Дело №2-1214/11 Решение Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ Богородский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи В.В. Хохловой При секретаре Куренковой О.А. С участием помощника Богородского городского прокурора Тараканова Д.А., Рудых И.В., представителя ответчика по доверенности Козловой Н.Н. Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Богородске Нижегородской области гражданское дело по иску Богородского городского прокурора в интересах Рудых И.В. и Рудых С.В. к Администрации Богородского района Нижегородской области о включении Рудых И.В. и Рудых С.В. в очередь детей -сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, установил: В суд обратился Богородский городской прокурор, действуя в интересах Рудых И.В. и Р.С.В., с иском к администрации Богородского района Нижегородской области об обязании включить их в очередь детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях и принятии мер по устранению нарушений в жилом помещении - квартире №, расположенной в доме № по <адрес>, в том числе и в указанном жилом доме в целях создания условий, пригодных для проживания. В обоснование иска указано, что Богородской городской прокуратурой проведена проверка по обращению Рудых И.В. о нарушении администрацией Богородского района исполнения законодательства о дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. <данные изъяты> <данные изъяты> На основании распоряжения главы администрации Богородского района от ДД.ММ.ГГГГ № несовершеннолетние Рудых И.В. и Р.С.В.. направлены в государственное интернатное учреждение для детей-сирот и за ними сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>. Рудых И.В. и Р.С.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находились в ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ Рудых И.В. и Р.С.В. зарегистрированы по адресу: <адрес>. Постановлениями главы администрации Богородского района от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № Рудых И.В. и Р.С.В. переданы в приемную семью К.М.В.. Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № за несовершеннолетними Р.И.В. и Р.С.В. сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>. Мать Рудых И.В. и Р.С.В.- Р.Н.Ю. - умерла ДД.ММ.ГГГГ. Установлено, что жилой дом № по <адрес> находится в муниципальной собственности <адрес>. Данный дом находится на обслуживании НП БКЭС Городской прокуратурой совместно с <адрес> отделом Государственной жилищной инспекции по <адрес> выявлены факты нарушения жилищного законодательства по <данные изъяты> дому № по адресу <адрес>: <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> В соответствии с п. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ от 29.12.2004 года N 188-ФЗ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Согласно подп. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Требования, которым должно отвечать жилое помещение как объект жилищных прав, изложены в п. 2 ст. 15 ЖК РФ, а именно оно должно отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам. В соответствии со ст. 5 Законом Нижегородской области от 10.12.2004 № 147-3 органы местного самоуправления по месту выявления и первичного устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, осуществляют меры по реализации права ребенка на жилое помещение. С целью реализации указанного права органы местного самоуправления по месту нахождения закрепленных за детьми жилых помещений ведут учет таких помещений и обеспечивают их сохранность, а также организуют проведение необходимых мероприятий по подготовке жилых помещений к заселению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения в момент постановки на учет в органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, осуществляющих государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан, ставятся на учет нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в органах местного самоуправления по месту их выявления и первичного устройства (в ред. Закона Нижегородской области от 30.11.2007 № 171-3). Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в органах местного самоуправления, обеспечиваются органами местного самоуправления жилой площадью не ниже установленных действующим жилищным законодательством социальных норм однократно. Согласно п.п. 9, 10, 11 Положение о порядке формирования сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в Нижегородской области, утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 02.12.2008 № 566, органы местного самоуправления контролируют поступление информации, указанной в пунктах 5, 6 настоящего Положения, и при необходимости сами запрашивают соответствующие данные. В отношении детей-сирот, находящихся на службе в Вооруженных силах Российской Федерации или в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют сбор информации, необходимой для формирования списка муниципального образования. Включение детей-сирот в список муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления по месту выявления и первичного устройства детей-сирот. В случае если место выявления ребенка-сироты отлично от места его первичного устройства, включение детей-сирот в список муниципального образования осуществляется органом местного самоуправления, принявшим муниципальный правовой акт об отнесении ребенка к указанной в пункте 1 настоящего Положения категории лиц. В список муниципального образования включаются дети-сироты, у которых срок окончания пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, прекращения опеки (попечительства), а также окончания службы в Вооруженных силах Российской Федерации или возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, уже наступил или наступит через год. В силу п.п. 3.5.1 и 3.5.2 Положение по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан Богородского района, утвержденного постановлением главы администрации Богородского района от 20.04.2009 № 803, в функции отдела жилищной политики администрации Богородского района входит: постановка на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях и предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В нарушении указанных требований закона, Рудых И.В. и Р.С.В., лица из числа детей-сирот, обладающих правом на постановку в очередь нуждающихся в жилых помещениях на территории Богородского района, до настоящего времени органом местного самоуправления жилым помещением в данную очередь не включены. Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обраться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечение права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. Статьей 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ от 21.12.1996 года (в редакции от 22.08.2004 года) прокурору предоставлено право обращаться в суд с исковым заявлением в защиту прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, <данные изъяты> Судом к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц на стороне истца с правом предъявления самостоятельных требований - Рудых И.В., Р.С.В. и Кириллова М.В. - законный представитель Р.С.В. <данные изъяты> Третье лицо -Кириллова М.В. - законный представитель Р.С.В. в судебное заседание не явилась, в заявлении просит рассмотреть гражданское дело в ее отсутствии, <данные изъяты> Суд определил рассмотреть дело в отсутствие третьего лица Кирилловой М.В. - законного представителя Р.С.В. в порядке, предусмотренном п. 5 ст. 167 ГПК РФ. В судебном заседании помощник Богородского городского прокурора Тараканов Д.А. заявил об отказе отчасти исковых требований, а именно от требований о принятии мер по устранению нарушений в жилом помещении -квартире № расположенной в доме № по <адрес> и в указанном жилом доме в целях создания условий, пригодных для проживания. Производство по делу в данной части иска прекращено, о чем вынесено определение. На исковых требованиях об обязании включить Рудых И.В. и Р.С.В. в очередь детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, настаивает в полном объеме, так как на каждую из девочек приходится по обезличенно кв.м. в предоставленном им жилом помещении, кроме того жилое помещение не имеет отдельной ванной комнаты, кухни- жилой дом имеет статус общежития. Рудых И.В., в интересах которой заявлен иск прокурором, в судебном заседании с иском заявленным прокурором согласна, при этом пояснила, что комната в общежитии не пригодная для проживания, обезличенно кв.м. с оголенными проводами, без розеток, осыпается штукатурка. Она там была после смерти матери ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время то есть в период рассмотрения иска в суде, она комнату не осматривала. Пока она учится ей удобнее жить у бывшего опекуна в <адрес>. Представитель ответчика администрации Богородского района Нижегородской области Козлова Н.Н., действующая на основании доверенности <данные изъяты> иск не признала, пояснив, что квартира отремонтирована, пригодна для проживания. Одной из девочек возможно проживать в этой квартире, ее площадь согласно выписке обезличенно кв.м. Норма по предоставлению жилых помещений обезличенно кв.м. на человека. Одна из девочек вполне может там проживать, а по другой девочке решение суда оставляет на усмотрение суда. Соседи не по этажу не возражают об установке стола на кухне и стиральной машины. Одна из девочек имеет право встать на очередь. Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему: Согласно ст. 2 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Статьей 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ от 21.12.1996 года (в редакции от 22.08.2004 года) прокурору предоставлено право обращаться в суд с исковым заявлением в защиту прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Согласно подп. 2 п. 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ, или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). П. 2 ст. 5 Закона Нижегородской области от 10 декабря 2004 года № 147-3 «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области» установлено, что указанные категории лиц ставятся на учет нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в органах местного самоуправления по месту их выявления и первичного устройства. В целях реализации ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Правительством Нижегородской области принято Постановление № 315 от 28 мая 2010 года «Об утверждении Положения о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета и субсидий, поступающих на указанные цели из федерального бюджета». Пунктом 1.4 указанного Постановления предусмотрено: «Предоставление детям-сиротам жилых помещений осуществляется министерством социальной политики Нижегородской области». Пунктом 1.5. предусмотрено предоставление жилых помещений по договорам социального найма за счет средств федерального и областного бюджетов на соответствующий финансовый год. Указанными нормами установлены дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В Нижегородской области жилые помещения по договору социального найма предоставляются детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, включенным в сводный список на соответствующий финансовый год, который составляется Министерством социальной политики на основании списков, формируемых органами местного самоуправления, в данном случае - администрацией Богородского района, в соответствии с Положением о порядке формирования сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, за счет средств областного бюджета в Нижегородской области, утвержденного постановлением правительства Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ №. Требования, которым должно отвечать жилое помещение как объект жилищных прав, изложены в п. 2 ст. 15 ЖК РФ, а именно, оно должно отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам. К жилым помещениям статьей 16 ЖК РФ отнесены, в том числе квартира, часть квартиры; комната. Решением Земского собрания <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № « Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения на территории <адрес>» постановлено : Из представленных суду письменных доказательств следует, что Рудых И.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ., Р.С.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> Рудых И.В. и Р.С.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находились в ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей <данные изъяты> Постановлениями главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № Рудых И.В. и Р.С.В. переданы в приемную семью К.М.В. <данные изъяты> Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № за несовершеннолетней Рудых И.В. и Р.С.В. сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> Указанная квартира состоит из одной комнаты, имеет площадь общую и жилую обезличенно кв.м, туалет и кухня -общие на несколько квартир, ванная комната отсутствует <данные изъяты> Анализируя совокупность представленных сторонами доказательств и учитывая приведенные выше нормы действующего законодательства, суд приходит к убеждению о законности и обоснованности иска прокурора. По мнению суда, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений, и обеспечивается дополнительными гарантиями, предусмотренными приведенными выше положениями законодательства. Рудых И.В. и Р.С.В. относятся к категории лиц, нуждающихся в жилых помещениях - площадь квартиры обезличенно, минимально должно быть -обезличенно кв.м, исходя из учетной нормы площади жилого помещения -обезличенно квадратных метров общей площади, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения, в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При таких обстоятельствах иск прокурора подлежит удовлетворению: Рудых И.В. и Р.С.В. подлежат включению в очередь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Иск Богородского городского прокурора удовлетворить : Обязать Администрацию Богородского района Нижегородской области включить Рудых И.В. ДД.ММ.ГГГГ рождения и Р.С.В. ДД.ММ.ГГГГ рождения в очередь детей -сирот и детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей -сирот и детей оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями. Решение может быть обжаловано, на решение может быть принесен протест в Нижегородский областной суд путем подачи кассационной жалобы, принесения кассационного протеста через Богородский городской суд Нижегородской области в течение в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ. Председательствующий судья В.В.Хохлова.