по иску Богородского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МОУ Центр образования об обеспечении доступа маломобильных граждан



Гражданское дело № 2 - 780/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ

Богородский городской суд Нижегородской области в составе

председательствующего судьи Хрусталевой О.Н.

при секретаре Бондаревой А.М.

при участии представителя истца - Богородского городского прокурора, в лице старшего помощника прокурора Судаковой Л.А.. ответчика - МОУ Центр образования в лице директора Волковой С.М., третьего лица (на стороне истца) Богородской районной организации Всероссийского общества инвалидов в лице председателя Кравченко А.В., третьего лица (на стороне ответчика) Администрации Богородского района в лице представителя Козловой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Богородского городского суда Нижегородской области гражданское дело по иску Богородского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МОУ Центр образования об обеспечении доступа маломобильных граждан,

установил:

В суд обратился Богородский городской прокурор Нижегородской области в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц (далее - Истец), первоначально с требованиями к администрации Богородского района Нижегородской области обязать в МОУ Центр образования обеспечить доступ маломобильных граждан при входе в здание учреждения, продублировать лестницы пандусами или другими средствами подъема; оборудовать поручни у наружных лестниц и пандусов; оборудовать приспособления для перемещения инвалидов внутри здания.

В обоснование иска указано, что истцом была проведена проверка соблюдения в деятельности МОУ Центр образования законодательства в сфере создания доступной среды обитания для маломобильных групп населения, к которым отнесены инвалиды, граждане с малолетними детьми, в том числе использующие детские коляски, а также другие лица с ограниченными способностями или возможностями самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, вынужденные в силу устойчивого или временного физического ограничения использовать для своего передвижения и (или) потребления услуги, необходимые средства, приспособления и собак-проводников. В соответствии с действующим законодательством реализация основных направлений реабилитации инвалидов, включающих в себя социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию, предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользование средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. За нарушение требований законодательства в данной области юридические и должностные лица несут административную ответственность. В соответствии с Уставом МОУ Центр образования является муниципальным образовательным учреждением, обеспечивающим получение обучающимися любого возраста (работающим и неработающим) основного общего, среднего (полного) общего образования. В ходе проведенной ДД.ММ.ГГГГ проверки было установлено, что при входе в здание имеется перепад в асфальте высотой 10 см и лестницы без пандусов, дверные проемы в учебные классы имеют ширину 81-84 см, переходы с 1-го этажа на 2-ой этаж имеет лестницы, не оборудованные пандусом, что препятствует свободному доступу детям-инвалидам к зданию учреждения и получению основного общего среднего образования. Каких-либо соглашений (договоренностей) с общественной организацией по защите права инвалидов о предоставлении детям-инвалидам, в том числе колясочникам, услуг по обучению не имеется. Таким образом, указанные факты явились следствием ненадлежащего исполнения МОУ Центр образования и его учредителем администрацией Богородского района Нижегородской области законодательства по обеспечению соответствующих условий для обучения, занятия маломобильных граждан, в том числе детей-инвалидов, что нарушает их права и законные интересы на доступную среду и получение образовательных услуг <данные изъяты>

При подготовке дела к судебному разбирательству представителем истца заявлено ходатайство о замене ответчика в лице администрации Богородского района Нижегородской области на МОУ Центр образования, поскольку учреждение обладает правом оперативного управления зданием, в котором размещается, здание является муниципальной собственностью муниципального образования Богородский район; администрация Богородского района является учредителем данного учреждения, в связи с чем, просит привлечь её к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ответчика в лице администрации Богородского района Нижегородской области на надлежащего - МОУ Центр образования, а администрация Богородского района Нижегородской области привлечена к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика <данные изъяты>

Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица на стороне истца привлечена Богородская районная организация Всероссийского общества инвалидов <данные изъяты>.

В судебном заседании истец в лице старшего помощника прокурора Судаковой Л.А. доводы иска поддерживает. Предъявлено заявление прокурора об изменении требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, согласно которым просит обязать МОУ Центр образования обеспечить доступ маломобильных граждан при входе в здание учреждения, продублировать лестницы пандусами или другими средствами подъема; оборудовать поручни у наружной лестницы; оборудовать приспособления для перемещения инвалидов внутри здания на 1-ом этаже и оборудовать одно помещение для занятий указанной категории лиц <данные изъяты>

Представитель ответчика МОУ Центр образования в лице директора Волковой С.М., действующей на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ, иск прокурора считает законным и обоснованным. Однако, по её мнению, технически требования исполнить невозможно, оборудовать приспособления для перемещения инвалидов внутри здания возможности нет. Кроме того, центр может быть закрыт из-за недостаточности числа обучающихся, либо центр может быть реорганизован. Ранее в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ пояснила, что ранее в Центре образования размещалась вечерняя школа. Центр функционирует в данном помещении с ДД.ММ.ГГГГ. Здание двухэтажное, постройки до ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты>. Доказательств отнесения здания к памятникам архитектуры не имеется, но на здании находится соответствующая табличка. Вход в здание находится с улицы через двустворчатую дверь, имеются ступеньки, но в качестве постоянного входа используется вход с правой стороны здания через деревянный пристрой, где одностворчатая дверь с лестницей из четырех ступеней. Оборудовать пандус на таких лестницах технически невозможно. Поэтому центр заключил с обществом инвалидов соглашение об оказании образовательных услуг по программам среднего (полного) общего образования для инвалидов, а общество инвалидов приняло обязательство создавать условия для исполнения этого соглашения. Таким образом, проблем с обучением инвалидов на дому нет. Внутри здания оборудовать пандусы также технически невозможно, поскольку лестница на второй этаж узкая, деревянная, а менять конструкцию внутри здания нельзя. Кроме того, сокращается количество учащихся: в учебном году ДД.ММ.ГГГГ было Х учеников, ДД.ММ.ГГГГ ожидается около Х, что может повлечь реорганизацию центра, так как центр создается при наличии численности учащихся Х и более человек. При таких обстоятельствах, целесообразности и технической возможности для исполнения требований прокурора не имеется. Ограничений в обучении детей-инвалидов в Центре образования никаких нет, поскольку их обучение может выполняться на дому.

Представитель третьего лица администрации Богородского района Нижегородской области Козлова Н.Н., действующий на основании доверенности <данные изъяты>, объяснения представителя ответчика поддерживает. Ранее в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ сообщила, что ДД.ММ.ГГГГ на место выезжала комиссия, обследовали здание, создан акт, согласно которому технически оборудовать пандусы либо построить что-то новое невозможно, поскольку здание ветхое, строительство может привести к его разрушению. Проходы узкие, для проезда на колясках инвалидам они неудобны.

Представитель третьего лица Богородской районной организации "Всероссийское общество инвалидов" Кравченко А.В., избранный председателем организации на конференции ДД.ММ.ГГГГ, иск прокурора по оборудованию в здании пандусов поддерживает. В районе проживает всего Х детей-колясочников, из них обучающегося возраста Х человек. Все они проживают в районе. Вопросы их обучения могут быть решены на основании соглашения. Ограничений к доступу на обучение данной категории детей в Центре образования не имеется, вместе с тем считает, что кроме колясочников к маломобильным гражданам относятся и другие инвалиды, для которых доступ в здание должен быть обеспечен.

Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Установлено, что МОУ Центр образования является юридическим лицом <данные изъяты>

Здание МОУ Центр образования находится в собственности муниципального образования - Богородский район Нижегородской области, передано в оперативное управление МОУ Центр образования <данные изъяты>

Согласно Уставу МОУ Центр образования, утвержденному постановлением администрации Богородского района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ, с изменениями, утвержденными постановлением администрации Богородского района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ, учредителем является администрация Богородского района Нижегородской области; имущество Центра находится в муниципальной собственности Богородского района Нижегородской области <данные изъяты>

В соответствии с Уставом МОУ Центр образования является муниципальным образовательным учреждением, обеспечивающим получение обучающимися любого возраста (работающими и неработающими) основного общего, среднего (полного) общего образования <данные изъяты>. К компетенции Центра относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемыми в пределах собственных финансовых средств <данные изъяты>. Центр несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и работников Центра во время образовательного процесса, нарушение прав и свобод обучающихся и работников Центра <данные изъяты>

В ходе проведенной Богородской городской прокуратурой Нижегородской области совместно с Богородской районной организацией "Всероссийское общество инвалидов" проверки исполнения Центром законодательства о социальной защите инвалидов и детей-инвалидов установлено, что при входе в здание имеется перепад в асфальте высотой 10 см и лестницы без пандусов, дверные проемы в учебные классы имеют ширину 81-84 см, переходы с 1-го этажа на 2-ой этаж имеет лестницы, не оборудованные пандусом, что препятствует свободному доступу детям-инвалидам к зданию учреждения и получению основного общего среднего образования <данные изъяты>

В соответствии со ст. 1 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" №2202-1 от 17.01.1992 года (в редакции от 07.02.2011 года) прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В соответствии со ст. 35 того же Закона прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Таким образом, обращение прокурора в интересах неопределенного круга лиц реализовано в рамках действующего законодательства.

В соответствии со ст. 15 ФЗ от 24.11.1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов по согласованию с общественными объединениями инвалидов должны осуществляться меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

В соответствии со ст. 2 Градостроительного кодекса РФ обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения является одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии со ст. 8 Закона Нижегородской области от 05.03.2009 года № 21-З "О безбарьерной среде для маломобильных граждан на территории <адрес>" контроль за выполнением требований законодательства в области обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур при разработке документации и на всех стадиях проектирования, строительства новых, реконструкции, капитального ремонта и переоборудования действующих помещений, зданий, сооружений, транспортных коммуникаций, благоустройства территорий наряду с иными уполномоченными органами осуществляется должностными лицами органов социальной защиты населения, должностными лицами органа исполнительной власти <адрес>, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, а также органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> в пределах их компетенции.

В соответствии с п. 1.4 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" проектные решения объектов, доступных для МГН, должны обеспечивать: досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения, а также мест проживания, обслуживания и приложения труда; своевременное получение МГН полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и учебном процессе и т.д.; удобство и комфорт среды жизнедеятельности.

В соответствии со ст. 5 Закона Нижегородской области "О безбарьерной среде для маломобильных граждан на территории <адрес>" к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа маломобильных граждан относятся административные здания и сооружения.

Согласно п. 3. 29 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8%. При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10%. В исключительных случаях допускается предусматривать винтовые пандусы.

В соответствии с п. 3 ст. 2 Закона РФ "Об образовании" № 3266-1 от 10.07.1992 года (в редакции от 02.02.2011 года) государственная политика в области образования основывается в том числе на принципе общедоступности образования, адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона РФ "Об образовании" гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом

В соответствии со ст. 32 Закона РФ "Об образовании образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения.

К компетенции образовательного учреждения относятся, в том числе, материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств; привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств, в том числе использование негосударственным образовательным учреждением банковского кредита; создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения

В соответствии со ст. 51 того же Закона образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Согласно акту, составленному администрацией Богородского района Нижегородской области ДД.ММ.ГГГГ, конструктивные особенности здания (деревянные перекрытия, деревянные лестницы, узкие дверные проемы и коридоры, ограниченные площади туалетов) не позволяют обеспечить самостоятельный доступ при входе и внутреннее перемещение по зданию маломобильных граждан, в том числе детей-инвалидов, а также обеспечить санитарные условия пребывания в вышеуказанном задании <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ МОУ Центр образования заключено соглашение с Богородской районной организацией "Всероссийское общество инвалидов" об оказании Центру образовательных услуг по программе среднего (полного) общего образования для инвалидов <данные изъяты>

Учитывая приведенные выше нормы законодательства, суд признает требование прокурора законным и обоснованным, подлежащим удовлетворению. По мнению суда, представленный третьим лицом акт от ДД.ММ.ГГГГ не может служить основанием для освобождения ответчика от исполнения приведенных выше норм действующего законодательства.

При установлении срока проведения указанных работ суд признает разумным установить его до ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Богородского городского прокурора удовлетворить: обязать МОУ Центр образования обеспечить доступ маломобильных граждан при входе в здание по адресу: <адрес>, продублировать лестницы пандусами или другими средствами подъема; оборудовать поручни у наружной лестницы; оборудовать приспособления для перемещения инвалидов внутри здания на 1-ом этаже и оборудовать одно помещение для занятий указанной категории лиц.

Срок исполнения решения установить до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано, на решение может быть принесено кассационное представление прокурором в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда в десятидневный срок со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Федеральный судья: О.Н.Хрусталева

Решение в окончательной форме принято судом ДД.ММ.ГГГГ.

Федеральный судья: О.Н.Хрусталева