Гражданское дело № 2-1402/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ Богородский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Хрусталевой О.Н., при секретаре Бондаревой А.М., с участием представителя заявителя ООО «Тайфун» - Мартемьянова А.С., действующего на основании доверенности, и представителя ответчика Городской Думы города Богородска Нижегородской области Трофимычева Д.В., действующего на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению ООО «Тайфун» об оспаривании и признании недействующими в части пунктов 4.6 и 15.9 Правил благоустройства города Богородска Нижегородской области, утвержденных решением Городской Думы города Богородска Нижегородской области от 06.02.2007 г., установил: В суд обратилось ООО «Тайфун» (далее - Общество) с указанным заявлением, из которого следует, что пункты 4.6 и 15.9Правил благоустройства города Богородска Нижегородской области, утвержденных решением Городской Думы города от 06 февраля 2007 года за № 4 «Об утверждении Правил благоустройства города Богородска» (далее - Правил), по мнению заявителя, в оспариваемой части нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, что повлекло незаконное привлечение организации к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 5000 руб. за невыполнение требований, указанных в оспариваемых пунктах. В обоснование указано, что в соответствии с п. 4.6 Правил возложение обязанности заключать договоры на вывоз отходов ТБО со специализированной организацией не соответствует федеральному законодательству, равно как и установленная п. 15.9 Правил обязанность очищать от снега до асфальтового покрытия территорию у объекта торговли в радиусе 5 м., то есть земельный участок, в отношении которого правовой статус заявителя никак не определялся. Указанные Правила в оспариваемой части приняты с нарушением закона и превышением полномочий, предоставленных органам муниципального самоуправления Законом РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. за № 131-ФЗ. В судебном заседании представитель заявителя Мартемьянов А.С., действующий на основании доверенности, выданной генеральным директором ООО «Тайфун» Кузьмичевой Л.В. 01.08.2011 г., поддержал доводы заявления. Представитель ответчика Трофимычев Д.В., действующий на основании доверенности, выданной председателем городской Думы, главой местного самоуправления города Богородска Кагановичем Е.Л. 16.05.2011 г., с доводами заявления не согласен, суду пояснил, что утвержденные Городской Думой Правила являются локальным нормативным актом, действие которого распространяется, в том числе, и на юридических лиц, срок его действия не ограничен. Редакция п. 4.6 Правил сформулирована с учетом положений ч. 1 ст. 12 Закона Нижегородской области от 10.09.2010 г. № 144-З «Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области», в соответствии с которой юридические и физические лица должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на территории своего пребывания и деятельности, в том числе на внутренних (производственных, заводских) территориях домовладения, своевременно производить уборку и содержание соответствующих объектов, поддерживать их в надлежащем состоянии, соблюдать нормы, запреты и требования настоящего Закона, нормативным правовых актов, в том числе муниципальных, в сфере обеспечения чистоты и порядка, заключать договора на вывоз мусора со специализированными организациями в соответствии с образуемыми ими объемами мусора и рассчитанными нормами накопления. Поэтому п. 4.6 предусмотрена обязанность владельцев торговых предприятий заключать договор на вывоз ТБО со специализированной организацией. В городе Богородске такая организация одна, но это не лишает юридическое лицо права заключить договор с какой-либо иной специализированной организацией, но, почему именно со специализированной организацией - представитель пояснить не мог. Редакция п. 15.9 Правил сформулирована на основании п. 3 Методики определения границ прилегающей территории в целях организации их уборки и содержания, утвержденной распоряжением Правительства Нижегородской области от 11.08.2008 г. № 1314-р, границы прилегающей территории определяется для объектов временной уличной торговли, в том числе торговых павильонов, торговых комплексов, палаток, киосков и тонаров - в радиусе не менее 10 м. от объекта торговли; но, утверждая Правила, решили установить границы в радиусе 5 м. Решением от 28.04.2011 г. за № 19 Городская Дума г. Богородска утвердила новую редакцию Правил, прежняя редакция Правил, положения п. 4.6 и п. 15.9 которой оспариваются заявителем, утратила силу. Суд, заслушав представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему. В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса. В соответствии со ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Частью 1 статьи 3 ГК РФ предусмотрено, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 3 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Согласно ч. 1 ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников. Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (статья 124). Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Решение Городской Думы города от 06 февраля 2007 года за № 4 «Об утверждении Правил благоустройства города Богородска» (до утраты силы в связи с утверждением новых Правил) являлось обязательным для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, рассчитано на неоднократное применение в течение периода действия и действует независимо от того, возникли или прекратились определенные правоотношения, следовательно, указанное решение носит нормативный характер и принято уполномоченным органом, поскольку в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального Закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относится организация сбора и вывода бытовых отходов и мусора и может быть оспорено в судебном порядке. В соответствии со ст. 7 Федерального Закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городских, сельских поселений также относится организация сбора и вывода бытовых отходов и мусора; аналогичные полномочия предусмотрены ст. 8 Федерального Закона от 34.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и включены в подп. 19 п. 1 ст. 5 Устава города Богородска (утв. 03.08.2010 г.) как относящиеся к вопросам местного значения города. Пунктом 4.6. Правил ( с измен. от 03.06.2008 г.) предусмотрено: «Хозяйствующие субъекты торговых предприятий, палаток киосков, павильонов и др. объектов (независимо от форм собственности) обязаны: соблюдать чистоту и порядок в местах торговли и на прилегающей территории в течение всего времени торговли, производить уборку мест торговли от отходов продукции и мусора после окончания торговли, заключив договоры на вывоз отходов ТБО со специализированной организацией, поддерживать в исправном состоянии внешний вид объектов торговли, средства наружного оформления (вывески, трафареты и др.) и рекламы. Запрещается самовольно (без разрешения) складировать мусор в контейнеры жилфонда (и других хозяйствующих субъектов) и около них.». Анализируя содержание указанного выше пункта Правил, суд приходит к выводу о несоответствии его положений федеральному законодательству в части возложения на хозяйствующих субъектов обязанности заключать договор на вывоз ТБО со специализированной организацией, поскольку это выходит за рамки полномочий органа местного самоуправления по организации сбора и вывоза отходов и мусора, ограничивает волю хозяйствующего субъекта в экономических отношениях, противоречит положениям федерального законодательства, приведенного выше. В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 14 Федерального Закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесена организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения. Согласно подп. 20 п. 1 ст. 5 Устава города Богородска к вопросам местного значения относится организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения. В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство находится в ведении РФ. Следовательно, случаи несения бремени содержания имущества не собственником могут быть установлены лишь федеральными законами. Согласно п. 1 ст. 1 и п. 1 ст. 3 ГК РФ порядок осуществления права собственности, к которому относятся частные случаи несения бремени содержания имущества лицом, не являющимся собственником, определяется гражданским законодательством, которое регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Согласно п. 8 ст. 2 Закона Нижегородской области от 02.08.2007 г. № 88-ФЗ «О государственном надзоре в сфере благоустройства на территории Нижегородской области» прилегающая территория - земельные участки, примыкающие к границам зданий, сооружений и иным объектам, находящимся в собственности или на ином праве у юридических и физических лиц, границы которых определяются договором между указанными лицами и органом местного самоуправления по методике, утверждаемой Правительством Нижегородской области. Пунктом 15.9. Правил, оспариваемым заявителем, предусмотрено: «В зимний период дорожки, садовые диваны, урны и пр. элементы малых архитектурных форм, а также пространство перед ними и с боков, подходы к ним должны быть очищены от снега и наледи. Территория у объектов торговли должна быть очищена от снега до асфальтового покрытия в радиусе 5 метров.». Из объяснений представителей сторон, не имеющих противоречий, следует, что ООО «Тайфун» заявляется собственником павильона, расположенного по адресу: г. Богородск ул. Котельникова д. 1 б, договор о закреплении (использовании) прилегающей к павильону территории, являющейся муниципальной собственностью, с организацией не заключен. С учетом приведенных выше норм действующего законодательства РФ оспариваемый пункт, возлагающий на владельцев объектов торговли (в данном случае - на заявителя) бремени содержания имущества - территории (по сути, части земельного участка, находящегося в муниципальной собственности) в отношении которой у последнего отсутствует какое-либо право, а также произвольное установление границ этой территории (участка) «в радиусе 5 метров» следует признать не соответствующим вышеприведенным нормам гражданского законодательства РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу заявителя подлежит взыскания сумма 3000 рублей в возмещение расходов заявителя по оплате госпошлины при обращении в суд. Руководствуясь ст.253, 194-199 ГПК РФ, суд решил: Заявление ООО «Тайфун» удовлетворить. Признать недействующим пункт 4.6 Правил благоустройства города Богородска Нижегородской области, утвержденных решением Городской Думы города Богородска Нижегородской области от 06.02.2007 г. за № 4 (с изменениями от 03.06.2008 г. № 28, от 07.10.2008 г. № 50, от 07.09.2010 г. № 53) в части возложения обязанности на хозяйствующие субъекты заключать договор на вывоз отходов ТБО со специализированной организацией. Признать недействующим пункт 15.9 тех же Правил благоустройства города Богородска Нижегородской области в части: « … Территория у объектов торговли должна быть очищена от снега до асфальтового покрытия в радиусе 5 метров». Указанные пункты признать недействующими со дня принятия Городской Думой города Богородска Нижегородской области решения 06.02.2007 г. «Об утверждении Правил благоустройства города Богородска». Взыскать с Городской Думы города Богородска Нижегородской области в пользу ООО «Тайфун» в возмещение расходов по уплате госпошлины 3000 рублей. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда через Богородский городской суд в 10-дневный срок со дня принятия судом решения в окончательной форме. Федеральный судья Хрусталева О.Н. Судом объявлена сторонам дата принятия решения в окончательной форме - ДД.ММ.ГГГГ. Федеральный судья Хрусталева О.Н.