Богородский городской суд в течение 10-ти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Федеральный судья Хрусталева О.Н.

Сторонам судом объявлена дата принятия решения в окончательной форме - ДД.ММ.ГГГГ.

Федеральный судья Хрусталева О.Н.