по иску Богородского городского прокурора к МОУ `Детская музыкальная школа` об обеспечении доступа маломобильных граждан



Гражданское дело № 2 - 781/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ

Богородский городской суд Нижегородской области в составе

председательствующего судьи Хрусталевой О.Н.

при секретаре Бондаревой А.М.

при участии представителя истца - Богородского городского прокурора, в лице помощника прокурора Тесленко Л.А., ответчика - МОУ дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа» в лице представителя Красненкова С.В., третьего лица на стороне истца Богородской районной организации Всероссийского общества инвалидов в лице председателя Кравченко А.В., третьего лица на стороне ответчика Администрации Богородского района в лице представителя Козловой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Богородского городского суда Нижегородской области гражданское дело по иску Богородского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МОУ дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа» об обеспечении доступа маломобильных граждан,

установил:

В суд обратился Богородский городской прокурор Нижегородской области в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц (далее - Истец), первоначально с требованиями к администрации Богородского района Нижегородской области обязать МОУ дополнительного образования детей "Детская музыкальная школа" обеспечить доступ маломобильных граждан при входе в здание музыкальной школы, продублировать лестницы пандусами или другими средствами подъема; оборудовать поручни у наружных лестниц и пандусов; оборудовать приспособления для перемещения инвалидов внутри здания.

В обоснование иска указано, что истцом была проведена проверка соблюдения в деятельности МОУ ДОД "Детская музыкальная школа" законодательства в сфере создания доступной среды обитания для маломобильных групп населения, к которым отнесены инвалиды, граждане с малолетними детьми, в том числе использующие детские коляски, а также другие лица с ограниченными способностями или возможностями самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, вынужденные в силу устойчивого или временного физического ограничения использовать для своего передвижения и (или) потребления услуги, необходимые средства, приспособления и собак-проводников. В соответствии с действующим законодательством реализация основных направлений реабилитации инвалидов, включающих в себя социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию, предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользование средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. За нарушение требований законодательства в данной области юридические и должностные лица несут административную ответственность. В соответствии с Уставом МОУ ДОД "Детская музыкальная школа" является муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования детей в области художественного образования, созданным для целенаправленного обучения детей и подростков различным видам искусств. В ходе проведенной проверки было установлено, что при входе в здание школы имеется перепад в асфальте высотой 10 см, дверные проемы в учебные классы имеют ширину 81-84 см, перепад между полом в тамбуре и входной дверью составляет 7 см, переход из одной части здания 1-го этажа на 2-ой и 3-ий этажи имеет лестницы, не оборудованные пандусом, что препятствует свободному доступу детям-инвалидам к зданию музыкальной школы и получению ими музыкального образования. Каких-либо соглашений (договоренностей) с общественной организацией по защите права инвалидов о предоставлении детям-инвалидам, в том числе колясочникам, услуг по обучению не имеется. Таким образом, указанные факты явились следствием ненадлежащего исполнения МОУ ДОД "Детская музыкальная школа" и его учредителем администрацией Богородского района Нижегородской области законодательства по обеспечению соответствующих условий для обучения, занятия маломобильных граждан, в том числе детей-инвалидов, что нарушает их права и законные интересы на доступную среду и получение образовательных услуг <данные изъяты>

При подготовке дела к судебному разбирательству представителем истца заявлено ходатайство о замене ответчика в лице администрации Богородского района Нижегородской области, на МОУ ДОД "Детская музыкальная школа", поскольку учреждение обладает правом оперативного управления зданием, в котором размещается, здание является муниципальной собственностью муниципального образования Богородский район; администрация Богородского района является учредителем музыкальной школы, в связи с чем, просит привлечь её к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика. Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ответчика в лице администрации Богородского района Нижегородской области на надлежащего - МОУ ДОД "Детская музыкальная школа", а администрация Богородского района Нижегородской области привлечена к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика <данные изъяты>

В судебном заседании истец в лице помощника прокурора Тесленко Л.А. доводы иска поддерживает, настаивает на удовлетворении заявленных требований в части обеспечения ответчиком доступа маломобильных граждан при входе в здание музыкальной школы.

Представитель ответчика МОУ ДОД "Детская музыкальная школа" Красненков С.В., действующий на основании доверенности <данные изъяты>, суду пояснил, что доступ маломобильных граждан при входу в здание школы организован, Другие пункты иска выполнить невозможно технически, поскольку при возникновении какой-либо чрезвычайной ситуации при наличии пандусов граждане, в том числе и дети, не смогут покинуть здание. Школой заключен договор на оказание образовательных услуг детям-инвалидам на дому, чтобы не было проблем у детей с поездкой в школу.

Представитель третьего лица администрации Богородского района Нижегородской области Козлова Н.Н., действующий на основании доверенности <данные изъяты>, сообщила, что ДД.ММ.ГГГГ комиссия выезжала на место. Составлен акт о том, что в здание музыкальной школы возможно оборудовать помещения для обучения детей-инвалидов на 1-ом этаже, имеется возможность для входа и въезда инвалидам-колясничникам. Также взят сотрудник для оказания помощи при входе и въезде инвалидам в здание музыкальной школы. Школа со своей стороны все требования выполнила. Если здание школы внутри оборудовать в соответствии со всеми требованиями истца, то это создаст препятствия для здоровых детей.

Представитель третьего лица Богородской районной организации "Всероссийское общество инвалидов" Кравченко А.В., избранный председателем организации на конференции ДД.ММ.ГГГГ, иск прокурора поддерживает. Однако с учетом пояснений представителей ответчика и администрации, считает, что школой все требования выполнены в достаточном на данный момент объеме, с учетом того, что имеется возможность обучения на дому. Кроме того, в настоящее время детей-инвалидов учебного возраста всего 16 во всем районе.

Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Установлено, что МОУ ДОД "Детская музыкальная школа" является юридическим лицом <данные изъяты>

Здание МОУ ДОД "Детская музыкальная школа" находится в собственности муниципального образования - Богородский район Нижегородской области <данные изъяты>, передано в оперативное управление МОУ ДОД "Детская музыкальная школа" <данные изъяты>

Согласно Уставу МОУ ДОД "Детская музыкальная школа", утвержденного постановлением администрации Богородского района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ, с изменениями, утвержденными постановлением администрации Богородского района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ, учредителем является администрация Богородского района Нижегородской области; имущество детского сада находится в муниципальной собственности Богородского района Нижегородской области <данные изъяты>

В соответствии с Уставом МОУ ДОД "Детская музыкальная школа" является муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования детей в области художественного образования, созданным для целенаправленного обучения детей и подростков различным видам искусств (п. 2.1). К компетенции школы относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемыми в пределах собственных финансовых средств (п. 5.7). Школа несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и работников школы во время образовательного процесса, нарушение прав и свобод обучающихся и работников школы (п. 5.8).

В ходе проведенной Богородской городской прокуратурой Нижегородской области совместно с Богородской районной организацией "Всероссийское общество инвалидов" проверки исполнения МОУ ДОД "Детская музыкальная школа" законодательства о социальной защите инвалидов и детей-инвалидов установлено, что при входе в здание школы имеется перепад в асфальте высотой 10 см, дверные проемы в учебные классы имеют ширину 81-84 см, перепад между полом в тамбуре и входной дверью составляет 7 см, переход из одной части здания 1-го этажа на 2-ой и 3-ий этажи имеет лестницы, не оборудованные пандусом, что препятствует свободному доступу детям-инвалидам к зданию музыкальной школы и получению ими музыкального образования <данные изъяты>

В соответствии со ст. 1 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" №2202-1 от 17.01.1992 года (в редакции от 07.02.2011 года) прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В соответствии со ст. 35 того же Закона прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Таким образом, обращение прокурора в интересах неопределенного круга лиц реализовано в рамках действующего законодательства.

В соответствии со ст. 15 ФЗ от 24.11.1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов по согласованию с общественными объединениями инвалидов должны осуществляться меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

В соответствии со ст. 2 Градостроительного кодекса РФ обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения является одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии со ст. 8 Закона Нижегородской области от 05.03.2009 года № 21-З "О безбарьерной среде для маломобильных граждан на территории Нижегородской области" контроль за выполнением требований законодательства в области обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур при разработке документации и на всех стадиях проектирования, строительства новых, реконструкции, капитального ремонта и переоборудования действующих помещений, зданий, сооружений, транспортных коммуникаций, благоустройства территорий наряду с иными уполномоченными органами осуществляется должностными лицами органов социальной защиты населения, должностными лицами органа исполнительной власти Нижегородской области, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, а также органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области в пределах их компетенции.

В соответствии с п. 1.4 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" проектные решения объектов, доступных для МГН, должны обеспечивать: досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения, а также мест проживания, обслуживания и приложения труда; своевременное получение МГН полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и учебном процессе и т.д.; удобство и комфорт среды жизнедеятельности.

В соответствии со ст. 5 Закона Нижегородской области "О безбарьерной среде для маломобильных граждан на территории Нижегородской области" к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа маломобильных граждан относятся административные здания и сооружения.

Согласно п. 3. 29 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8%. При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10%. В исключительных случаях допускается предусматривать винтовые пандусы.

В соответствии с п. 3 ст. 2 Закона РФ "Об образовании" № 3266-1 от 10.07.1992 года (в редакции от 02.02.2011 года) государственная политика в области образования основывается в том числе на принципе общедоступности образования, адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона РФ "Об образовании" гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом

В соответствии со ст. 32 Закона РФ "Об образовании образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения.

К компетенции образовательного учреждения относятся, в том числе, материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств; привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств, в том числе использование негосударственным образовательным учреждением банковского кредита; создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения

В соответствии со ст. 51 того же Закона образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Согласно акту, составленному администрацией Богородского района Нижегородской области ДД.ММ.ГГГГ, в здании музыкальной школы имеется возможность организовать обучение маломобильных граждан, в том числе детей-инвалидов, в кабинете 1-го этажа старого здания школы со свободным доступом со стороны <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ в ходе обследования запасного выхода № 2 и класса МОУ ДОД "Детская музыкальная школа" установлено, что при входе № 2 в здание школы перепада не имеется, дверной проем составляет в ширину 140 см и высотой 200 см. При входе в класс № 28 перепада между полом в коридоре и входом дверью в класс также не имеется. Дверной проем шириной 140 см и высотой 210 см. Дети-инвалиды имеют беспрепятсвенный доступ в здание музыкальной школы <данные изъяты>

Приказом МОУ ДОД "Детская музыкальная школа" от ДД.ММ.ГГГГ для предоставления образовательных услуг детям-инвалидам предоставлен класс ; для помощи в передвижении детей-инвалидов предоставлен рабочий по обслуживанию здания <данные изъяты>

Учитывая приведенные выше нормы законодательства, суд признает требование прокурора законным и обоснованным, подлежащим удовлетворению.

Принимая во внимание, что ответчиком требования истца удовлетворены в добровольном порядке, решение суда следует считать исполненным.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Богородского городского прокурора удовлетворить: обязать МОУ дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа» обеспечить доступ маломобильных граждан при входе в здание школы по адресу: <адрес>, оборудовать вход в здание школы со стороны <адрес> пандусом.

Решение признать исполненным.

Решение может быть обжаловано, на решение может быть принесено кассационное представление прокурором в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда в десятидневный срок со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Федеральный судья: О.Н.Хрусталева

Решение в окончательной форме принято судом ДД.ММ.ГГГГ.

Федеральный судья: О.Н.Хрусталева