Гражданское дело № 2 - 1030/11г. Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ г. Богородск Богородский городской суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Столяровой Т.С., с участием заявителей Рынина Р.Е., Емелина С.Н., их представителя Волкова Д.Н., Никоненковой Е.В., представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Нижегородской области Ивановой Н.Г., при секретаре Зининой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Богородске Нижегородской области гражданское дело по заявлению Рынина Р.Е., Емелина С.Н. о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Нижегородской области о возложении обязанности произвести регистрационный действия, установил: Рынин Р.Е., Емелин С.Н. обратились в суд с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Нижегородской области (далее - Управление Росреестра по Нижегородской области) о возложении обязанности произвести регистрационный действия. В обоснование заявленного требования указано, что ДД.ММ.ГГГГ в Управление Росреестра по Нижегородской области Богородский отдел представителем Рынина Р.Е. и Емелина С.Н. вместе с комплектом документов была подана заявка о государственной регистрации изменений сведений о земельном участке, кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес>. Согласно поданному комплекту документов, собственниками земельного участка была проведена процедура по смене разрешенного использования указанного земельного участка. На регистрацию заявителем поданы следующие документы: кадастровый паспорт земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, протокол публичных слушаний по изменению условно-разрешенного вида использования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, постановление главы местного самоуправления <адрес> сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об изменении вида разрешенного использования земельного участка. Исходящим письмом от ДД.ММ.ГГГГ № регистрация приостановлена со ссылкой на п. 5 ч. 1 ст. 34, п. 9 ст. 35, п.п. 6,7 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ, п. 2 ст. 7, п. 2 ст. 77 Земельного кодекса РФ. В резолютивной части сообщения регистратор делает вывод о том, что изменение вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий возможно в случае изменения вида категории иных указанных в п. 2 ст. 77 ЗК РФ и п. 2 ч. 9 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ, земель сельскохозяйственного назначения в результате зонирования территории. По мнению заявителей - законодатель не проводит взаимосвязи между сменой вида разрешенного использования и категорией земли. Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно - правовому регулированию в сфере земельных отношений. При этом, на основании ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до ДД.ММ.ГГГГ, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением установленных законом случаев, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений ч. 3 - 10 ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований. Таким образом, до принятия правил землепользования и застройки, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ изменение разрешенного использования земельного участка, на который градостроительные регламенты не распространяются (в том числе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения), осуществляется решением органа местного самоуправления с учетом публичных слушаний. Данный порядок в полной мере распространяется и на изменение вида разрешенного использования земельных участков, в результате которого таким участкам устанавливается вид разрешенного использования «для дачного строительства». (письмо Министерства экономического развития РФ от 08 июня 2010 г. № Д-23-2068). Пунктом 4 ст. 18 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлено, что если сведения об объекте недвижимого имущества, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, изменились, то соответствующие изменения вносятся в подраздел I Единого государственного реестра прав без заявления правообладателя и без повторной регистрации. Соответственно, при изменении сведений подраздела I Единого государственного реестра в части изменения сведений о разрешенном использовании земельного участка не имеется оснований для проведения государственной регистрации прав либо оснований для отказа в проведении государственной регистрации прав. В случае, если такие сведения не внесены в ходе информационного взаимодействия, такие сведения могут быть внесены в Единый государственный реестр прав на основании обращения заинтересованного правообладателя земельного участка в порядке, установленном ст. 21 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (п. 8 ст. 12 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»), (письмо Министерства экономического развития РФ от 28 мая 2010 года № Д-23-1968). Таким образом, соответствующие изменения разрешенного использования заявителями уже были внесены в государственный кадастр недвижимости, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка, следовательно, как заинтересованные правообладатели истцы имеют полное право обратиться за регистрацией указанных изменений. Просят признать незаконным решение Управление Росреестра по Нижегородской области Богородский отдел № от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении в государственной регистрации внесения изменений в ЕГРП земельного участка, кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес>; обязать Управление Росреестра по Нижегородской области Богородский отдел, внести в ЕГРП сведения о смене вида разрешенного использования земельного участка, кадастровый номер №, расположенного по адресу. <адрес> Определением Богородского городского суда Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Правительство <адрес> Определение суда от ДД.ММ.ГГГГ в порядке ст. 43 ГПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора администрация Ашешковского сельсовета <адрес> Заявители Рынин Р.Е., Емелин С.Н. в судебном заседании на удовлетворении заявления настаивали, доводы заявления поддержали. Представитель заявителей Рынина Р.Е., Емелина С.Н. - Волков Д.Н., действующий на основании доверенностей <данные изъяты> в судебном заседании на удовлетворении заявления настаивал, доводы заявления поддержал. Суду пояснил, что в соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса РФ правило землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ - городов федерального значения <адрес> и <адрес> и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. При этом в решении о подготовке правила землепользования и застройки принимается главой местного самоуправления, в дальнейшем правила землепользования и застройки проверяются органом местного самоуправления и выносится на публичные слушания ст. 30 Градостроительного кодекса РФ. Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства. Таким образом, правило землепользования и застройки устанавливают не только градостроительные регламенты, но также территориальные зоны, порядок применения указанных правил и порядок внесения в них изменений. В связи с чем, отсутствие установленных градостроительных регламентов для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения ч. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ, что для указанной категории земель не утверждаются правила землепользования и застройки. Положения п. 3 ч. 1 ст. 4 ФЗ от 29.12.2004 года № 191 ФЗ «О введении в действие градостроительного кодекса» не признаны не соответствующими Федеральному законодательству и действуют по настоящее время, в связи с чем, отсутствуют основания для признания данной нормы права неприменимой в рассматриваемом случае. Определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ суд кассационной инстанции утверждает: по смыслу положений закона решение о смене разрешенного использования земельных участков должно приниматься главой муниципального образования, к которому территориально отнесен соответствующий земельный участок. Таким образом, Нижегородский областной суд своим определением подтвердил полномочия главы Алешковского сельского совета <адрес> на проведение процедуры предусмотренной п. 3 ч. 1 ст. 4 ФЗ от 29.12.2004 года № 191 ФЗ «О введении в действие градостроительного кодекса». В обоснование своей позиции Правительство <адрес> ссылается на положения ФЗ от 24.07.2002 года № 101 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», который устанавливает принцип преимущественного права субъекта РФ на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при продаже его собственником. Однако, в рассматриваемом случае Рыниным Р.Е. и Емельным С.Н. спорный земельный участок не отчуждается, а лишь меняет свое разрешенное использование, при этом, действующим законодательством вмененная обязанность согласования смены разрешенного использования земельного участка из категории земли сельскохозяйственного назначения с высшим исполнительным органом власти субъекта РФ не предусмотрено. Также, считает необоснованными ссылки Правительства <адрес> на ФЗ от 15.04.1998 года № 66 ФЗ «О садоводческих, огороднических и данных некоммерческих товариществах» который предусматривает предварительное зонирование территории для определения мест размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях, так как в данном случае речь идет об использовании земельного участка для целей дачного строительства включительно физическими лицами. Помимо этого, не применимы и положения Закона Нижегородской области от 14.07.2003г. № 58 - 3 «О нормах предоставления земельных участков на территории <адрес>» так как указанный нормативный акт говорит о вновь предоставляемых земельных участках. Обращает внимание суда, что в данном случае речь не идет о «стихийном возникновении дачных участков», как указывает в своем отзыве Правительство <адрес>, так как Заявители, руководствуясь положениями п.3 ч. 1 ст. 4 ФЗ от 29.12.2004 года № 191 ФЗ, обратились с соответствующим заявлением к главе местного самоуправления, которым в свою очередь была инициированная и проведена процедура проведения публичных слушаний. По результатам слушаний жители д. Ченцово выразили свою заинтересованность и дали согласие на смену разрешенного использования спорного земельного участка. То есть в данном случае на лицо коллективный интерес в смене разрешенного использования спорного участка. Учитывая вышеизложенное, основываясь на определении суда кассационной инстанции от 03.05.2011 года, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 4 ФЗ от 29.12.2004 года № 191 ФЗ «О введении в действие градостроительного кодекса», ст. ст. 1, 30 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 года № 190 - ФЗ ст. 35 ГПК РФ, просит суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме. Представитель заявителей Рынина Р.Е., Емелина С.Н. допущенная к участию в деле в порядке п. 6 ст. 53 ГПК РФ Никоненкова Е.В. в судебном заседании, позицию, изложенную Волковым Д.Н. поддержала, обратила внимание суда на то, что при существовании точного закона, считает не допустимым применении аналогии закона. Представитель заинтересованного лица Управления Росреества по Нижегородской области Иванова Н.Г., действующая на основании доверенности <данные изъяты> в судебном заседаниизаявленные требования не признала, считает, что действия государственного регистратора согласуются с действующим законодательством: земельный участок, принадлежащий заявителям имеет категорию - земли сельскохозяйственного использования, оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения его целевого использования. Представитель заинтересованного лица Управления Росреества по Нижегородской области Богородский отдел, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дне и времени судебного рассмотрения, доказательств уважительности причин неявки суду не сообщил. Представитель заинтересованного лица Правительства <адрес> Сивкова М.В., действующая на основании доверенности <данные изъяты>, в судебное заседание не явилась, представила позицию по заявлению Рынина Р.Е., Емелина С.Н. о признании незаконным действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Из которой следует, что согласно положениям гражданского законодательства, лицо, гражданское право которого нарушено (оспорено), вправе осуществить судебную защиту нарушенного (оспоренного) права способом, названным в статье 12 ГК РФ, либо иным способом, предусмотренным законом. При этом указанное лицо свободно в выборе способа защиты нарушенного (оспариваемого) права. Одним из способов защиты гражданских прав является оспаривание в судебном порядке актов, решений, действий и бездействия государственного органа. По правилу статьи 13 ГК РФ основанием для признания судом решения государственного органа недействительным является как его несоответствие закону или иным правовым актам, так и нарушение им гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица. В развитие указанного положения статья 258 ГПК РФ с учетом разъяснений пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» предусматривает, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, а решения или действия государственного органа незаконным является одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение ими гражданских прав и охраняемых законом интересов заинтересованного лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием. При отсутствии хотя бы одного из названных оснований, в судебной защите заявителю отказывается. По общему правилу, правом на обращение в суд в силу ч. 1 ст. 258 ГПК РФ). Принцип судебной защиты предполагает восстановление действительного права или законного интереса заявителей. Несуществующее право либо противоправный (неправовой) интерес заявителей судебной защите не подлежат. В этом случае, полагаем, что заявителю должно быть откачано в удовлетворении заявленных требований, но причине отсутствия такого основания судебной защиты как нарушение действительного права и (или) законного интереса. По мнению Правительства <адрес>, наличие такого основания к судебной защите как нарушение действительных прав и законных интересов заявителей Рынина Р.В., Емелина С.Н. оспариваемым им отказом регистрирующего органа, по внесению в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним изменений в сведения о земельном участке, касающиеся вида его разрешенного использования, не имеется. По имеющейся информации, земельный участок, являющийся собственностью заявителей, относится к категории земель сельскохозяйственного назначения и является сельскохозяйственными угодьями - пашней. При этом разрешенное использование указанного земельного участка согласно сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним - «для сельскохозяйственного использования». Таким образом, за заявителями по смыслу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государством признано право собственности на участок сельскохозяйственных угодий. В силу общих правил ст. ст. ст. 77, 79, 81 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья; земли занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения зашиты земель от негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. При этом сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями, - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Принципы приоритета в использовании и особой охране сельскохозяйственных угодий установлены взаконодательстве об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Так в силу положений п. 1, 3 ст. 1, ст. 6, 8 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», указанный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земельсельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения применяемые к обороту земельных участков и долей в праве обшей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения идр. Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается, в том числе, на принципах: сохранении целевого использования земельных участков; преимущественного права субъекта РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, муниципального образования на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже, за исключением продажи с публичных торгов. Принцип сохранения целевого использования земельных участков сопряжен правомпринудительного изъятия и прекращения прав на земельный участок из составаземель сельскохозяйственного назначения в случае использования такого земельного участка не по назначению, что приводит к его порче и иному ухудшению качественных характеристик. Принцип преимущественного права субъектаРФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, муниципального образовании на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже по цене, за которуюон продается, реализуется в том, что продавец земельного участка из земельсельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, орган местного самоуправления о намерении продать земельный участокс указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, доистечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет. Законом <адрес> от 27 декабря 2007 года № 195-3 «Об осуществлении оборота земель сельскохозяйственного назначения в <адрес>» в статьях 4, 10, 11, 12 установлено, что Правительство <адрес> является органом государственной власти, обеспечивающим принцип сохранения целевого использования земельных участковсельскохозяйственного назначения и осуществляющим государственное регулирование в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения. Правительство <адрес> имеет преимущественное право покупки земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов. При этом при продаже земельного участка сельскохозяйственного назначения с публичных торгов Правительство <адрес> в случае отсутствия покупателя такого земельного участка, обязано выкупить такой земельный участок. При обычной продаже земельного участка, если Правительство <адрес> откажется от своего преимущественного права покупки либо не уведомит в письменной форме продавца земельного участка о намерении приобрести продаваемый земельный участок в течение тридцати дней со дня поступления извещения продавца, продавец земельного участка вправе в течение года продать земельный участок третьему лицу на условиях, указанных в извещении, но не ниже указанной в извещении цены. Однако, в силу п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», действие этого закона не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Оборот упомянутых земельных участков осуществляется по общим правилам ЗК РФ. Таким образом, оборот сельскохозяйственных угодий ограничен специальными положениями законодательства об обороте земель сельскохозяйственного назначения, целью которых является сохранение площадей (фонда) сельскохозяйственных угодий как основы сельскохозяйственного производства. Гарантией сохранности фонда сельскохозяйственных угодий является преимущественное право высшего исполнительного органа власти субъекта Российской Федерации на выкуп в государственную собственность отчуждаемого частным владельцем земельного участка сельскохозяйственных угодий с целью последующего эффективного и рационального использования сельскохозяйственных угодий. Между тем, изменение разрешенного использования земельного участка с вида «для сельскохозяйственного использования» на вид «для дачного строительства» приводит к формальному выводу указанного земельного участка из режима специального правового регулирования оборота сельскохозяйственных угодий, поскольку как уже было указано ранее, законодательство об обороте земель сельскохозяйственного назначения не распространяется на земельные участки, предоставленные для дачного строительства. Поэтому такое изменение вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения возможно лишь при условии предварительного выполнения тех правовых ограничений, которые установлены законодательством об обороте земель сельскохозяйственного назначения. А в связи с тем, что государственное регулирование в сфере оборота земель сельскохозяйственною назначения осуществляется высшим исполнительным органом власти субъекта РФ, изменение вида разрешенного использовании должно согласовано собственникомземельною участка с высшим исполнительным органом власти субъекта РФ. Однако вопрос об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка с Правительством <адрес> не согласовывался. Согласно пп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешению использования в соответствии с зонированием территории и требованиями законодательства. В соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначении, как и другие категории земель, используются в соответствии с установленным для них целевым назначении. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок, проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных Федеральных законов. Предоставление земель сельскохозяйственного назначения для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства урегулировано статьей 81 ЗК РФ. Согласно указанной норме права земли сельскохозяйственного назначения дляведения садоводства, огородничества и дачного строительства предоставляются только гражданам и их объединениям. Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается ЗК РФ, Федеральным законом о садоводческих, огороднических идачных некоммерческих объединениях граждан (п. 2 ст. 81 ЗК РФ). Федеральный закон от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее -Федеральный закон № 66-ФЗ) предусматривает предварительное проведение зонирования территорий для определения мест размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, создание соответствующих некоммерческих объединений граждан. Орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель (формируется из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, установленном в ст. 80 ЗК РФ, с учетом схемы зонирования территории для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки. На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (п. 3). Кроме того, анализ ст. ст. 13 и 14 Федерального закона № 66-ФЗ указывает на то, что садоводческая организация возникает по инициативе (отводится территория) органа местного самоуправления на основе регистрации и учета заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных и дачных земельных участков, то есть определяет потребность в садовых участках на территории района орган местного самоуправления. О необходимости учета потребностей, в дачных участках указывает так же что согласно ст. 33 ЗК РФ законами субъектов РФ устанавливаются предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения дачного хозяйства, то есть законодатель ограничивает размер земельных участков, которые могут находиться в граждан, имеющих целевое назначение «для дачного строительства». Законом Нижегородской области от 14.07.2003 № 58-3 «О нормах предоставления земельных участков на территории <адрес>» максимальный размер земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для дачного строительства - до обезличенно кв. м.. В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона № 66-ФЗ при зонировании территории определяются зоны, которые наиболее благоприятные для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства исходя из природно-экономических условий, а также исходя из затрат на развитие межселенной социальной и инженерно-транспортной инфраструктур и в которых обеспечивается установление минимальных ограничений на использование земельных участков. Заказчиками схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений выступают органы местного самоуправления (п. 3 указанной статьи). В соответствии со ст. 2 Градостроительного кодекса РФ одними из основных принципов, на которых основывается законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты являются: обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования; обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил планировке территории. Территориальное планирование, как следует из ч. 1 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ, направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. На территории <адрес> действует Закон Нижегородской области от 08.04.2008 № 37-3 «Об основах регулирования градостроительной деятельности на территории Нижегородской области» (далее - Закон № 37-3), который устанавливает цель, направления и задачи политики пространственного развития территории Нижегородской области; состав, порядок подготовки и утверждения региональных нормативов градостроительного проектирования; состав и порядок подготовки, согласования, утверждения схемы территориального планирования Нижегородской области, регулирует деятельность по планировке территорий Нижегородской области, а также реализацию иных полномочий в сфере градостроительной деятельности, отнесенных к ведению Нижегородской области Градостроительнымкодексом Российской Федерации, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно п. 1 ст. 5 Закона № 37-3 подготовка и утверждение документов территориального планирования области относятся к исключительной компетенции Правительства Нижегородской области. Согласно пп. 1 п. 8 ст. 13 Закона № 37-3 на схеме границ территорий и земель устанавливаются утверждаемые в составе схемы территориального плакирования Нижегородской области существующие и планируемые к изменению границы земель особо охраняемых природных территорий регионального значения, границы земель сельскохозяйственногоназначения и границы сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, границы территорий объектов культурного наследия регионального значения. В целях обеспечения устойчивого развития области постановлением Правительства <адрес> от 29.04.2010 № 254 утверждена Схема территориального планирования Нижегородской области. В ч. 3 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ установлено, что документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Спорный земельный участок расположен около <адрес> и предусматривается для использования в сельскохозяйственных целях, ведения сельскохозяйственного производства согласно Схеме территориальною планирования <адрес>, утвержденной постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. Изложенное позволяет сделать вывод, что законодательство не допускает стихийного возникновения дачных участков и одного желания собственников земельного участка недостаточно для превращения земельных участков в дачные. В связи с чем, интерес, в защиту которого заявители обратились с заявленными требованиями, является неправовым интересом, направленным на формальный вывод спорных земельных участков из под правового режима ограничений, установленных законодательством об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Такой интерес не подлежит судебной защите. Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ вид разрешенного использования земель определяется в соответствии с зонированием территории, а также исходя из принадлежности земель к той или иной категории. В соответствии с ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ вид разрешенного использования земель указывается в градостроительном регламенте. Частью 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий, сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границам особых экономических зон. Использование земельных участком, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии е федеральными законами (ч. 7 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ). Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитальною строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (ч. 5 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ).Федеральный закон, который бы определял уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ или уполномоченный орган местною самоуправление, полномочный определять использование таких земельных участков, а также порядок принятия решения об изменении одною вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, в настоящее время отсутствуют. Пункт 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 91-ФЗ«О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» не может являться данной нормой, поскольку в нем установлены полномочия глав местных администраций на изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид использования до принятия правил землепользования и застройки, а не до установления федеральным законодательством порядка изменения разрешенною использования земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются. Соответственно, главы местных администраций не наделены полномочиями на принятие решений по изменению вида разрешенного использования земельных участков относящимся к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения. Таким образом, глава местного самоуправления <адрес> сельсовета <адрес> не вправе был принимать решение об изменении вида разрешенного использования в отношении земельных участков относящимся к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения. Исходя из изложенного, условия, предусмотренные ст. 258 Гражданского процессуального кодекса РФ для признания решения Управления Росреества по Нижегородской области незаконным отсутствуют. При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований заявителей не имеется. В связи с изложенным, полагаем заявление Рынина Р.Е., Емелина С.Н. не подлежащим удовлетворению. Просит рассмотреть данное дело в отсутствие представителя Правительства <адрес>. Суду доверяю, отводов не имею <данные изъяты> Представитель третьего лица администрации <адрес> сельсовета <адрес>, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дне и времени судебного рассмотрения, доказательств уважительности причин неявки суду не сообщил. При таких обстоятельствах суд, определил: рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. Исследовав материалы гражданского дела, заслушав явившихся лиц, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены. Установлено, что Емелину С.Н. и Рынину Р.Е. на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок кадастровый номер №, площадью обезличенно кв.м., расположенный по адресу <адрес>. Категория земель: земли сельскохозяйственного назначения разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования <данные изъяты> Постановлением Главы местного самоуправления <адрес> сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за № изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № «с сельскохозяйственного назначения» на другой вид разрешенного использования - «для дачного строительства». Постановление вынесено на основании результатов публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ, руководствуясь Федеральным законом от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 года № 190 -ФЗ, Земельным кодексом Российской Федерации от 25.10.2001 года № 136-ФЗ, Федеральным законом от 06.10.2003 года № 13 1-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» <данные изъяты> Согласно кадастровому паспорту земельного участка (выписки из государственного кадастра недвижимости) от ДД.ММ.ГГГГ №, разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером №, площадью обезличенно кв.м., категория земель земли сельскохозяйственного назначения - для дачного строительства <данные изъяты> Государственным регистратором Богородского отдела Управления Росреестра по Нижегородской области приостановлено в государственной регистрации внесения изменений в ЕГРП на объект недвижимого имущества - земельный участок, с кадастровым номером № в связи со сменой разрешенного использования - по основаниям - не представлены документы, необходимые для проведения государственной регистрации (ст. 16 Закона о регистрации), а именно не представлены документы, подтверждающие изменение категории земель. Непредставление данных документов противоречит действующему законодательству и не позволяет внести заявленные изменения, касающиеся смены вида разрешенного использования земельного участка <данные изъяты> В уставе <адрес> сельсовета <адрес> содержатся полномочия органа местного самоуправления, к которым относятся: утверждение подготовленного на основании схемы территориального планирования муниципального района генерального плана сельского поселения (п. 19.1); утверждение правил землепользования и застройки сельского поселения (п. 19.2); утверждение местных нормативов градостроительного проектирования сельского поселения (п. 19.2); проведение публичных слушаний по проекту генерального плана сельского поселения, проектам планировки территории сельского поселения, правилам землепользования и застройки сельского поселения, местным нормам градостроительного проектирования сельских поселений <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ между органом местного самоуправления поселения и огранном местного самоуправления муниципального района имеется соглашение о передаче осуществления части полномочий. Указанным соглашением не предусмотрено, что решения об изменении категории или вида разрешенного использования земель принимают органы местного самоуправления городского округа или поселения на основании мотивированного заявления физических или юридических лиц, а также органов государственной власти. Данные полномочия в администрацию Богородского района администрацией Алешковского сельсовета не передавались <данные изъяты> В соответствии со ст. 1 ФЗ от 24.07.2002 года № 101 - ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации. Согласно пп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах: деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства; Деление земель по целевому назначению на категории предусмотрено пп. 1 ст. 7 ЗК РФ, в их числе названы земли сельскохозяйственного назначения. Статьей ст. 81 ЗК РФ предусмотрено, что гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве (п. 1). Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан (п. 2). Для изменения вида разрешенного использования земельного участка необходимо соблюдение соответствующих процедур. Из материалов гражданского дело следует, что собственниками спорного земельного участка сельскохозяйственного назначения являются Рынин Р.Е., Емелин С.Н. В силу п. 2 ст. 6 ЗК РФ объектом земельный отношений является земельный участок, индивидуализированный в установленном порядке, допустимые виды разрешенного использования определяются, применительно к конкретному земельному участку из категории земель сельскохозяйственного назначения. В соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначении, как и другие категории земель, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется, исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Часть 3 ст. 4 ФЗ «О введение в действие Градостроительного кодекса РФ» обязывает орган местного самоуправления разработать правила землепользования и застройки. Согласно ст. 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты, а также положение об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами. В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. В соответствии с ч. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Доказательств проведения зонирования территории, в границах которой расположен земельный участок, принадлежащий Рынину Р.Е., Емелину С.Н. с установленным разрешением использованием земельных участков, в материалах дела отсутствуют, сторонами не представлены. В абз. 2 п. 2 ст. 7 ЗК РФ указано, что любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Нормы данной статьи свидетельствуют о том, что возможность самостоятельного выбора разрешенного использования земельных участков поставлена законодателем в зависимость от видов использования, предусмотренных зонированием территорий. Виды разрешенного использования категории земель сельскохозяйственного назначения конкретизированы в ст. 78 ЗК РФ и, кроме проведенного компетентным органом зонирования территорий, определяются также в зависимости от правового положения собственников, владельцев участков земель сельскохозяйственного назначения. Земли сельскохозяйственного назначения могут использовать граждане, в том числе ведущие крестьянское (фермерское) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество. Использование гражданами земель сельскохозяйственного назначения допускается также в порядке, предусмотренном ст. 81 ЗК РФ, путем предоставления земель этой категории гражданам для ведения крестьянское (фермерское) хозяйство и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединений - для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства. Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Земельным кодексом РФ, Федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан (п. 2). В соответствтвии со ст. 2 ФЗ от 15.04.1998 года № 66 - ФЗ, «О садоводческих, огороднических, и дачных объединениях граждан» настоящий Федеральный закон использует нормы других отраслей права, комплексно регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, и устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов. Указанный выше Федеральный закон «О садоводческих, огороднических, и дачных объединениях граждан» предусматривает предварительное проведение зонирования территорий для определения мест размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, создание соответствующих некоммерческих объединений граждан. В силу положения ст. 14 ФЗ от 15.04.1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических, и дачных объединениях граждан» допускается использование для дачного строительства тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан. Изменение разрешенного использования земельного участка вида «для сельскохозяйственного производства» на вид «для дачного строительства» производит к формальному выводу указанного земельного участка из режима специального правового регулирования оборота сельскохозяйственных угодий. Законодательством об обороте земель сельскохозяйственного назначения не распространяется на земельные участка, предоставленные для дачного строительства. Изменение вида разрешенного использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения возможно лишь при условии предварительного выполнения правовых ограничений, которые установлены законодательством об обороте земель сельскохозяйственного назначения. В связи с тем, что государственное регулирование в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения осуществляется высшим исполнительным органом субъекта РФ, изменение в вид разрешенного использования должно быть согласовано собственником земельного участка с высшим исполнительным органом власти субъекта РФ. Учитывая вышеизложенное, а также то, что доказательств проведения зонирования территории, в границах которой расположен спорный земельный участок, принадлежащий заявителям с установленным разрешенным использованием земельных участков, в материалы гражданского дела не предствалено, соответственно Управление Росреестра по <адрес> на законном основании отказало в государственной регистрации внесения изменений в государственный земельный кадастр вида разрешенного использования принадлежащего на праве собственности Рынину Р.Е., Емелину С.Н. земельного участка сельскохозяйственного назначению. Нарушений действительных прав и законных интересов заявителей оспариваемым мим отказом регистрирующего органа не усматривается. Руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ, решил: В удовлетворении заявления Рынина Р.Е., Емелина С.Н. о признании незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Нижегородской области о возложении обязанности произвести регистрационный действия отказать. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда через Богородский городской суд Нижегородской области в течении 10 - ти дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Федеральный судья: Т.С. Столярова Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ. Федеральный судья: Т.С. СтоляроваСогласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям(бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: