по иску Богородского городского прокурора в интересах Рудых И.В. к Администрации Богородского района о включении в очередь детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещений



Дело №2-1214/11

Решение

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Богородский     городской     суд     Нижегородской     области     в     составе председательствующего судьи В.В. Хохловой При секретаре Куренковой О.А.

С участием помощника Богородского городского прокурора Тараканова Д.А., Рудых И.В., представителя ответчика по доверенности Козловой Н.Н. Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Богородске Нижегородской области гражданское дело по иску Богородского городского прокурора в интересах Рудых И.В. и Рудых С.В. к Администрации Богородского района Нижегородской области о включении Рудых И.В. и Рудых С.В. в очередь детей -сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях,

установил:

В суд обратился Богородский городской прокурор, действуя в интересах Рудых И.В. и Р.С.В., с иском к администрации Богородского района Нижегородской области об обязании включить их в очередь детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях и принятии мер по устранению нарушений в жилом помещении - квартире , расположенной в доме по <адрес>, в том числе и в указанном жилом доме в целях создания условий, пригодных для проживания. В обоснование иска указано, что Богородской городской прокуратурой проведена проверка по обращению Рудых И.В. о нарушении администрацией Богородского района исполнения законодательства о дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

На основании распоряжения главы администрации Богородского района от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетние Рудых И.В. и Р.С.В.. направлены в государственное интернатное учреждение для детей-сирот и за ними сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.

Рудых И.В. и Р.С.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находились в ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ Рудых И.В. и Р.С.В. зарегистрированы по адресу: <адрес>.

Постановлениями главы администрации Богородского района от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ Рудых И.В. и Р.С.В. переданы в приемную семью К.М.В..

Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за несовершеннолетними Р.И.В. и Р.С.В. сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.

Мать Рудых И.В. и Р.С.В.- Р.Н.Ю. - умерла ДД.ММ.ГГГГ.

Установлено, что жилой дом по <адрес> находится в муниципальной собственности <адрес>. Данный дом находится на обслуживании НП БКЭС

Городской прокуратурой совместно с <адрес> отделом Государственной жилищной инспекции по <адрес> выявлены факты нарушения жилищного законодательства по <данные изъяты> дому по адресу <адрес>: <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

В соответствии с п. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ от 29.12.2004 года N 188-ФЗ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Согласно подп. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Требования, которым должно отвечать жилое помещение как объект жилищных прав, изложены в п. 2 ст. 15 ЖК РФ, а именно оно должно отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам.

В соответствии со ст. 5 Законом Нижегородской области от 10.12.2004 № 147-3 органы местного самоуправления по месту выявления и первичного устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, осуществляют меры по реализации права ребенка на жилое помещение. С целью реализации указанного права органы местного самоуправления по месту нахождения закрепленных за детьми жилых помещений ведут учет таких помещений и

обеспечивают их сохранность, а также организуют проведение необходимых мероприятий по подготовке жилых помещений к заселению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения в момент постановки на учет в органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, осуществляющих государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан, ставятся на учет нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в органах местного самоуправления по месту их выявления и первичного устройства (в ред. Закона Нижегородской области от 30.11.2007 № 171-3).

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в органах местного самоуправления, обеспечиваются органами местного самоуправления жилой площадью не ниже установленных действующим жилищным законодательством социальных норм однократно.

Согласно п.п. 9, 10, 11 Положение о порядке формирования сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в Нижегородской области, утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 02.12.2008 № 566, органы местного самоуправления контролируют поступление информации, указанной в пунктах 5, 6 настоящего Положения, и при необходимости сами запрашивают соответствующие данные. В отношении детей-сирот, находящихся на службе в Вооруженных силах Российской Федерации или в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют сбор информации, необходимой для формирования списка муниципального образования.

Включение детей-сирот в список муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления по месту выявления и первичного устройства детей-сирот. В случае если место выявления ребенка-сироты отлично от места его первичного устройства, включение детей-сирот в список муниципального образования осуществляется органом местного самоуправления, принявшим муниципальный правовой акт об отнесении ребенка к указанной в пункте 1 настоящего Положения категории лиц.

В список муниципального образования включаются дети-сироты, у которых срок окончания пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, прекращения опеки (попечительства), а также окончания службы в Вооруженных силах Российской Федерации или возвращения из

учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, уже наступил или наступит через год.

В силу п.п. 3.5.1 и 3.5.2 Положение по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан Богородского района, утвержденного постановлением главы администрации Богородского района от 20.04.2009 № 803, в функции отдела жилищной политики администрации Богородского района входит: постановка на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях и предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В нарушении указанных требований закона, Рудых И.В. и Р.С.В., лица из числа детей-сирот, обладающих правом на постановку в очередь нуждающихся в жилых помещениях на территории Богородского района, до настоящего времени органом местного самоуправления жилым помещением в данную очередь не включены.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обраться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечение права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Статьей 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ от 21.12.1996 года (в редакции от 22.08.2004 года) прокурору предоставлено право обращаться в суд с исковым заявлением в защиту прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, <данные изъяты>

Судом к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц на стороне истца с правом предъявления самостоятельных требований - Рудых И.В., Р.С.В. и Кириллова М.В. - законный представитель Р.С.В. <данные изъяты>

Третье лицо -Кириллова М.В. - законный представитель Р.С.В. в судебное заседание не явилась, в заявлении просит рассмотреть гражданское дело в ее отсутствии, <данные изъяты>

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие третьего лица Кирилловой М.В. - законного представителя Р.С.В. в порядке, предусмотренном п. 5 ст. 167 ГПК РФ.

В судебном заседании помощник Богородского городского прокурора Тараканов Д.А. заявил об отказе отчасти исковых требований, а именно от требований о принятии мер по устранению нарушений в жилом помещении -квартире расположенной в доме по <адрес> и в указанном жилом доме в целях создания условий, пригодных для проживания. Производство по делу в данной части иска прекращено, о чем вынесено определение.

На исковых требованиях об обязании включить Рудых И.В. и Р.С.В. в очередь детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, настаивает в полном объеме, так как на каждую из девочек приходится по обезличенно кв.м. в предоставленном им жилом помещении, кроме того жилое помещение не имеет отдельной ванной комнаты, кухни- жилой дом имеет статус общежития.

Рудых И.В., в интересах которой заявлен иск прокурором, в судебном заседании с иском заявленным прокурором согласна, при этом пояснила, что комната в общежитии не пригодная для проживания, обезличенно кв.м. с оголенными проводами, без розеток, осыпается штукатурка. Она там была после смерти матери ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время то есть в период рассмотрения иска в суде, она комнату не осматривала. Пока она учится ей удобнее жить у бывшего опекуна в <адрес>.

Представитель ответчика администрации Богородского района Нижегородской области Козлова Н.Н., действующая на основании доверенности <данные изъяты> иск не признала, пояснив, что квартира отремонтирована, пригодна для проживания. Одной из девочек возможно проживать в этой квартире, ее площадь согласно выписке обезличенно кв.м. Норма по предоставлению жилых помещений обезличенно кв.м. на человека. Одна из девочек вполне может там проживать, а по другой девочке решение суда оставляет на усмотрение суда. Соседи не по этажу не возражают об установке стола на кухне и стиральной машины. Одна из девочек имеет право встать на очередь.

Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему:

Согласно ст. 2 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и

исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статьей 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ от 21.12.1996 года (в редакции от 22.08.2004 года) прокурору предоставлено право обращаться в суд с исковым заявлением в защиту прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

Согласно подп. 2 п. 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ, или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

П. 2 ст. 5 Закона Нижегородской области от 10 декабря 2004 года № 147-3 «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области» установлено, что указанные категории лиц ставятся на учет нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в органах местного самоуправления по месту их выявления и первичного устройства.

В целях реализации ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Правительством Нижегородской области принято Постановление № 315 от 28 мая 2010 года «Об утверждении Положения о

порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета и субсидий, поступающих на указанные цели из федерального бюджета». Пунктом 1.4 указанного Постановления предусмотрено: «Предоставление детям-сиротам жилых помещений осуществляется министерством социальной политики Нижегородской области». Пунктом 1.5. предусмотрено предоставление жилых помещений по договорам социального найма за счет средств федерального и областного бюджетов на соответствующий финансовый год.

Указанными нормами установлены дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В Нижегородской области жилые помещения по договору социального найма предоставляются детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, включенным в сводный список на соответствующий финансовый год, который составляется Министерством социальной политики на основании списков, формируемых органами местного самоуправления, в данном случае - администрацией Богородского района, в соответствии с Положением о порядке формирования сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, за счет средств областного бюджета в Нижегородской области, утвержденного постановлением правительства Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ .

Требования, которым должно отвечать жилое помещение как объект жилищных прав, изложены в п. 2 ст. 15 ЖК РФ, а именно, оно должно отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам.

К жилым помещениям статьей 16 ЖК РФ отнесены, в том числе квартира, часть квартиры; комната.

Решением Земского собрания <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ « Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения на территории <адрес>» постановлено :

  1. Установить учетную норму площади жилого помещения в размере обезличенно квадратных метров общей площади, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения, в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
  2. Установить норму предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере обезличенно квадратных метров, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Из представленных суду письменных доказательств следует, что Рудых И.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ., Р.С.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ

<данные изъяты>

Рудых И.В. и Р.С.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находились в ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей <данные изъяты>

Постановлениями главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ Рудых И.В. и Р.С.В. переданы в приемную семью К.М.В. <данные изъяты>

Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за несовершеннолетней Рудых И.В. и Р.С.В. сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> Указанная квартира состоит из одной комнаты, имеет площадь общую и жилую обезличенно кв.м, туалет и кухня -общие на несколько квартир, ванная комната отсутствует <данные изъяты>

Анализируя совокупность представленных сторонами доказательств и учитывая приведенные выше нормы действующего законодательства, суд приходит к убеждению о законности и обоснованности иска прокурора.

По мнению суда, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений, и обеспечивается дополнительными гарантиями, предусмотренными приведенными выше положениями законодательства.

Рудых И.В. и Р.С.В. относятся к категории лиц, нуждающихся в жилых помещениях - площадь квартиры обезличенно, минимально должно быть -обезличенно кв.м, исходя из учетной нормы площади жилого помещения -обезличенно квадратных метров общей площади, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения, в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

При таких обстоятельствах иск прокурора подлежит удовлетворению: Рудых И.В. и Р.С.В. подлежат включению в очередь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил:

Иск Богородского городского прокурора удовлетворить :

Обязать Администрацию Богородского района Нижегородской области включить Рудых И.В. ДД.ММ.ГГГГ рождения и Р.С.В. ДД.ММ.ГГГГ рождения в очередь детей -сирот и детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей -сирот и детей оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями.

Решение может быть обжаловано, на решение может быть принесен протест в Нижегородский областной суд путем подачи кассационной жалобы, принесения кассационного протеста через Богородский городской суд Нижегородской области в течение в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья                                        В.В.Хохлова.